Русский либерализм к Х1Х – н. ХХ в



Государственно-правовые идеи Л.А. Тихомирова.

Философия права и государства В.С. Соловьева.

В. С. Соловьев (1853–1900) оставил заметный след в обсуждении многих актуальных проблем своего времени, таких как право и нравственность, христианское государство, права человека, а также отношение к социализму, революции, судьбе России. В. С. Соловьев был самым авторитетным представителем отечественной философии, в том числе философии права, много сделавшим для обоснования мысли о том, что право, правовые убеждения необходимы для нравственного прогресса.

"История политических и правовых учений. Шпаргалка"

Особенно плодотворными оказались его обсуждения темы социального христианства и христианской политики. Политическая организация в представлении В. С. Соловьева есть благо природно-человеческое, необходимое для жизни, как и физический организм.

Христианство дает нам высшее благо, духовное благо и при этом не отнимает у нас низших, природных.

Правило истинного прогресса состоит в том, чтобы государство как можно менее стесняло внутренний мир человека, предоставляя его свободному духовному действию церкви, и вместе с тем как можно вернее и шире обеспечивало внешние условия «для достойного существования и совершенствования людей».

Другой важный аспект политической организации и жизни составляет характер взаимоотношений государства и церкви. Именно государство должно стать главным гарантом в обеспечении права каждого человека на достойное существование. Нормальная связь церкви и государства находит свое выражение в постоянном согласии их высших представителей – первосвя-тителя и царя. Рядом с этими носителями безусловного авторитета и безусловной власти должен быть в обществе и носитель безусловной свободы – человек. Эта свобода не может принадлежать толпе, она не может быть атрибутом демократии – настоящую свободу человек должен заслужить внутренним подвигом.

Право свободы основано на самом существе человека и должно быть обеспечено извне государством.

Для правопонимания В. С. Соловьева, помимо общего уважительного отношения к идее права, характерно стремление выделить нравственную ценность права, правовых институтов и принципов. Такая позиция отражена у него в самом определении права, согласно которому право является прежде всего «низшим пределом или некоторым минимумом нравственности, равно для всех обязательным». Естественное право и положительное право для него – лишь две различные точки зрения на один и тот же предмет. При этом естественное право воплощает «рациональную сущность права», а право положительное олицетворяет историческую сущность права. Последнее является правом, реализованным в зависимости «от состояния нравственного сознания в данном обществе и от других исторических условий».

Психологическая теория права Л.Петражицкого.

Возникновение психологической теории права было связано с процессом становления психологии как самостоятельной отрасли знаний.

Лев Петражицкий (1867–1931). «Теория права и государства в связи с теорией нравственности» (1907). Право коренится в психике индивида. Юрист поступит ошибочно, утверждал он, если станет отыскивать правовой феномен «где-то в пространстве над или между людьми, в «социальной среде» и т.п., между тем как этот феномен происходит у него самого, в голове, в его же психике, и только там».

Источник права – эмоции человека. Свою теорию Петражицкий называл «эмоциональная теория» и противопоставлял ее иным психологическим трактовкам права, исходившим из таких понятий, как воля, коллективные переживания в сознании индивидов. Эмоции – главный побудительный элемент психики. Именно они заставляют людей совершать поступки. Эмоции бывают: моральные (односторонние; связаны с осознанием человеком своей обязанности или долга; нормы морали – это внутренние императивы) и правовые (двусторонние; чувство долга сопровождается в них представлением о правомочиях других лиц, и наоборот; возникающие из них нормы носят предоставительно – обязывающий характер).

Теория Петражицкого безгранично расширяла понятие права. Он считал правовыми любые эмоциональные переживания, связанные с представлениями о взаимных правах и обязанностях. Правовые нормы – это и правила различных игр, и прави ла вежливости, этикета и т.п. Они создаются не путем согласования эмоций участников общественных отношений, а каждым индивидом в отдельности. Ученый допускал существование правовых отношений с неодушевленными предметами, животными и др.

Многочисленные правовые нормы, создаваемые индивидами, неизбежно вступают в противоречия друг с другом. На ранних этапах истории способом их обеспечения выступало самоуправство, т.е. защита нарушенного права самим индивидом или группой близких ему лиц. С развитием культуры правовая защита и репрессия упорядочиваются: возникает система фиксированных юридических норм в форме обычаев и законов, появляются суд, органы исполнения наказания и т.д.

Наряду с официально признанным правом существуют системы интуитивного права (право зажиточных слоев, крестьянское, пролетарское право и др.). Интуитивных прав столько, сколько индивидов. Соотношение интуитивного и официального права зависит от уровня развития культуры, состояния народной психики.

Россия является «царством интуитивного права по преимуществу». В ее состав входят народы, стоящие на разных ступенях развития, с множеством национальных правовых систем и религий. Недопустимо интуитивное право ставить в ранг оценки действующих законов. Реформа законодательства должна проводиться на основе научных знаний.


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 342; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!