Стилизация под западно-европейскую архитектуру («Необарокко»).

Архитектура Санкт-Петербурга 1830-х – 1910-х годов

 

Архитектура эклектики (ретроспективизм).

В архитектуре Петербурга первой половины ХIХ века классицизм господствовал практически до 40-х годов. Этот стиль был чужд запросам буржуазии, так как в капиталистическом обществе стало важным не происхождение, а имущественное положение. Поэтому активно велись поиски новой архитектуры, которая бы наиболее точно отражала роль буржуазии в индустриальном обществе.

 

30-50 годы ХIХ века в российской архитектуре - это время разложения классицизма и оформления принципов эклектики. В личных особняках, государственных и общественных постройках высшие слои общества, особенно буржуазия, использовали формы презентативных зданий предшествующих периодов.

 

Архитектура эклектики условно подразделяется на следующие направления:

1. «Русско-византийский стиль»;

2. «Неоготика»;

3. «Неоренессанс»;

4. Стилизация под западно-европейскую архитектуру;

5. «Кирпичный стиль»;

6. «Восточный стиль».

7. «Псевдорусский стиль».

Иллюстрация 0: Основные направления в архитектуре эклектики.

Русско-византийский стиль».

Архитектор Константин Андреевич Тон(1794-1881), ректор Императорской Академии художеств, разработал так называемый «русско-византийский стиль» храмового зодчества, получивший широкое распространение при Николае I.

Наиболее известные постройки Тона вМоскве- Большой Кремлёвский дворец (1849г.), Оружейная палата в Кремле (1851г.), храм Христа Спасителя (1883г.).

Иллюстрации: 1 - Москва. Большой Кремлёвский дворец. 1849 год;

                     2 - Москва. Большой Кремлёвский дворец. Александровский зал;                              

                     3 - Москва. Большой Кремлёвский дворец. Андреевский зал;

                     4 - Москва. Большой Кремлёвский дворец. Владимирский зал;

                     5 - Москва. Большой Кремлёвский дворец. Георгиевский зал;

                     6 - Москва. Кремль. Оружейная палата. 1851 год;                   

                     7 - Москва. Храм Христа Спасителя. 1883 год.

 

В Санкт-Петербурге -классицистическая пристань со сфинксами у Академии художеств (1834г.), а также церквиУланского, Семёновского, КонногвардейскогоиЕгерского полков (1839-1855 гг.), снесённые в советское время.

Иллюстрации: 8 - Санкт-Петербург. Пристань у Академии художеств. 1834 год;

                        9 - СПб. Церкви Конногвардейского и Егерского полков. 1949,1955 г.

 

Другим видным представителем«русско-византийского стиля» был архитектор Николай Никитич Никонов(1849-1918). Его главные проекты - Иоанновский женский монастырь (1911г.) на набережной Карповки и Церковь Казанской иконы Божией Матери (1915г.) в Териоках (Зеленогорск).

Иллюстрации: 10 - СПб. Иоанновский женский монастырь. 1911 год;

                     11 - СПб. Церковь Казанской иконы Божией Матери. 1915 год.

Неоготика».

Яркий мастер, работавший в стиле «неоготики» - Александр Павлович Брюллов (1798-1877), академик архитектуры, старший брат живописца Карла Брюллова. Его объекты в Петербурге: Церковь Петра и Павла в Шуваловском парке (1831г.) и Лютеранская Петропавловская церковь на Невскомпроспекте (1838г.).

Иллюстрации: 12 - СПб. Церковь в Шуваловском парке. 1831 год;                              

                     13 - СПб. Лютеранская церковь на Невском проспекте. 1838 год.

 

Александр Брюллов работал также и в классическом стиле: Михайловский театр (1833г.), Пулковская обсерватория (1839г.), зданиеШтаба Гвардейского корпуса на Дворцовой площади (1843г.).

Иллюстрации: 14 - СПб. Михайловский театр. 1833 год;

                     15 - СПб. Пулковская обсерватория. 1839 год;

                     16 - СПб. Штаб Гвардейского корпуса на Дворцовой пл. 1843 год.

 

«Неоготика» привлекала и другого талантливого зодчего, главного архитектора Петергофа Николая Леонтьевича Бенуа (1813-1898). В этой манере выполнены: здание Петергофской почты (1850г.), станция Новый Петергоф (1857г.), а также Костёл ПосещенияМарией Елисаветы (1879г.) на Арсенальной улице Спб.

Иллюстрации: 17 - Петергоф. Здание почты. 1850 год;

                     18 - Станция Новый Петергоф. 1857 год;                                

                     19 - СПб. Костёл Посещения Марией Елисаветы. 1857 год.

 

 

Неоренессанс».

