Список учебников и хрестоматий.

Тема 1: Предмет, метод и периодизация ИППУ (2 часа).

1. Предмет ИППУ. Соотношение ИППУ с другими общественными науками.

2. Понятие и структура политико-правовых доктрин. Связь мировоззренческой основы политико-правового учения, его теоретического содержания, программных положений.

3. Закономерность развития политико-правовой идеологии. Классовое и общечеловеческое в политико-правовых доктринах.

4. Методология ИППУ. Критерии оценки политико-правовых доктрин.

5. Периодизация ИППУ. Структура курса.

 

Доклады по темам:

1. Соотношение ИППУ с другими общественными науками.

2. Закономерность развития политико-правовой идеологии.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Что относится к предмету ИППУ?

2. Назовите основные периоды политической мысли, изучаемые ИППУ.

3. Охарактеризуйте понятие «политико-правовая доктрина».

4. Каково место ИППУ в системе юридического знания?

 

Тема 2: Политические и правовые учения Древнего Мира (4 часа).

Семинар

1. Представления о естественной справедливости в концепции даосизма (Лао-цзы).

2. Патриархально-патерналистская концепция государства Конфуция, его взгляды о соотношении нравственности и закона.

3. Мо-цзы о естественном равенстве людей и договорном происхождении государства. Концепция легизма (Шан Ян, Хань Фэй и др.).

4. Государственно-правовая мысль в Древней Индии. Учение брахманизма ("Законы Ману") о дхарме и кастовом строе общества.

5. Идеи естественного закона и равенства людей в буддизме.

6. Положения трактата «Артхашастра» о задачах изучения закона и политики.

 

Доклады по темам:

1. Теория о «Мандате неба» ( Чжоу Гун)

2. Политические и правовые учения Древнего Египта.

3. Политические и правовые учения Вавилона.

Семинар

6. Учение Сократа о разумных и справедливых основах полиса и его законов, о понятийном единстве справедливого и законного. Учение Платона о совершенном государстве и разумном законе, его идеи о естественном праве и равенстве.

7. Учение Аристотеля о праве и государстве. Этика, политика и право. Концепция человека как "политического существа". Учение о формах правления, о естественном и волеустановленном праве, о двух видах справедливости.

8. Естественноправовое учение Цицерона о государстве и его законах. Трактовка государства как "дела народа" и "общего правопорядка". Концепция смешанной формы правления.

9. Учение римских стоиков (Сенека, Марк Аврелий, Эпиктет) об универсальном естественном праве и космополисе (вселенском естественном государстве).

 

Доклады по темам:

 

1. Идеи Пифагора и пифагорейцев о праве и справедливости в полисе как "воздаянии другому равным".

2. Учение Платона о совершенном государстве и разумном законе, его идеи о естественном праве и равенстве.

3. Договорная концепция справедливости в учении Эпикура о государстве, естественном праве и законах полиса.

4. Древнегреческие стоики (Зенон, Хрисипп) о естественном праве, полисе и его законах.

5. Учение римских юристов о праве и государстве. Формирование и развитие юриспруденции как самостоятельной науки о праве и государстве. Различение и соотношение естественного и позитивного права. Концепция справедливого закона.

6. Учение Полибия о формах правления.

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. В чем особенность политико-правовой мысли стран Древнего Востока?

2. Назовите основные положения буддизма.

3. Какие особые функции присущи ремеслу правителя согласно «Артхашастре»?

4. Назовите основной принцип государственного управления согласно легистской концепции.

5. Раскройте основные положения патриархально-патерналистской концепции государства Конфуция.

6. Какое содержание вкладывали в принцип «у-вей» даосисты?

7. Кто является мерой всех вещей согласно концепции Протагора?

8. В чем состоит основная задача государства согласно Платону?

9. В чем причина возникновения государства, по мнению Аристотеля?

10. Аристотель различал два вида справедливости: уравнивающую и распределяющую. Чем различаются эти два вида справедливости? По какому принципу должно осуществляться, по мнению Аристотеля, распределения благ в обществе?

11. В чем суть этической добродетели согласно Сократу?

12. В каковы основные элементы «смешанной формы правления» Цицерона?

13. Сенека отстаивал идею духовной свободы всех людей независимо от их общественного положения. «Тот, кто думает, что рабство распространяется на всю личность, — писал он, — заблуждается: ее лучшая часть свободна от рабства». О какой «части» личности говорит Сенека?

14. Назовите основные идеи эпикуровской этики.

 

Список учебников и хрестоматий.

 

1. История политических и правовых учений. Т. 1-5. Отв. ред. B.C. Нерсесянц. М., 1985-1995.

2. История политических и правовых учений. Учебник для вузов. Под ред. B.C. Нерсесянца. М., 2002.

3. История политических и правовых учений. Учебник для вузов. Под ред. О.Э.Лейста. М., 1997 г.

