Маргинальная религиозность и социальная динамика: детерминизм и амбивалентная связь



Министерство образования и науки Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САРАТОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ Н.Г.ЧЕРНЫШЕВСКОГО»

 

 

Кафедра теологии и религиоведения

 

ОТЧЕТ О ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ

Преддипломная практика

 

 

Магистранта 2 курса, 242 группы

направления 47.04.03 Религиоведение

философского факультета

Петровой Кристины Юрьевны

 

Руководитель практики

доктор философских наук, профессор        ______________ М.О. Орлов

Зав. кафедрой

доктор философских наук, профессор        ______________ В.П. Рожков

 

Саратов, 2017 г.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Календарный план прохождения практики (дневник)………………………….4

Заключение………………………………………………………………………...5

Автореферат выпускной квалификационной работы магистра………………..7

Отзыв руководителя преддипломной практики……………………………….22


Введение

С 17 апреля по 14 мая 2017 года мною осуществлялось прохождение производственной практики, основной целью которой стала доработка, обобщение и структурирования выпускной квалификационной работы «Маргинальная религиозность и социальная динамика: детерминизм и амбивалентная связь» и подготовка соответствующего автореферата для защиты.

Местом прохождения преддипломной практики стала кафедра теологии и религиоведения, руководителем практики – научный руководитель, д.ф.н., профессор Орлов М.О.

До выхода на практику мной были изучены документы и методические инструкции, касающиеся правил написания квалификационной работы и автореферата к ней, получена вводная консультация у научного руководителя.

По итогам прохождения преддипломной практики была поставлена цель довести квалификационную работу до состояния полной готовности, и исходя из данной цели определены следующие задачи:

¾ Доработать до полнотекстного варианта вторую главу выпускной квалификационной работы (первая написана ранее);

¾ Сформулировать выводы по главам и параграфам;

¾ Собрать репрезентативную статистическую выборку для обоснования третьего положения, выносимого на защиту;

¾ Усилить элементы научной новизны и увеличить их количество;

¾ Эстетично и понятно оформить приложения в виде таблиц и схем;

¾ Привести оформление сносок и библиографии в соответствие с ГОСТом и стандартами СГУ имени Н.Г. Чернышевского;

¾ Изучить методические инструкции и рекомендации касательно написания автореферата;

¾ Написать автореферат ВКР магистра.

Календарный план прохождения преддипломной практики (дневник)

№ п/п Разделы (этапы) практики Виды учебной работы, на практике включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля
1 Предварительный инструктаж, составление плана работы 2 ч. Консультация с научным руководителем
2 Доработка 2 главы квалификационной работы 70 ч. Текст ВКР
3 Сбор и обработка статистических данных в таблицы и схемы 122 ч. Приложения к ВКР
4 Доработка введения и заключения, проверка работы 10 ч. Текст ВКР
5 Оформление библиографического списка 4 ч. Текст ВКР
6 Написание и оформление автореферата 6 ч. Текст автореферата
7 Отчет о проделанной работе на предзащите 2 ч. зачет
  Итого 216 часов  

 

Студент                                                                                        К.Ю. Петрова

Руководитель практики                                                                  М.О. Орлов

 

Заключение

В процессе прохождения практики мною выполнены следующие задачи:

¾ Доработана до полнотекстного варианта вторая глава выпускной квалификационной работы;

¾ Сформулированы выводы по главам и параграфам;

¾ Собрана значительная часть статистики;

¾ Оформлены приложения к работе в виде таблиц и схем;

¾ Расширена и дополнена методология исследования;

¾ Усилены элементы научной новизны, добавлено одно новое положение;

¾ Сноски и библиография оформлены в соответствии с ГОСТом и стандартами СГУ имени Н.Г. Чернышевского;

¾ Написан автореферат ВКР магистра.

В ходе освоения практики мною были освоены следующие компетенции:

OK - 1 способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу;

ОК - 3 готовность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала;

ПК - 1 способность внести оригинальный вклад в дисциплину в соответствии с основами предметной области;

ПК - 2 способность анализировать и описывать с позиции академического религиоведения феномен религиозного опыта в различных религиозных традициях;

ПК - 3 способность формулировать и решать задачи, возникающие в ходе научно- исследовательской деятельности и требующие углубленных профессиональных знаний;

ПК - 4 способность выбирать необходимые методы исследования, модифицировать существующие и разрабатывать новые методы исходя из задач конкретного исследования;

ПК - 5 способность обрабатывать полученные результаты, анализировать и осмысливать их с учетом имеющихся литературных данных.

