Дидактические принципы и приемы ознакомления детей



С фольклором

На фольклорные занятия распространяются общие дидактические принципы, разработанные для детей раннего возраста. Рассмотрим эти принципы подробнее.

Принцип активности и посильной самостоятельности. Его суть — активное соучастие и сотворчество и педагога и ребенка. Воспитатель должен, во-первых, приложить усилия, чтобы дети поняли смысловое содержание всего произведения, адекватно на него реагировали, соответственно коллизиям развертывающегося сюжета.

Во-вторых, расширяя понимаемую речь ребенка, необходимо формировать активный словарь во взаимодействии со взрослым. Поэтому на занятии создаются все условия, чтобы у малышей возникала потребность речевого взаимодействия со взрослым, скажем, желание делового общения — что-то подтвердить или возразить (хотя бы используя набор самых простых слов: «да», «нет», «так», «вот», «вот так» и т. п.). Но эта речевая активность возникнет только в том случае, если педагог сумеет заинтересовать своих воспитанников.

В-третьих, педагог должен вызвать у ребенка чувство сопереживания с действиями персонажа. Иными словами, необходимо эмоциональное взаимодействие. Взрослый, передавая смысловое содержание текста, как бы заражает малыша своим настроением.

В-четвертых, необходимо активное, действенное соучастие ребенка. Педагог предлагает малышу включиться в игровое взаимодействие по ходу развертывающихся текстовых коллизий, например, попоить цыплят из ведерочек (у каждого ребенка должно быть маленькое ведерочко); убаюкать куколку (у каждого ребенка куколка, завернутая в одеяльце); и т.д.

Воспитатель должен помнить: детское восприятие в этом возрасте ситуативно, поэтому так важно донести до малышей суть фольклорного произведения, развертывающихся событий.

Один из важнейших принципов ознакомления детей с фольклором принцип познавательной выразительности. Достигнуть его можно эмоциональностью. Именно с помощью эмоционального изложения педагог поддерживает внимание детей. А это немало важный фактор. Ведь, как известно, малыши отличаются непроизвольностью действий, неспособностью к самоорганизации, сдержанности. Их внимание носит летучий характер. Ориентировочное подкрепление выступает как метод, реализуемый приемами в течение занятия. И в этом аспекте эмоциональные воздействия поддерживают ориентировочную активность на основе введения ориентировочных подкреплений различной модальности (зрительных, слуховых стимулов).

 Ситуации внезапного появления или исчезновения персонажей связаны с сюрпризностью, что поддерживает непроизвольное внимание детей. Этот прием, очень сильный по своему воздействию, нецелесообразно слишком часто использовать в процессе занятия, так как дети привыкают взаимодействовать со взрослым только при условии сильного ориентировочного подкрепления. А это не способствует развитию произвольности поведения. И, тем не менее, ориентировочные подкрепления необходимы, поэтому разумнее их строить с частичной заменой. Например, кукла поменяла платье, у нее появился бант другого цвета; котик сидел, ушел, затем пришел и лакает молоко, спит, т. е. проделывает самые разнообразные действия, оставаясь в том же виде; а вот он уже в другом виде: «Пошел котик во лесок, нашел котик поясок, нарядился, воротился...» и т. п. Воспитатель пользуется ориентировочным подкреплением на основе слуховых ориентировочных реакций: его голос звучит то очень тихо, то громко; то медленно, то быстро: иногда он говорит нараспев, растягивая гласные, пользуется речитативом, употребляя соразмерные паузы и т. п. Это приемы, рассчитанные на подкрепление на основе слуховых ориентировочных реакций, которые и обеспечиваются эмоциональностью педагога. Вместе с тем дети не просто отзывчивы на эмоциональное поведение взрослых. Они проявляют эмоциональную чуткость ко всем действиям педагога, особым образом реагируя на его голос, настроение, мимику, жесты. Эти проявления легко копируются; поэтому для малышей они выполняют информативную роль.

Следовательно, эмоциональность взрослого можно рассматривать не только как способ поддержания ориентировочной активности детей, но и как возможность удовлетворения их познавательной потребности, возникающей в процессе ознакомления с новыми произведениями. Чувство меры эмоционального подкрепления — одно из условий эстетического восприятия.

Не менее важен в ходе фольклорных занятий с детьми раннего возраста принцип наглядности, т. е. используемые наглядные средства (игрушки, картинки, пособия и т. п.), с помощью которых создается развернутая картина действий и результата. Пояснения лаконичные, точные, сжатые (иначе за потоком слов потеряется смысл текста) подкрепляются показом наглядного дидактического материала. Показ — основной метод принципа наглядности — может быть фрагментарный (основные эпизоды произведения) или полный (последовательные эпизоды произведения), с использованием различных наглядных средств. Использовать можно пособия плоскостные и объемные.

Плоскостные пособия:

· иллюстрации, плокаты, картинки, картины;

· картонные ширмы с плоскостным изображением;

· картонные ширмы с элементами панорамы (раскрывающиеся плоскостные конструкции);

· тисненые картонные картинки или ширмы (выпуклое изображение);

· полиэтиленовые плокаты (рельефные, цветные изображения, например серии «Петушок и его семья», «Корова с теленком» и пр.);

· плоскостные фигурки людей и животных (со статическими или Подвижными частями, последние приводятся в движение подтягиванием нитей);

· «живые» картины или панорамы с набором плоскостных изображений (предметов, людей, животных и т.п.);

· серия иллюстраций или картинок, оформленных врулон (перекручивается в процессе показа);

· плоскостной настольный театр.

