Проблемные ситуации в науке. Проблема включения новых теоретических представлений в культуру.



Ход научного мышления можно описать на основе триады «проблема — гипотеза
— теория». Исходным звеном цепочки научного познания является научная проблема.
Проблема в самом общем смысле — это знание о незнании. Научная проблема — это совокупность научных суждений, которая включает в себя как ранее установленные факты, так и вероятностные знания о содержании изучаемого объекта. Проблема в науке рассматривается как средство получения нового знания.
Проблемные ситуации фиксируют противоречия между старым и новым знанием. Они заставляют ученых искать новые способы объяснения изучаемых объектов.
Виды проблемных ситуаций:
1. Глобальные проблемы науки — характерны для революционных периодов в развитии науки. Например, на рубеже ХIХ-ХХ вв. происходит революция в естествознании. Суть этой революции состоит в ломке старых представлений о строении и сути материи. Возникает проблемная ситуация: новые научные открытия (рентгеновские лучи, электромагнитные поля, радиация и т.д.) вошли в противоречие с механической картиной мира, которая сводила материю к веществу, а также считала конечной предельной единицей материи неделимый атом. Научным ответом на решение этой проблемы стало создание квантовой механики, которая объединяет свойства вещества и поля при объяснении явлений микромира.
2. Локальные проблемы науки включают противоречия, которые возникают между старым и новым знанием в рамках отдельной научной дисциплины. Например, в биологии в ХУIII в. выкристаллизовалось противоречие между богословской трактовкой возникновения жизни и научными фактами, которые не соответствовали богословской идее о постоянстве форм жизни на планете. Научным ответом на решение этой проблемы стала идея эволюции жизни (Ж. Ламарк, Ч. дарвин).
достижения науки не могут существовать изолированно от мира культуры.
Культура — это искусственный мир, созданный человеком. Культура делится на материальную и духовную. Что касается науки, то она является составной частью духовной культуры, наряду с религией, моралью, искусством, философией. Наука не остается безучастной к остальным компонентам культуры и взаимодействует с культурой. Наблюдается прямая и обратная связь науки и культуры. Эта связь заключается в том, что как наука влияет на культуру, так и культура влияет на науку.
Влияние науки на культуру порождает проблему включения новых научных представлений в состав культуры. Новые научные представления нередко противоречат общественному мнению, вызывают сопротивление идеологических и властных структур. дело в том, что общество не всегда готово к восприятию новых научных идей. Старая культура сопротивляется научным новациям, как это было с идеей гелиоцентризма в ХУI в.
Способом внедрения научных новаций в культуру, в общественное сознание является образование и просветительская деятельность. С помощью просвещения сложный научный язык подвергается упрощению и тем самым становится доступным широким массам населения. Примером такой просветительской деятельности можно считать телепередачу «Очевидное невероятное», которую на протяжении десятков лет бессменно вёл профессор С. Капица.
Следовательно, культура может, с одной стороны, содействовать развитию науки, а с другой стороны — тормозить развитие науки, не принимать научные новации в состав науки. Противоречивое отношение к науке наблюдалось в период пребывания у власти И. Сталина. С одной стороны, это был период величайших достижений российской науки. Но с другой стороны, этот период известен гонениями

на некоторые отрасли естественных наук (генетика, кибернетика), а также фактическим застоем в области гуманитарных наук (философия, история и тд.).

Традиции в науке и развитие научных знаний.

Проблемы традиций как основного фактора развития науки впервые были рассмотрены в трудах венгерского философа Т. Куна. Под традицией(от лат. traditio – передача, предание) им понимаются элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени [107].
Традиция характеризуется устойчивостью, неизменностью и возобновляемостью структур общественного сознания и социальной практики.
Традиционная наука, как известно, работает в рамках определённой, уже устоявшейся парадигмы - совокупности фундаментальных научных установок, представлений и терминов, принимаемых и разделяемых научным сообществом и объединяющая большинство его членов.
Действуя по правилам господствующей парадигмы, учёный случайно и побочным образом наталкивается на такие факты и явления, которые необъяснимы в рамках этой парадигмы. Возникает необходимость изменить правила научного исследования и объяснения. Например, физики в камере Вильсона, желая увидеть след электрона, обнаружили вдруг, что этот след имеет форму развилки. Это не соответствовало их ожиданиям, но они объяснили увиденное погрешностями эксперимента. На самом деле за увиденным явлением просматривалось открытие позитрона. Под напором новых фактов, которые не укладывались в рамки старого, произошло изменение парадигмы.
Такое изменение парадигмы Кун назвал научной революцией [107]. Каждая научная революция открывает новые закономерности, которые не могут быть поняты в рамках прежних представлений. Мир микроорганизмов и вирусов, мир атомов и молекул, мир электромагнитных явлений и элементарных частиц, мир кристаллов и открытие других галактик – это принципиальные расширения границ человеческих знаний и представлений об универсуме [107].

 


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 1264; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!