В этом направлениии творил Николай Ефимович Ефимов (1799-1851), академик архитектуры, профессор Академии художеств. Из его работ следует назвать Дворец Шувалова на Фонтанке (1846г.), Здание министерства и Дом Министрагосударственных имуществ (1850г.), на Исаакиевской площади, дома 4 и 13, Воскресенский собор Новодевичего монастыря (1861г.), Московский пр., дом 100.

Иллюстрации: 20 - СПб. Дворец Шувалова на Фонтанке. 1846 год;                              

                     21 - СПб. Здание министерства гос.имуществ. 1850 год;

                     22 - СПб.Здание министерства гос.имуществ. Вид с Мойки;

                     23 - СПб. Дом Министра государственных имуществ. 1850 год;

                     24 - СПб. Воскресенский собор Новодевичего монастыря. 1861 год.

 

Первый председатель Санкт-Петербургского Общества архитекторов Александр Иванович Резанов (1817-1887) в стиле «неоренессанса» создал Дворец Великогокнязя Владимира Александровича (1874г.) на Дворцовой набережной.

Иллюстрации: 25 - СПб. Дворец Вел.князя Владимира Александровича.1874 год;

                     26 - СПб. Дворец Вел.князя Владимира Александровича. Гл. вход.                                

 

Также в стиле «неоренессанса» работал Мариан Марианович Перетяткович (1872-1916), создавший вместе с Леонтием Николаевичем Бенуа Костёл Лурдской Божией Матери (1909г.) на Ковенском переулке, доходный дом Вавельберга на Невском (1912г.) и здание Торгово-промышленного банка на Большой Морской улице (1914г.).

Иллюстрации: 27 - СПб. Костёл Лурдской Божией Матери. 1909 год;

                     28 - СПб. Доходный дом Вавельберга на Невском. 1912 год;                                

                     29 - СПб. Торгово-промышленный банк на Большой Морскойулице.

 

Яркими примерами архитектуры «неоренессанса» могут служить здания вокзалов. В Петербурге - Николаевского (Московского) вокзала (1851г.) Константина Тона и Петергофского (Балтийского) вокзала (1857г.) Александра Кракау. В Москве - это

построенный Тоном Николаевский (Ленинградский) вокзал (1852г.)

Иллюстрации: 30 - СПб. Николаевский (Московский) вокзал. 1851 год;

                     31 - СПб. Петергофский (Балтийский) вокзал. 1857 год;

                     32 - Москва. Николаевский (Ленинградский) вокзал. 1852 год.

 

 

Стилизация под западно-европейскую архитектуру («Необарокко»).

Стилизацией построек под западно-европейскую архитектуру прославился во второй половине ХIХ века Андрей Иванович Штакеншнейдер (1802-1865). Из его выдающихся работ в Петербурге следует назвать Мариинский дворец (1844г.) на Исаакиевской площади, Дворец Белосельских-Белозерских (1848г.) на углу Невского и Фонтанки, Николаевский дворец (1861г.) на площади Труда, а также Новомихайловский дворец (1862г.) на Дворцовой набережной. Среди проектов интерьеров выделяется роскошный Павильонный зал Малого эрмитажа (1858г.).

Иллюстрации: 33 - СПб. Мариинский дворец. 1844 год;                              

                     34 - СПб. Дворец Белосельских-Белозерских. 1848 год;

                     35 - СПб.Николаевский дворец. 1861 год;

                     36 - СПб. Новомихайловский дворец. 1862 год;

                     37 - СПб. Павильонный зал Малого эрмитажа. 1858 год.

 

Академик Максимилиан Егорович Месмахер (1842-1906) был первым директором Центрального училища технического рисования барона Штиглица. Его работы также отмечены стилизацией под западно-европейскую архитектуру. Выдающиеся проекты Месмахера - это интерьеры дворцаВладимира Александровича (1885г.), комплекс дворца Вел.князя Алексея Александровича (1885г.) на наб. Мойки, д.122, Дворец Вел.князя Михаила Михайловича(1886г.) на Адмиралтейской набережной, здание Архива Государственного совета (1887г.) на Милионной улице, зданиеМузея училища барона Штиглица (1896г.) на Соляном переулке.

Иллюстрации: 38 - СПб. Дворец Владимира Александровича. Интерьер. 1885 год;

                     39 - СПб. Дворец Вел.князя Алексея Александровича. 1885 год;

                     40 - СПб.Дворец Вел.князя Алексея Александровича. 1885 год. План;

                     41 - СПб. Дворец Вел.князя Алексея Александровича.Южный фасад;

                     42 - СПб. Дворец Вел.князя Михаила Михайловича. 1886 год;

                     43 - СПб.Здание Архива Государственного совета. 1887 год;

                     44 - СПб. Здание Музея училища барона Штиглица. 1896 год;

                     45 - СПб. Музей училища барона Штиглица. Интерьер.

Кирпичный стиль».