Объемные пособия:

· игрушки, специально подобранные;

· игрушки стилизованные (например, свинка в фартучке, лисичка в сарафане и т. п.);

· игрушки-самоделки из бумаги, ткани, соломки и т. п.;

· игрушки и самоделки, имитирующие предметы народного быта (ведра, коромысло, ковш, деревянные ложки, лапти, ухват, печка, решето и т. п.);

· игрушки и предметы народных промыслов (дымковские, городецкие, палехские, гжельские, хохломские и т. д.);

· разные виды театра (кукольный, «пальчиковый» — «би-ба-бо», театр на кеглях и другие виды самодельных театров);

· предметы народного костюма и украшения к ним;

· некоторые народные музыкальные инструменты и игрушки, их имитирующие (рожок, ложки, трещотки, колокольчики, бубен, дудочка, балалайка, гармонь и пр.).

Какими же приемами можно пользоваться, осуществляя принцип наглядности? Один из главных — прием инсценирования произведения с помощью вышеперечисленных и специально отобранных средств (картинки, ширмы, игрушки и т. п.). С его помощью можно добиться предельного понимания содержания. Известно, что в ранний период жизни дети отличаются конкретностью восприятия. Это значит, что малыши должны видеть последовательную цепь событий, описываемых в тексте. В этом случае дети улавливают взаимосвязи, начинают понимать причинно-следственные отношения, вытекающие из содержания текста. Прием инсценирования сочетается синхронно с чтением, что помогает соединить во времени зрительные и слуховые стимулы.

     Прием действенного соучастия рассчитан на активное вхождение детей в развертывающееся перед их глазами действие. Детям предлагают, например, позвать петушка, напоить цыплят, посадить на веточки птичек, покачать люлечку. Прием действенного соучастия помогает ребенку стать как бы соучастником событий, о которых идет речь.

Еще один прием — динамический акцент на фрагментах текста, сочетающихся с действенным показом игрушки, ее перемещением, приведением в движение частей игрушки и т. п. Например, говоря о петушке — «масляна головушка», желательно привести в движение именно эту часть игрушки; при чтении строки «Что ты рано встаешь, голосисто поешь?» следует привести игрушку в движение (петушок как бы встрепенулся) и «подать голос» (петушок кукарекает, поет). Этот прием помогает понять смысл прочитанной строчки. Не случайно при чтении потешки - «Вот и люди спят» вначале действенно разыгрывается первая строчка (воспитатель предлагает выполнить игровое действие имитационного характера, дети кладут под щечку сложенные ладошки и на секунду закрывают глазки — «спят»). От понимания первой строки зависит постижение последующего текста. Поэтому так важно добиваться двусторонней связи в понимании

    Прием усиления зрительных впечатлений рассчитан на поддержание ориентировочной активности наглядными средствами: изменением (или в самой игрушке или ее местоположения), исчезновением или внезапным появлением в несколько измененном виде. Например, чтобы привлечь внимание к петушку, педагог показывает игрушку вначале близко, затем петушок взлетает на спицу. Дети видят игрушку под другим углом зрения, с дальнего расстояния. Спица вращается — петушок кружится.

Как говорилось выше, потешка, присказка, песенки и другие малые фольклорные формы весьма динамичны: каждая строка несет определенное смысловое содержание, лаконичная фраза рисует целую картину. И если кто-либо из детей не понял первой фразы, то, вторая, несущая дополнительную смысловую информацию, ничего не разъяснит. Так теряется нить понимания произведения в целом, В этом и заключается сложность фольклорных занятий с самыми маленькими. Вот почему методика занятий в группах раннего возраста должна предусматривать обратную связь с детьми.

  Принцип поэтапности (цикличности) в передаче смыслового содержания позволяет осуществить эту связь на деле практически: занятие должно состоять из нескольких взаимосвязанных частей, рассчитанных на постепенное освоение смыслового содержания произведения. Смена частей занятия обусловлена постепенностью освоения, отработки понимания и какого-либо навыка. Воспитатель задерживается на каждой части занятия столько, сколько это необходимо для активного освоения смыслового содержания текста. При этом часть текста читается синхронно инсценировке. Отработав какую-то содержательную часть текста, педагог переходит ко второй, третьей частям занятия. От чего зависит этот переход? От степени усвоения. Если дети не отреагировали на какую-то часть текста, воспитатель, прокручивает ее еще раз, прибегая к описанным выше методическим приемам.

Неоднократное повторение какой-либо части занятия обеспечивается принципом цикличности, т. е. поэтапностью обучения и необходимостью прокручивания (неоднократным повторением, т. е. циклом) какой-либо части занятия в зависимости от возникшей необходимости. Эта необходимость иногда связана не только с возможностями освоения смыслового содержания, но и со спецификой эмоционального реагирования детей.

 Принцип вариативности поможет воспитателю закрепить и расширить знания детей. (Принцип вариативности — повторение занятий в несколько измененном варианте.) Дети, как правило, помнят общее содержание текста. Поэтому свертывается предварительная, ознакомительная часть, появляется больше возможностей освоить, запомнить и воспроизвести текст.

    По принципу цикличности воспитатель повторяет 2—3 раза чтение произведения в целом. Каждое повторное чтение должно проходить так же увлекательно, как и все занятие. При повторном прочтении меняется и характер исполнения, например, воспитатель читает текст речитативом, а в следующий момент как бы пропевает весь текст, побуждая малышей действовать вместе.

 


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 651; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!