Занятие 17. Политико-правовые идеи в России в первой половине ХХ в.



Вопросы для обсуждения:

1. Концепция правового государства С. Котляревского.

2. Концепция власти и государства Г. Шершеневича.

3. Учение о правовом социалистическом государстве Б. Кистяковского.

4. Психологическая теория права Л. Петражицкого.

5. Политико-правовая доктрина большевизма. В.И. Ленин.

 

Темы рефератов

1. Идеи Е. Трубецкого о внутренней связи права, морали и религиозности.

2. Правопонимание советского времени.

3. Политико-правовые идеи И.А. Ильина.

4. Социологическая концепция П. Сорокина.

5. Политико-правовые взгляды Н.А. Бердяева.

Вопросы и задания для промежуточного контроля по разделу

«Политические и правовые учения в ХХ в.»

 

1. Какую классификацию права разработал Е. Эрлих?

2. Что представляет собой норма солидарности, по мнению Л. Дюги?

3. Что такое интуитивное право по Л.И. Петражицкому?

4. Что представляет собой право и государство, по мнению Кельзена?

5. Какие группы интересов, по мнению Р. Паунда, закрепляются правом?

6. Что такое право для «правовых реалистов»?

7. Какое влияние имела доктрина В.И. Ленина на правопонимание советского времени?

8. Каковы особенности подхода И.А. Ильина к праву?

9. Что значит первичные и вторичные юридические правила по Г. Харту?

10. Назовите особенности подхода Л.Д. Троцкого к государству и праву

11. Кратко охарактеризуйте суть теории институционализма М. Ориу?

12. Как характеризует справедливость Дж. Роулс в своей теории справедливости?

13. Каковы истоки и основные идеи политико-правовой идеологии фашизма?

Планирование самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Для самостоятельной работы студентов по данной дисциплине предусмотрено 40 часов. Тематика рефератов, методические указания по подготовке к практическим занятиям, вопросы для промежуточного контроля по каждому разделу курса приводятся в разделе 4.2. «Содержаниедисциплины (Практическая часть)», тестовые задания для проведения текущего контроля знаний, перечень основных вопросов для проведения аттестации по итогам освоения дисциплины – в данном разделе.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

 

1. Предмет истории политических и правовых учений.

2. Понятие и структура политико-правового учения.

3. Методология истории политических и правовых учений. Периодизация курса.

4. Становление и развитие политико-правовой идеологии как специфической формы общественного сознания.

5. Зарождение политико-правовой мысли. Разрушение мифологических представлений об устройстве общества в период разложения родового строя.

6. Политические и правовые учения древнейших государств мира (Древний Египет, Древний Вавилон).

7. Политико-правовые учения Древней Индии.

8. Политико-правовые учения Древнего Китая.

9. Учение софистов и Сократа о праве и государстве.

10. Учение Платона о государстве и законах.

11. Политико-правовое учение Аристотеля.

12. Политико-правовые учения в период упадка древнегреческих государств. Эпикур. Стоицизм. Полибий о естественном круговороте политических форм.

13. Политико-правовые воззрения Цицерона.

14. Правовые воззрения римских юристов.

15. Политико-правовая идеология раннего христианства. Теократическая теория Иоанна Златоуста.

16. Учение Августина Аврелия о двух градах.

17. Учение Фомы Аквинского о законах и государстве.

18. Политико-правовые идеи в идеологии средневековых ересей.

19. Учение Марсилия Падуанского о законах и государстве.

20. Политико-правовая концепция ислама в странах Арабского Востока.

21. Политико-правовые идеи в трудах арабских философов

Средневековья. Ибн-Хальдун.

22. Становление политико-правовой идеологии в Древнерусском государстве.

23. Политические и правовые идеи Реформации (М. Лютер, Т. Мюнцер, Ж. Кальвин).

24. Политические идеи тираноборцев (монархомахов). Э. де Ла Боэси о добровольном рабстве.

25. Политическое учение Н. Макиавелли.

26. Теория государственного суверенитета Ж. Бодена.

27. Социальные и политико-правовые идеи Т. Мора и Т. Кампанеллы.

28. Политико-правовые идеи нестяжателей и иосифлян.

29. Учение о верховной власти в теории Филофея «Москва – третий Рим».

30. Политическая программа И. Пересветова.

31. Политические взгляды Ивана Грозного и Андрея Курбского.

32. Политико-правовая концепция И.Т. Тимофеева.

33. Теории естественного права и договорного происхождения государства Г. Гроция.

34. Обоснование демократии в учении Б. Спинозы о праве и государстве.

35. Политико-правовая концепция Дж. Локка. Проект конституционной монархии.

36. Т. Гоббс о праве и государстве.