4. История политических учений. Учебник для вузов. Под ред. О.В. Мартышина. М., 2002.

5. Антология мировой правовой мысли. В 5 тт. Том 1. Античный мир и Восточные цивилизации. М., 1999.

6. Антология мировой правовой мысли. В 5 тт. Том 2. Европа V-XVII вв. М., 1999.

Источники.

1. "Артхашастра" или наука о политике. М., 1993.

2. Древнекитайская философия. Т. 1. М., 1972; Т. 2. М., 1973.

3. Законы Ману. М., 1960.

4. Шан цзюнь шу ( книга правителя области Шан). М., 1968.

5. Аристотель. Соч. в 4 т. М., 1983.

6. Аристотель. Политика. М., Любое Издание

7. Аристотель. Политика. Афинская полития. М., 1997.

8. Платон. Государство // Собр. соч. Т. 3 т. М., 1994.

9. Платон. Законы. М., 1999.

10. Платон. Соч. в 4 т. М., 1971.

11. Цицерон М.Т. Диалоги о государстве. О Законах. М., 1966.

12. Цицерон М.Т. Избранные сочинения. М., 1975.

 

 

Дополнительная литература по политической мысли Др. Востока:

 

1. Зарождение и развитие политической мысли. Политическая мысль Древнего мира. М., 1993.

2. Батиев Л.В. Закон и справедливость в философии Платона. //Правоведение. 2005. №5.

3. Батиев Л.В. Закон и право в философии Аристотеля. //Правоведение. 2004. №3.

4. Борисов Л.П. Краткие очерки истории политических учений. Древний мир. Эпоха Просвещения: Учебное пособие. М., 1996.

5. Кроль Ю.Л. Конфуцианская и легистская интерпретация категории единства в трактате "Янь те лунь" 1 в. до н.э. // Зарубежный Восток: религиозные традиции и современность. М., 1983.

6. Кроль Ю.Л. Правовые воззрения легистов из трактата "Янь те лунь" (I в. до н.э.) // Историография и источниковедение истории стран Азии и Африки. Вып. 16. Спб., 1995.

7. Переломов А.В. Конфуцианство и легизм в политической истории Ки­тая. М., 1981.

8. Переломов Л.С. Легистская концепция "равенства перед законом" и ханьская бюрократия // Китай: общество и государство. М., 1973.

9. Романов А.С. Древнеиндийские представления о царе и царстве // Вестник древней истории. 1978. № 4.

10. Торчиков Е.А. Даосизм и императорская власть в традиционном Ки­тае // Общественные движения и их идеология в добуржуазных обще­ствах Азии. М., 1988.

11. Ян Юн-го. История древнекитайской идеологии. М., 1957.

12. Гуторов В.А. Античная социальная философия. М., 1989.

13. Деревнин Е. М. Учение Цицерона о государстве и праве. М, 1985.

14. Доватур А,Л. Политика и политии Аристотеля. М.; Л., 1965.

15. Зарождение и развитие политической мысли. Политическая мысль Древнего мира. М., 1993.

16. Зиновина М.А. Теория права Аристотеля и греческое право IV в. до н.э. М., 1992.

17. Евдокимов Р.Б. Должностные лица в идеальном государстве платоновских "Законов" // Платон и его эпоха. М., 1979.

18. Карабущенко П.Л. Антидемократические традиции античности // Из­вестия вузов. Правоведение. 1998. № 3. 

19. Королева - Конопляная Г.И. Идеальное государство и идеальное управление в политических учениях Платона и Аристотеля. М., 1992. 

20. Кравцов Н.А. Учение Аристотеля о политике и праве // Правоведение. 2002. № 5.

21. Луковская Д.И. Философия и политика: Взаимосвязь теории и прак­тики (Древняя Греция) // Из истории развития политико-правовых идей. М., 1984.

22. Мирзаев СБ. Античные учения о формах государства // Историко-правовые исследования: проблемы и перспективы. М., 1982.

23. Нерсесянц B.C. Платон. М., 1984.

24. Нерсесянц B.C. Политические учения Древней Греции. М., 1979.

25. Нерсесянц B.C. Сократ. М., 1996.

26. Новгородцев П.И. Сократ и Платон // Новгородцев П.И. Сочинения. М., 1995.

27. Общественно-политические и философские учения Древней Греции и Рима. М., 1976.

28. Сморгунова В.Ю. Человек и политика в философии Платона // Про­блема человека в истории науки и философии. Л., 1990.

29. Утченко С.Л. Политические учения Древнего Рима. М., 1977.

30. Утченко С.Л. Политические учения Древнего Рима Ш-1 в. до н.э.. М., 1972.

31. Шалимов О. А. Образ идеального правителя в сочинениях Луция Аннея Сенеки // Зеркало истории. 20 лет кружку истории и средневеко­вья. М 1992.

32. Чичерин Б.Н. Политические мыслители. СПб., 1999.

 


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 157; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!