Общая характеристика политических и правовых учений в США в XVIII-XIX вв.

Общая характеристика политических и правовых учений в      Западной Европе в XVII – начале XVIII вв.

В XVI – XVII вв. капиталистический уклад получал всё большее развитие в экономике стран Западной Европы. В наиболее развитых странах выросшая буржуазия не мирилась с феодальным строем. Она требовала обеспечения свободы и безопасности личности и частной собственности, создания необходимых для этого политических и юридических гарантий. В XVII в. Произошли первые успешные буржуазные революции – в Голландии и Англии.

Нарастание кризиса феодального строя сопровождалось становлением юридического мировоззрения. Юридическое мировоззрение шло на смену теологическому мировоззрению средних веков, было «классическим мировоззрением буржуазии». Методологической основой юридического мировоззрения был рационализм, т.е. общественных отношений с позиций «здравого разума», применение к ним правил логики. Для глубинного постижения объективной логики исторического процесса ещё не пришло, т.к. суть объективных, материальных отношений могла быть постигнута на другой методологической основе.

Юридическое мировоззрение было эффективным орудием сокрушительной критики феодализма и его политико-правовых доктрин. Противопоставляя «неразумному» феодализму представления о будущем «разумном» обществе, буржуазные идеологи возводили в идеал отношения свободных товаропроизводителей, связанных отношениями конкуренции. Вот почему право (закон) представлялось основой, связью общества, которое нередко теоретически отождествлялось с государством. Государство рассматривалось более всего как гарант права, поскольку для развития буржуазии первостепенную важность имело не наделение каждого буржуа политическими правами, а создание прочного правопорядка, основанного на формальном равенстве субъектов права, гарантиях свободы предпринимательства, частной инициативы и конкуренции. Поэтому буржуазное правоведение складывалось преимущественно как «теория права и государства».

Равенство перед законом стало основным боевым кличем буржуазии.

Классическим воплощением юридического мировоззрения явилась теория естественного права. Её идейные истоки восходят к трудам ранних буржуазных мыслителей, особенно к их попыткам построить политико-правовую теорию на исследовании природы и страстей человека. Теория естественного права основана на признании всех людей равными и наделёнными естественными страстями, стремлениями, разумом. Антифеодальный характер теории естественного права уже состоял в том, что все люди признавались равными, и это было возведено в обязательный принцип положительного, т.е. действующего права.

 

 

Политические и правовые учения в России в XVII-XVIII вв.: общая характеристика

На рубеже XVII-XVIII вв. русское феодальное государство окончательно оформляется как абсолютная монархия. Реформы Петра I завершили ликвидацию старофеодальных учреждений, положили начало преодолению промышленной, военной, культурной отсталости страны. При Петре I закончились консолидация и законодательное оформление феодалов в единое привилегированное «благородное» сословие (шляхетсво), резко противостоявшее отсталым группам, особенно «подлому люду». Одновременно резко расширилось и укрепилось крепостное право. При Петре I в крепостное состояние были обращены многие ранее свободные люди, сотни и тысячи крепостных приписывались к фабрикам и заводам, помещики наделялись правом суда над крепостными.

Период петровских реформ сопровождался значительным изменением идейной основы, содержания и программных положение политико-правовой идеологии государствующего класса. Одной их реформ выражения этой идеологии были законодательные акты абсолютистского государства, бесчичленные указы, регламенты, уставы, манифесты, многие из которых написаны Петром или им отредактированы.

Официальная доктрина абсолютизма включала традиционное теологическое обоснование царской власти. Власть монарха рассматривалась как «божественное поручение» но основным способом обоснования петровских реформ были ссылки на «общее благо».

Однако под общим благом практически разумелось прежде всего укрепление господствовавшего класса феодалов, расширение его привилегий, ужесточение крепостничества. Помимо расширения и укрепления крепостничества резко выросла торговля крепостными – продажа вообще, продажа одиночками отдельно от земли.

Идея «общего блага», даже «всенародной пользы» была присуща многим абсолютным монархиям того времени. Суть её сводилась к тому, что лишь монархи знают, что именно их подданным и стране в целом. И на Западе, и в России концепция просвещённого абсолютизма основана на высокомерном и презрительном отношении к народу, как тёмной, непросвещённой, пассивной массе.

Обрушивая на подданных лавину указов, Пётр был обеспокоен малой эффективностью многих их его предписаний. Проблема усложнялась и тем, что гигантски выросший за время его реформ чиновничий аппарат был пропитан духом взяточничества, казнокрадства, своеволия, ябедничества.

 

 

                                 

 

 

Общая характеристика политических и правовых учений в США в XVIII-XIX вв.

Формирование политических и правовых учений в США происходило в период обостряющегося конфликта между североамериканскими колониями Англией, вылившегося в освободительную войну 1775-1783 гг. Колонисты-пуритане стремились найти в Америке «землю обетованную», т.е. место, где они могли бы жить в полном соответствии с заповедями первых христиан. Одним из источников напряжённости между колониями и Англией стал конфликт между англиканской церковью и протестантскими общинами. Протестанты считали, что англиканская церковь ещё не полностью избавилась от пороков католицизма и нуждается в реформировании.

Потребности идеологического обоснования независимости североамериканских колоний, а также создания государственного устройства, гарантирующего политическую стабильность в обществе, обусловили специфику политико-правовых учений США, которые строились на основании заимствования выводов и положений западноевропейской естественно-правовой доктрины, теории общественного договора, народного суверенитета и других и воплощении их в практику государственного строительства. Характерной особенностью политических и правовых учений в США является фактическое закрепление положений этих учений в конституционных актах.

Американское просвещение было однородным. В политических и правовых учениях США существовало два основных направления: радикально-демократическое (Т. Джефферсон, Т.Пейн и др.) и консервативное (А. Гамильтон, Дж. Вашингтон и др.). Радикальное направление преобладало в начальный период войны за независимость и отражало интересы народных масс. Оно отстаивало принципы неотчуждаемости прав человека, народного суверенитета, равенства и т.д. и допускало возможность использования революционных средств в борьбе за естественные права. Консервативное направление отражало интересы крупной промышленности и финансовой буржуазии, плантаторов.

 

 

 


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 398; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!