Студент                                                                                   К.Ю. Петрова

 


 

Министерство образования и науки Российской Федерации

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САРАТОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ Н.Г.ЧЕРНЫШЕВСКОГО»

 

 

Кафедра теологии и религиоведения

Маргинальная религиозность и социальная динамика: детерминизм и амбивалентная связь

 

АВТОРЕФЕРАТ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ МАГИСТРА

 

 

студента 2 курса 242 группы

направления 47.04.03 Религиоведение

философского факультета

Петровой Кристины Юрьевны

 

 

Научный руководитель

доктор философских наук, профессор        ______________ М.О. Орлов

Зав. кафедрой

доктор философских наук, профессор        ______________ В.П. Рожков

 

Саратов, 2017 г.

 

Вопрос взаимосвязи религиозной и общественной жизни часто ставился в ходе истории. Представители различных школ по-разному оценивали влияние религии на жизнь общества, от попыток полного размежевания религиозной и общественной жизни, до попыток рассмотреть религию как производное от общественной жизни. Тем не менее, практически никто из исследователей взаимодействия религии и общественной жизни не ставил перед собой задачу рассмотреть религиозный компонент как одну из основных причин того или иного социального процесса, что говорит о существенной недооценке религии в качестве двигателя общественной жизни. В настоящем исследовании мы ни в коей мере не настаиваем на том, что религия является единственной отправной точкой для рассмотрения социальных процессов, но, тем не менее, как показывают нам реалии последних десятилетий, религиозному компоненту общественной жизни должно уделяться не меньшее внимание, чем политическому или экономическому. Подтверждением такой позиции является противостояние европейского западного мира и мусульманского восточного. Это противостояние не столько культурное или национальное, сколько противостояние мировоззренческое, противостояние религиозного против секулярного. И это только наиболее яркий и глобальный пример, обосновывающий необходимость рассматривать религию наравне с политикой и экономикой в общественной жизни.

Тем не менее, вопрос взаимообусловленности социальной динамики и религии вообще слишком широк и требует многолетних исследований. В магистерском же исследовании хотелось бы осветить одну из граней этого вопроса: соотношение маргинальной религиозности и социальной динамики. Сам термин «маргинальная религиозность» хотя и употребляется в религиоведческой литературе, не был четко определен ни одним исследователем, поэтому необходимо сразу оговорить, что в настоящем исследовании мы будем под ним понимать. Маргинальная религиозность – это тип религиозности, позволяющий человеку и/или небольшой группе лиц противопоставить себя обществу в целом или большинству, исповедующему традиционную религию (или, по крайней мере, поставить себя вне этого общества). Особо хочется отметить, что под маргинальной религиозностью в данном случае мы будем понимать не только представителей всевозможных НРД и малочисленных нетрадиционных религий и культов, но и всесторонние проявления эзотреризма, магизма и оккультизма, нередко маскирующиеся под традиционную религиозность или, во всяком случае, не противопоставляющие себя ей открыто. 

Актуальность данного исследования обуславливается, прежде всего, событиями, происходящими в мире в целом, и на постсоветском пространстве в особенности в последние десятилетия. Активное увеличение количества НРД вместе с одновременным повальным увлечением населения оккультизмом совпадали с периодами максимальной политической и социальной нестабильности. Целый ряд бархатных и цветных революций на постсоветском пространстве, как и сам переворот 1991 совпал с активизацией деятельности маргинальных религиозных групп, что заставляет поставить вопрос о наличии и характере взаимосвязи между социальной нестабильностью и маргинальной религиозностью.

Степень разработанности исследования. Касательно степени разработанности следует отдельно выделить степень разработанности проблематики по социальной динамике и отдельно – степень разработанности вопросов в области исследований нетрадиционной религиозности.

