Образование Казахского ханства: первоначальная теория, этнический состав, взаимоотношения с соседними государствами.



С середины 15 века кризис в ханстве Абулхаира и Могулистане создал возможность создания Казахского ханства.
Недовольные политикой хана АбулхаираКерей и Жанибек откочевали на территорию западного Жетысу, долину реки Чу, округ Козыбасы. (1465г)
В 1456 году по устным легендам от рук военачальника Абулхаира батыра Кобыланды был убит Дайыр кожа би. НедовольныеКерей и Жанибек откочевали в 1457 году.
Поход Абулхаира с целью возвратить Керея и Жанибека не достиг результатов, в 1468 году он умер и число поданных стало 200000 человек.

Первым ханом нового ханства становится Керей, но фактически ханством управлял султан Жанибек, который начинает войну против Абул-хаира, хана Узбекской Орды. В 1468 году, во время похода на Жетысу умирает Абу-л-хайр, и Жанибек без боя захватывает всю территорию Узбекской Орды кроме присырдарьинских городов.
В 1462 году умер Есенбуга, активизировались нападения ойратов, что способствовало централизации племен под властью Казахского ханства. Территория: на западе до Урала, на востоке-Иртыш, от Каспия до Алтая.
Керей был сыном Болата, Жанибек- сын Барака.
Распределение племен в 15 веке:

найманы-от Улытау до Иртыша

Коныраты- от Туркестана до Каратау

Аргыны-от Иртыша до центр. Казахстана

Кереи-Жетысу, Тарбагатай вдоль Иртыша, через озеро Зайсан, Тобол и Объ

Дулаты-от реки Чу, Или, Талач к побережью Иссык-Куля и на юге Казахстана

Канглы-Подножье Каратау, берега Сырдарьи к Жетысу (Жалаиры)

Уйсуны-Жетысу
Цели создания Казахского ханства:
- восстановить кочевья Восточного Дешт-и-Кыпчака
- объединить казахские племена
- присоединить города на Сырдарье
В борьбе с Абулхаиром своими союзниками Керей и Жанибек сделали правителей Западной Сибири и ногаев.
30 лет войны закончились разделом присырдарьинских городов: Казахстану-Сыгнак, Сузак и Сауран; Ташкент и Сайрам-Могулистану, Отрар и Туркестан-шайбанидам.

Определите последствия политики «Малого Октября» для Казахстана.

5 января 1930 г ЦКАКП(б) принял постановление «О темпе коллективизации и мерах помощи колхозному строительству», в котором предполагалось провести коллективизацию в кратчайшие сроки. Голощекин- 1-й секретарь Крайкома партий (1925-1933 гг.), прибыв в Кзыл-Орду, провозгласил свою главную идею: « Я утверждаю, что в нашем ауле нужно пройтись «Малым Октябрем».В 1926 гон начал борьбу с теми партийными лидерами, которые не разделяли его взглядов. В «в национал-уклонизме» были обвинены С.Садвакасов и С.Ходжанов, С.Сейфулин, М.Муразагалиев, Н.Нурмакова, С.Мендешев, а С.Садвакасов и Ж.Мынбаев были сняты со свои постов. В конце 1928 года начались первые аресты политических противников Голощекина: А. Байтурсынов, М.Дулатов, Ж.Аймаутов, М.Жумабаев.27 августа 1928 года был принят декрет о конфискации имущества крупных баев-полу феодалов. В январе 1930 года вышло постановление «О мероприятиях по ликвидации кулацких хозяйств в районах сплошной коллективизации». 7 августа 1932 года был принят «Закон об охране имущества гос. предприятий, колхозов и укреплении общественной собственности», «Закон о пяти колосках» или «Закон семь восьмых». В 1932 г заместитель председателя СНК РСФСР Т.Рыскулов в своем письме Сталину также указывал на бедственное положение казахского населения. Летом 1932 года Г.Мусрепов, М.Гатаулин, М.Давлетгалиев, Е.Алтынбеков, К.Куанышев написали письмо Сталину – «письмо пяти» - о бедственном положении в Казахской степи, в котором обвиняли Голощекина в искривлениях генеральной линии партии по проведению коллективизации.За 1931-1933 гот голода, холода и сопутствующих им болезней умерли около 11 млн. 750 тыс. казахов и около 250 тыс. казахстанцев других национальностей.

Объясните чем было вызвано изменение политики царского правительства по отношению к исламу во второй половине XIX века.

В XIX в. притеснение ислама проводилось с тем, чтобы помочь русским переселенцам упрочиться на новых землях и укрепить органы управления. Колониальная администрация пересмотрела свои взгляды на ислам, теперь в исламе, власти видели тормоз, мешающему мусульманину присоединиться к русской культуре, через которую можно приблизиться к общечеловеческому прогрессу. Обвиняя панисламистов во враждебном отношении к христианству. Мусульманский вопрос все чаще выступал на повестку дня. Он рассматривался на всевозможных собраниях, заседаниях чиновников. Оценивая ситуацию, сложившуюся вокруг мусульманского вопроса чиновники колониальной администрации вынуждены признать, что «прогрессивное движение мусульман всего мира убеждает в том, что в будущем исламу будет отведена всемирная культурная роль». Но на данном этапе колониальная администрация препятствовала распространению ислама в среде казахского населения. Наряду с колониальной администрацией русская православная церковь тоже принимала активное участие в проведении завоевательной политики царизма в Казахстане. Если царское правительство устанавливало свое господство силой оружия, то церковь прибегала к другим средствам в целях закрепления результатов завоеваний путем изменения сознания коренного населения. В XIX в. в колониальной политике царизма изменению вероисповедания коренного населения отводилась главенствующая роль.

В реформах царского правительства по управлению казахским землями некоторые привилегии давались крещеным казахам. В четвертом разделе «О правах киргизам» Положения об управлении в Уральской, Тургайской, Акмолинской и Семипалатинской областях от 1868 года указано: «247. Киргизам, принявшим христианство, дозволяется или оставаться в своих обществах, или прикочевывать к русским селениям в степи, сохранением предоставленных киргизам прав. 248. Принявшие христианство киргизы, если пожелают, могут приписываться к городским и сельским общинам всех наименований, не испрашивая на то предварительного согласия обозначенных обществ»

Билет 28


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 851; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!