37. Основные политико-правовые учения в годы Английской буржуазной революции.

38. Политические концепции С. Полоцкого и Ю. Крижанича.

39. Учения о государстве и праве Ф. Прокоповича и В. Татищева.

40. Политическая концепция И.Т. Посошкова.

41. Естественно-правовые теории Пуфендорфа и Томазия.

42. Правовая теория Ч. Беккариа.

43. Учения Ш. Монтескье и Вольтера о законах и государстве.

44. Политико-правовое учение Ж.Ж. Руссо.

45. Политико-правовые взгляды французских материалистов (Дидро, Гольбах, Гельвеций) и социалистов (Морелли, Мелье).

46. Политико-правовые идеи Великой Французской революции.

47. Политико-правовая мысль США периода борьбы за независимость (Т. Джефферсон, Т. Пейн, А. Гамильтон).

48. Идеология просвещенного абсолютизма. Екатерина Великая.

49. Основные политико-правовые положения буржуазного либерализма в учении С. Десницкого.

50. Идеология феодальной аристократии. М.М. Щербатов о государстве и праве.

51. Историческая школа права.

52. Учение И. Канта о праве и государстве.

53. Консервативные политико-правовые учения в Европе конца XVIII – начала XIX вв. Ж. де Местр. Э. Берк.

54. Политико-правовые представления европейских социалистов первой половины XIX века (Сен-Симон, Фурье, Оуэн).

55. Политико-правовое учение Г. Гегеля.

56. Либеральные концепции первой половины XIX в. Б. Констан, И. Бентам.

57. Возникновение юридического позитивизма в правоведении ХIХ в. Дж. Остин.

58. Учение О. Конта о государстве и праве.

59. Политико-правовая мысль России начала XIX в. Н.М. Карамзин и М.М. Сперанский

60. Политические и правовые идеи декабристов.

61. Политические и правовые взгляды западников и славянофилов. П.Я. Чаадаев.

62. Политико-правовая доктрина марксизма.

63. Русская либеральная политико-правовая мысль второй половины XIX в.

64. Политико-правовая идеология русского народничества.

65. Учение Р. Йеринга о государстве и праве.

66. Политико-правовая идеология анархизма. Прудон.

67. Политико-правовые учения и программа социал-демо-кратии. Ф. Лассаль.

68. Органическая теория государства Г. Спенсера.

69. Политико-правовые идеи Л. Гумпловича и Г. Еллинека.

70. Неокантианская теория права и государства. Р. Штаммлер.

71. Политико-правовое учение Ф. Ницше.

72. Политико-правовые идеи в России в начале ХХ в.

73. Психологическая теория права Петражицкого.

74. Учение Л. Дюги о государстве и праве. Солидаризм.

75. Нормативистская теория права Кельзена.

76. Социологическое направление в праве. П. Эрлих. Р. Паунд.

77. Современные теории естественного права.

78. Теория государства всеобщего благоденствия.

79. Теория плюралистической демократии.

80. Политико-правовая доктрина большевизма. Правопонимание советского времени.

ТЕСТЫ

1. Предметом истории политических и правовых учений являются:

а) история искусства управления государством;

б) законы приведения воли многих к единой цели;

в) теоретически оформленные в доктрину взгляды на государство, право, политику;

г) история политического неравенства и уничтожение людей из-за иллюзорных целей.

2. Объект правового учения:

а) правовые убеждения граждан;

б) мировоззрение правоведа;

в) правоотношения и правовые обычаи;

г) взаимосвязь права, политики, морали.

3. Политико-правовая идеология тоталитаризма не допускает:

а) многообразие идеалов и политико-правовых доктрин;

б) догматизма ни в каких областях знания;

в) отторжение человеческого разума, ограничение мышления;

г) господство политических лозунгов и изречений вождей.

4. Основателем даосизма, одного из наиболее влиятельных течений древнекитайской общественно-политической мысли, считается:

а) Конфуций;

б) Лао-цзы;

в) Мо-цзы;

г) Шан Ян.

5. Видным теоретиком легизма и одним из основателей школы «законников» в Древнем Китае был:

а) Конфуций;

б) Лао-цзы;

в) Мо-цзы;

г) Шан Ян.

6. Положение: «Мера всех вещей – человек», из которого софисты делали выводы о правомерности и справедливости демократического строя, принадлежит:

а) Платону;

б) Горгию;

в) Протагору;

г) Аристотелю.

7. Положение о тождестве разумного, справедливого и законного впервые сформулировал:

а) Протагор;

б) Сократ;

в) Торги и;

г) Солон.

8. Закон есть выражение согласованной, «взаимной справедливости», сумма индивидуальных добродетелей, утверждали:

а) софисты;

б) римские юристы;

в) представители средневековой схоластики;

г) представители средневековой патристики.