Говоря о степени разработанности проблем, связанных с социальной динамикой, следует отметить классические труды таких авторов как О. Конт, Г. Спенсер и П. Сорокин, а также работы современных зарубежных и отечественных авторов, таких как Дж. Тернер, Ф. Хайек, Л. Эдвардс, П. Бурдье, Ю. Хабермас, Г. Кунц, Ф. Хартман, М. Кастельс, Ж. Келле, М. Ковальзон, Э.В. Ильенков, Н.Г. Козин, И.А. Гобозов. Разработка вопросов социальной динамики осуществлялась и в рамках саратовской социально-философской школы и представлена работами В.П. Рожкова, В.Б. Устьянцева, М.О. Орлова. С.А. Данилова и других.

Говоря о проблемах непосредственно связанных с новыми религиозными движениями, следует отметить, что данная тематика разработана довольно широко и представлена целым спектром исследователей различных направлений. Исследования в области взаимосвязи религиозных организаций и движений велись еще на ранних этапах становления социологии религии такими классиками как М. Вебер, Э. Дюркгейм, Ф. Тейлор, К. Леви-Стросс, Б. Малиновский, Дж. Ленски. Особый вклад в исследование новых религиозных движений в тот момент внесли Э. Трельч, Б. Уилсон, Д. Белл, П. Беккер. 

С точки зрения социально-философского анализа данные нетрадиционные религиозные движения анализировались В. Джемсом, Э. Тоффлером ,У. Бэинбридом, Т. Гандоу, Д. Макдауэлом, У. Мартином, Р. Старком, Д. Стюартом, Э. Таунсом, , Д. Уэббом, Э. Фроммом, Г. Чернером, Ф. Шапмионом, Г. Шмидтом.

В области исследования типологии новых религиозных движений немаловажный вклад внесли такие исследователи как Д. Ансон, Д. Бромлей, Р. Гринфилд. Проблемам исторического контекста появления НРД уделено большое внимание в работах П. Кэриса и А. Холла.

Среди отечественных исследователей феномена НРД почетное место занимают А.М. Бонч-Бруневич, Е.Г. Балагушкин, П.С. Гуревич, Л.Н. Митрохин.

В современном отечественном религиоведении имеет смысл различать два подхода к изучению феномена НРД – академический и конфессионально ориентированный.

Академический подход исследования новых религиозных движений представлен в основном такими исследователями как В.А. Мартинович, И.Я. Кантеров, О.Е. Казьмина, Б.З. Фаликова. Также следует отметить работы М.П. Мчедлова и И.Н. Яблокова.

Конфессиональный подход, известный также как «сектоведение» (раздел православного богословия) представлен в работах О.В. Стеняева, Д.Н. Смирнова, А.В. Кураева, Р.М. Коня и др.

В качестве объекта настоящего исследования предполагается рассмотреть социальную динамику современного общества, сделав особый акцент на политических ее аспектах. Предметом настоящего исследования является влияние маргинальной религиозности на социальную динамику.

Конечной целью исследования является установление взаимосвязи маргинальной религиозности и социальной динамики и описание особенностей этой взаимосвязи.

В ходе настоящего исследования предполагается решение следующих исследовательских задач:

· Разработка теоретической и исторической базы, посвященной взаимозависимости религии и социальной динамики;

· Изучение особенностей амбивалентной связи социальной динамики и динамики религиозных групп с обществом и государством;

· Рассмотрение понятия «маргинальной религиозности», ее классификация, разработка критериев для ее выявления;

· Описание особенностей маргинальной религиозности в Саратовской области по материалам полевых исследований.

Методологическая база исследования. Для разработки теоретической части настоящего исследования используются сравнительно-исторический и типологический методы, а также элементы структурно-функционального анализа. Работа выполнена в рамах концепции постекулярного общества, дополненной элементами концепций сетевого и институционального общества с использованием теоретико-методологических ресурсов постклассической парадигмы (неоинституциональный и ценностный подходы). Для разработки практической части исследования будут использованы методы включенного наблюдения, опроса и интервьюирования.

Социологическая база исследования представлена выборкой в объеме 100-150 человек наиболее социально активного возраста (18-40 лет), разделенных на несколько групп: представители нетрадиционной религиозности, представители традиционной религиозности (меньшинства), представители традиционной религиозности (большинство) и контрольная группа в виде атеистов, агностиоков, невоцерковленных людей.

