Определите почему восстание 1916 года приняло общенародный характер



В 1916 г. рост классового и национального угнетения, ненависти к войне становился повсеместным. Война ускорила процесс вызревания общенационального кризиса в стране, одним из ярких проявлений которого стало национально-освободительное восстание 1916 г., охватившее почти все регионы Казахстана и Средней Азии. Главными причинами восстания явились факторы социально-экономического и политического характера: усиление колониального гнета, изъятие земель, рост налогов и поборов, эксплуатация трудящихся, политика русификации, проводимая царизмом в отношении казахского и других коренных народов региона, резкое ухудшение положения широких масс в связи с войной. Непосредственным поводом к восстанию был царский указ от 25 июня 1916 г. о мобилизации в армию на тыловые работы «инородческого» мужского населения Казахстана, Средней Азии и частично Сибири в возрасте от 19 до 43 лет, реквизированных планировалось использовать для работ по устройству оборонительных сооружений и путей военных сообщений в районедействующей армии. В начале июля почти во всех регионах Казахстана начались стихийные выступления, вскоре переросшие в вооруженное восстание. Постепенно стихийное движение стало принимать организованный характер: появились его крупные очаги в Тургае и Семиречье во главе с признанными лидерами А. Имановым, А. Джангильдиным, Т. Бокиным, Б. Ашекеевым, У. Саурыковым, Ж. Мамбетовым и др.Восстание охватило весь Казахстан и переросло в национально-освободительное движение, направленное против военно-колонизаторской и широкомасштабной русификаторской политики царизмаи в определенной степени — против феодально-байской верхушки аула. Вместе с тем выступление было направлено против империалистической войны, приведшей к кризису народного хозяйства и крайней степени обнищания народа. В Главной целью восстания 1916 г. являлось национальное и политическое освобождение, подводящее итог всей предшествующей борьбе казахского народа за свободу и независимость. Основной движущей силой восстания были широкие слои национального крестьянства — шаруа, а также представители нарождавше-гося рабочего класса, ремесленники. В целом национально-освободительное движение 1916 г. в Казахстане было мононациональным, за исключением его южных областей (Семиречья и Сырдарьинской области), где наряду с казаками в восстании участвовали уйгуры, узбеки, киргизы, дунгане и представители некоторых других народов.

Определите историческое значение курултая в 1711году, в Каракумах

В начале XVIII в. набеги джунгар на казахские земли приобрели угрожающий масштаб. В связи с этим представители всех жузов были вынуждены встретиться и обсудить it дан дальнейших действий. Курултай состоялся в 1710 г. в Каракумах на территории, принадлежащей роду каракесек.

На севере и северо-западе Аральского моря Каракумы граничат с горами Улытау. Здесь и произошла встреча казахских султанов, биев и предводителей родов.

На этом курултае особую роль сыграл хан Тауке. Он и раньше был известен как мудрый правитель, крупный организатор и выдающийся дипломат. Особенно сведущ он был в казахско-джунгарских отношениях, превосходно знал стратегию и тактику борьбы против джунгарских завоевателей, лично участвовал в нескольких сражениях с ними. Султаны Каип и Абулхаир тоже внесли ценные предложения по обсуждаемым вопросам, поддержанные большинством участников курултая. Известные батыры Богенбай, Жаныбек Шакшакулы, Есет выступили за объединение родовых ополчений, до сих пор защищавших территории своих родов, в единое ополчение всех трех жузов. Основным на курултае был вопрос о взаимоотношениях с Джунгарским ханством. Мнения разделились. Одни, ссылаясь на военное превосходство джунгар и в целях сохранения народа, предлагали подчиниться им и стать их вассалами. Многие начали склоняться к этому мнению. В этот решающий момент вперед вышел Богенбай батыр и, вынув меч из ножен, бросил его к ногам старейшин. "Мы должны отомстить врагу. Победа или смерть! Лучше умереть в бою, чем видеть слезы наших отцов и матерей, жен и сестер, слезы наших детей", — сказал он. После слов батыра было принято решение до последней капли крови сражаться против захватников. Был составлен новый план сражений. Главным советником здесь выступил хан Тауке. Богенбай батыр был избран главнокомандующим казахского ополчения.

Билет

Казахские батыры 18 века

Богембай

Батыр Богембай (вар. – Богенбай) из рода канжигалы, племени аргын является, пожалуй, самым известным батыром времен казахско-джунгарских войн в героическом эпосе и произведениях жырау. В то же время, в письменных источниках он упоминается гораздо реже, что, прежде всего, связано было с его общественным положением. В отличие от других знаменитых батыров, он особой власти не имел и не принимал участия в управлении своим родом.

Бокенбай

Батыра Бокенбая из рода табын, союза жетыру, казахстанские историки очень часто путают с батыром Богембаем из рода канжигалы. В некоторых работах, оба персонажа сливаются в одного человека, который отличался необычайным долгожительством и отменной физической формой, позволявшей ему на протяжении шестидесяти лет принимать активное участие в сражениях.

На самом деле, Бокенбай из Младшего жуза родился несколько раньше своего почти тезки из жуза Среднего. По крайней мере, около 1710 г., когда в приаральских Каракумах состоялся знаменитый курултай, Бокенбай был уже избран главнокомандующим казахским ополчением. К этому времени он, потерявший в джунгарской войне четырех своих братьев, уже и сам успел прославиться своими подвигами. Как рассказывал тому же А. И. Тевкелеву сам Бокенбай, во всех сражениях он находился «в первых огнях и выездах». Батыр убедил всех казахских вождей продолжать борьбу, хотя многие уже предлагали признать себя поданными джунгарского хунтайджи, а другие призывали уходить на Кубань для объединения с ногайцами.

Кабанбай(настоящее имя Ерасыл)родился в1691годув нынешнем Уржарском районеВКО, умер в 1770году, похоронен там же . Каракерей Кабанбай-батыр – один из организаторов национально-освободительной борьбы казахов с джунгарскими завоевателями, полководец и поединщик. Известный востоковед и историк МашкурЖүсип Копей аулие говорил: «У казахов не было батыра как Каракерей Кабанбай". Кабанбай батыр происходит из ветви "Байжигит" племени "Каракерей" рода "Найман", удостаивался звания «Хан батыры» (Богатырь хана). Занимался миротворческой миссией, вершил суд в обществе степняков .

Наурызбай Куттымбетулы—герой войны против джунгар,один из трех знаменосцев(Кабанбай, Богенбай, Наурызбай) Абылай хана, полководец – глава тумена, десятитысячного войска. Родился он в местности Жалпактас-Сериктас (нынешняя территория Жамбылского района Атматинской области) в 1706 году, и происходил из рода толемис племенного союза шапрашты. Вся жизнь Наурызбай батыра прошла в войнах с джунгарами. Расцвет его полководческой и общественной деятельности пришелся на 30–40-е годы XVIII века. На всю казахскую степь были известны победы Наурызбая в 1729 году в поединках с Шамал ханом и Каскеленом. В 1750–1752 годах он вместе с батырами Малайсары, Кыстык Малаем и Шапрашты Каскары одержал победу над джунгарами, отбросив их за Турфан (нынешняя территория КНР) и освободив из плена множество казахов. В джунгарских войнах погибли три брата Наурызбая – Кудайберген, Шолпан и Дуйсен.


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 1399; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!