9. Концепция «идеального государства» принадлежит:

а) Платону;

б) Горгию;

в) Протагору;

г) Периклу.

10. Платон считал, что идеальное государство как правление лучших – это:

а) олигархия;

б) охлократия;

в) демократия;

г) аристократия.

11. По мнению Аристотеля полития как лучшая форма государства соединяет в себе лучшие стороны:

а) олигархии и тирании;

б) олигархии и демократии;

в) демократии и тирании;

г) демократии и аристократии.

12. Право Аристотель называл:

а) демократическим правом;

б) политическим правом;

в) аристократическим правом;

г) олигархическим правом.

13. Государство как дело, достояние народа определял:

а) Тит Лукреций Кар;

б) Аристотель;

в) Ульпиан;

г) Цицерон

14. Автором работы «О граде Божием» является:

а) Фома Аквинский;

б) Марсилий Падуанский;

в) Аврелий Августин;

г) Ирнений.

15. Четыре вида законов: вечный, естественный, человеческий и божественный в своем учении обосновывал:

а) Фома Аквинский;

б) Марсилий Падуанский;

в) Аврелий Августин;

г) Ирнерий.

16. Основателем школы глоссаторов в Болонье является:

а) Фома Аквинский;

б) Марсилий Падуанский;

в) Аврелий Августин;

г) Ирнерий.

17. Идея государства, построенного не по божественному промыслу или естественному закону, а по предначертаниям разума, была сформулирована:

а) в ренессансных утопиях;

б) в раннехристианских ересях;

в) в ведической традиции;

г) в Конституции СССР 1936 года.

18. «Власть государя должна покоится на крепкой основе, иначе она рухнет. Основой же власти... служат хорошие законы и хорошее войско» – утверждал:

а) Гуго Гроций;

б) Никколо Макиавелли;

в) Жан Воден;

г) Мартин Лютер.

19. Крупнейшим вкладом Ж. Бодена в развитие политико-теоретич-ского знания является:

а) формирование теории естественного права;

б) развитие идеологии Реформации;

в) разработка проблемы суверенитета государства;

г) введение термина «государство» в политическую науку Нового времени.

20. Автором теории «Москва – третий Рим» был:

а) Иван IV (Грозный);

б) Максим Грек;

в) Нил Сорский;

г) монах Филофей.

21. В известной переписке Ивана Грозного с Андреем Курбским преобладали политико-правовые аргументы:

а) веры;

б) централизма и местничества;

в) божьего суда;

г) упреков и обид.

22. Мнение о том, что война совершенно не совместима с правом, критиковал:

а) Гуго Гроций;

б) Никколо Макиавелли;

в) Жан Воден;

г) Мартин Лютер.

23. Государство учреждается людьми для того, чтобы с его помощью покончить с «войной всех против всех» утверждал:

а) Джон Локк;

б) Томас Гоббс;

в) Гуго Гроций;

г) Никколо Макиавелли.

24. Автором известного произведения «Об общественном договоре, или Принципы политического права» является:

а) Джон Локк;

б) Томас Гоббс;

в) Жан-Жак Руссо;

г) Шарль Монтескье.

25. По мнению Д. Локка, первое место в стране отводится власти:

а) исполнительной;

б) судебной;

в) законодательной;

г) федеративной.

26. Автором «Правды воли монаршей во определении наследника державы своей...» является:

а) В.Н. Татищев;

б) Ф. Прокопович;

в) Петр I;

г) А. Курбский.

27. Известный мыслитель эпохи европейского Просвещения, утверждающий соответствие законов и организации государственной власти географическим факторам и физическим свойствам страны, ее положению и размерам, климату и т.п.:

а) Джон Локк;

б) Томас Гоббс;

в) Жан-Жак Руссо;

г) Шарль Монтескье.

28. «Правление отеческое, при котором подданные, как несовершеннолетние, не в состоянии различать, что для них действительно полезно или вредно... такое правление есть величайший деспотизм», – писал:

а) Н. Макиавелли;

б) Г. Гегель;

в) И. Кант;

г) Ж. Воден.

29. Подчеркивая своеобразие своего подхода к исследованию сущности права, Гегель писал: «Наука о праве есть часть...»:

а) теологии;

б) юриспруденции;

в) философии;

г) антропологии.

30. «Никакая сила в обществе не может родить в государстве свободы гражданской, не установив свободы политической», – утверждал:

а) М.М. Сперанский;

б) Иван IV Грозный;

в) Николай I;

г) монах Филофей.

31. Главой школы «возрожденного естественного права» в России считался:

а) Г.Ф. Шершеневич;

б) Б.А. Кистяковский;

в) П.И. Новгородцев;

г) Г.В. Плеханов.