Теоретическая значимость исследования заключается в рассмотрении религиозной ориентации людей как одного из ведущих факторов в исследовании социальных процессов, а также в авторском определении и подробном описании термина «маргинальная религиозность».

Практическая значимость исследования заключается в анализе современного состояния маргинальной религиозности, исследовании алгоритмов влияния маргинальной религиозности на социальную динамику, а также возможности прогнозирования разложения социального порядка под воздействием маргинальных религиозных групп.

Положения, выносимые на защиту:

1.В современном постсекулярном обществе формируются новые типы религиозности, такие как неконфессиональная религиозность, конфессиональная нерелигиозность, мерцающая, лоскутная, слоевая причиной появления которых являются социокультурные процессы.

2.Между социальной динамикой общества и динамикой численности групп маргинальной религиозности есть прямая зависимость – чем более нестабильна социальная обстановка – тем больше маргинальных религиозных групп.

3.Чем более малочисленной и нетрадиционной является религиозная группа, тем больше уровень социальной солидарности внутри данной религиозной группы, и тем большую социальную активность проявляет представитель этой группы во внешнем мире.

 

Научная новизна исследованиязаключается в авторском определении понятия «маргинальная религиозность». Маргинальную религиозность в настоящем исследовании я определяю как тип религиозности, предполагающий конфессиональную ориентацию человека по отношению к религиозной или социальной группе, позволяющую ставить себя в оппозицию к конфессии и или социальной группе.

Апробация исследования представленная многочисленными выступлениями на конференциях всероссийского и международного уровня, а также рядом публикаций автора[1].

Структура магистерской работы представлена 2 главами, разделенными на 4 параграфа, что отвечает поставленным исследовательским задачам.

Основное содержание работы

Первая глава работы «Социальная динамика и религиозность: особенности взаимодействия» посвящена анализу теореитко-меотдологического аппарата, необходимого для решения задач работы.

Первый параграф первой главы «Методологические основания изучения социальной динамики» содержит в себе анализ современных теорий и подходов к изучению социальной динамики, преимущественно с социально-философских позиций. Анализируя общество в рамках неоинституционального подхода, особый акцент в исследовании сделан на анализе концепта поссекулярного.

Второй параграф первой главы «Особенности взаимодействия социальных процессов с религиозными общностями» представляет собой анализ исторических кейсов, демонстрирующих амбивалентную связь между религией и общественно-политической жизнью. Продолжая начатую в предыдущем параграфе тему о феномене постсекуляризма, в конце параграфа акцент ставится на тех трансформациях, которые амбивалентная связь между религией и политикой претерпела в новейшее время.

Вторая глава работы «Маргинальная религиозность: сущностное и социальное основания» посвящена непосредственно анализу феномена маргинальной религиозности.

Первый параграф второй главы «Понятие и типология маргинальной религиозности», обращаясь к феномену новых типов религиозности демонстрирует всю сложность типологии форм религиозности в современном мире. В параграфе дается типология новых форм религиозности, указываются социокультурные причины их возникновения, и особый акцент делается на описании маргинальной религиозности как одного из новых типов.

Второй параграф второй главы «Взаимодействие маргинальных религиозных групп с обществом и государством в контексте российского социума» представляет собой анализ социальной активности различных религиозных групп (сравнение традиционных типов религиозности с маргинальной религиозностью) по материалам полевых исследований в г. Саратове.

По итогам исследования можно сделать следующие выводы:

1.В современном постсекулярном обществе формируются новые типы религиозности, такие как неконфессиональная религиозность, конфессиональная нерелигиозность, мерцающая, лоскутная, слоевая причиной появления которых являются социокультурные процессы.

2.Между социальной динамикой общества и динамикой численности групп маргинальной религиозности есть прямая зависимость – чем более нестабильна социальная обстановка – тем больше маргинальных религиозных групп.

3.Чем более малочисленной и нетрадиционной является религиозная группа, тем больше уровень социальной солидарности внутри данной религиозной группы, и тем большую социальную активность проявляет представитель этой группы во внешнем мире.

 


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 143; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!