32. Русские теоретики правового государства дореволюционного периода:

а) Г.В. Плеханов, В.И. Ленин;

б) П.А. Кропоткин, М.А. Бакунин;

в) Б.Н. Чичерин, Б.А. Кистяковский, П.И. Новгородцев;

г) К.П. Победоносцев, К.Н. Леонтьев, Н.Я. Данилевский.

33. Классовый характер государства и права во второй половине XIX в. в Западной Европе обосновывают:

а) А. де Токвиль и О. Конт;

б) А. Смит и Д. Рикардо;

в) К. Маркс и Ф. Энгельс;

г) Дж. Остин и Г. Спенсер.

34. Возникновение юридического позитивизма обычно относят к первой половине XIX в. и связывают его с творчеством:

а) Б. Констана;

б) Дж. Остина;

в) А. Сен-Симона;

г) Р. Моля.

35. «Если бы потребовалось истинное определение парламента, надлежало бы сказать, что парламент есть учреждение, служащее для удовлетворения личного честолюбия и тщеславия и личных интересов представителей», – в статье «Великая ложь нашего времени» писал:

а) П.А. Сорокин;

б) П.И. Новгородцев;

в) И.А. Ильин;

г) К.П. Победоносцев.

36. В отечественной политико-правовой мысли инициатива теоретической постановки вопроса о возможной перспективе правового социалистического государства принадлежит:

а) К.П.Победоносцеву;

б) К.Н. Леонтьеву;

в) Б.А. Кистяковскому;

г) Н.Я. Данилевскому.

37. «Мы представляем себе общество в виде организма, в котором отношения между отдельными его членами определяются не законами..., а взаимными соглашениями», – утверждал один из представителей отечественного:

а) консерватизма;

б) либерализма;

в) национализма;

г) анархизма.

38. Основная работа австрийского правоведа Г. Кельзена называется:

а) «Философия права»;

б) «Чистая теория права»;

в) «Метафизика нравов»;

г) «Определение предмета юриспруденции».

39. Исконное славянское общество и государство, считая последнее вторичным по отношению к жизни народа в России противопоставляли:

а) западники;

б) анархисты;

в) славянофилы;

г) социал-демократы.

40. «Новый путь развития России – это идея единения России и Европы», – в середине XVIII в. утверждали:

а) западники;

б) анархисты;

в) славянофилы;

г) социал-демократы.

41. «Своеобразие народа обнаруживается в его праве также, как и его языке и нравах», – в первой половине XIX в. утверждали представители:

а) юридического позитивизма;

б) теологической доктрины;

в) классовой теории;

г) исторической школы права.

42. «Правовые отношения ...коренятся в материальных жизненных отношениях, анатомию этих отношений следует искать в политической экономии» – утверждал:

а) К. Маркс;

б) А. де Токвиль;

в) Г. Гегель;

г) К.Ф. Савиньи.

43. «Право – это совокупность условий, при которых произвол одного лица совместим с произволом другого», – утверждал:

а) Г. Гегель;

б) И. Кант;

в) Ш.Л. Монтескье;

г) О. Конт.

44. Книга Ч. Беккариа, в которой обосновываются идеи, положенные в основу «классической теории» уголовного права, называется:

а) «Наказ»;

б) «О принцепсе»;

в) «Два трактата о правлении»;

г) «О преступлениях и наказаниях».

45. А. Радищев видел воплощение радикальных идей непосредственной демократии:

а) в Новгородской республике;

б) в Московском царстве;

в) в Киевской Руси;

г) в Галицко-Волынском княжестве.

46. «Сила правительства ограничивается равновесием сил народных. В сем состоит внутренний образ правления», – в начале XIX в. писал:

а) М.М. Сперанский;

б) Н.М. Карамзин;

в) П.Я. Чаадаев;

г) Ф. Прокопович.

47. Свое учение о праве и государстве Г.Ф. Шершеневич создавал на основе методологии:

а) «возрожденного» естественного права;

б) юридического позитивизма;

в) марксизма;

г) социологической юриспруденции.

48. Следуя И. Канту, Б.А. Кистяковский утверждал, что в основе права лежит:

а) абстрактное право;

б) «дух нации»;

в) «общая польза»;

г) принцип этического долженствования.

49. «Правовое государство подразумевает верховенство частного права над публичным и над конституцией в том числе» утверждал:

а) Б. Муссолини;

б) Р. Паунд;

в) Ф. фон Хайек;

г) К. Маркс.

50. Автором психологической теории права и государства является:

а) П.И. Новгородцев;

б) Г.Ф. Шершеневич;

в) Л.И. Петражицкий;

г) Е.Н. Трубецкой.


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 801; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!