В рациональной архитектуре России последней трети XIX века распространился так называемый «кирпичный стиль». Простой и практичный способ отделки фасадов приходит на смену недолговечной штукатурке. 

Использование полихромного кирпича, изразцов, терракотовых вставок, природного камня обогащало художественные возможности зодчества. Наиболее полное своё развитие «кирпичный стиль» получил в творчестве архитекторов Виктора Александровича Шретера и Иеронима Севастьяновича Китнера.

Академик архитектуры Виктор Шретер (1839-1901) был профессором Института гражданских инженеров (теперь ГАСУ). К его работам в «кирпичном стиле» можно отнести дом купца Штрауса (1873г.) на 2-й линии Васильевского острова, а также собственный дом семьи Шретеров (1891г.) на набережной Мойки, 114.  Рядом со своим особняком Шретер построил многоквартирный дом с мансардами для художников (1897г.). Треугольные эркеры улучшали освещенность и увеличивали площадь комнат. Будучи главным архитектором Дирекции императорских театров, Шретер много работал для Мариинского театра. По его проекту на улице Писарева, 20 было возведено здание для хранения и писания декораций (1900г.).

Иллюстрации: 46 - СПб. Дом купца Штрауса на 2-й линии В.О. 1873 год;

                     47 - СПб. Собственный дом семьи Шретеров. 1891 год;

                     48 - СПб. Собственный дом семьи Шретеров.Задний фасад;

                     49 - СПб. Дом с мансардами для художников. 1897 год;

                     50 - СПб. Здание для хранения и писания декораций.1900 год.

Рациональную архитектуру можно наблюдать на примере «Русского для внешней торговли банка» (1887г.), построенного Шретером на Большой Морской улице, 32. Операционный зал банка решён со световым фонарем и широкой галереей на металлоконструкциях, что впоследствии получило широкое распространение.

Иллюстрация 51: СПб. Здание «Русского для внешней торговли банка». 1887 год.

 

 

Представителем «кирпичного стиля» был и профессор Института гражданских инженеров Иероним Севастьянович Китнер (1839-1929). Основные его работы в Петербурге - доходный дом и фабрика Ниссена (1873г.) на Фонтанке - вместе со Шретером, а также особняк Зигеля (1890г.) на Николаевской, ныне улице Марата.

Иллюстрации: 52 - СПб. Доходный дом и фабрика Ниссена. 1873 год;

                     53 - СПб. Особняк Зигеля. 1890 год.

 

 

Восточный стиль».

Это определение применимо прежде всего к храмовым постройкам. В Петербурге это здания трёх восточных религий - синагога, мечеть и дацан.

 

Большая хоральная синагога(1893г.) на Лермонтовском проспекте возведена по проекту Льва Бахмана и Ивана Шапошникова при участии Василия Стасова и Николая Бенуа.

Иллюстрация 54: СПб. Большая хоральная синагога. 1893 год.

Соборная мечеть (1913г.) на Кронверкском проспекте построена архитекторами Степаном Кричинским и Николаем Васильевым при участии Александра Гогена.

Длина здания 45, ширина 32, высота главного купола 39, минаретов - 48 метров. Вместимость 5000 человек.

Иллюстрации: 55 - СПб. Соборная мечеть. 1913 год;

                     56 - СПб. Соборная мечеть. Вид сверху;

                     57 - СПб. Соборная мечеть. Айван.

 

Архитектор Степан Самойлович Кричинский (1874-1923), профессор Института гражданских инженеров, построил 24 здания в различных городах. В том числе в Петербурге дом эмира Бухарского (1913г.) на Каменноостровском проспекте, 44-б, Феодоровский собор (1914г.) на Полтавской улице и решённый в классических формах дворец Воронцовой-Дашковой (1915г.) в Шуваловском парке.

Иллюстрации: 58 - СПб. Дом эмира Бухарского. 1913 год;

                     59 - СПб. Феодоровский собор. 1914 год;

                     60 - СПб. Дворец Воронцовой-Дашковой. 1915 год.

 

Архитектор Николай Васильевич Васильев (1875-1948) был одним из лидеров направления «северный модерн», которое возникло в Петербурге под влиянием архитектуры Финляндии. Основные работы - дом архитектора Бубыря (1907г.) на Стремянной улице, построенный вместе с Алексеем Бубырём, и торговые ряды «Новый Пассаж» (1913г.) на Литейном проспекте.

Иллюстрации: 61 - СПб. Дом архитектора Бубыря. 1907 год;

                     62 - СПб. Торговые ряды «Новый Пассаж». 1913 год.

 

Храм Буддийского дацана (1915г.) возведён зодчим Гавриилом Барановским на Приморском проспекте. Проект храма был разработан в соответствии с канонами тибетской архитектуры.

Иллюстрация 63: СПб. Храм Буддийского дацана. 1915 год.

 

Также в Петербуге Гавриил Васильевич Барановский (1860-1930) спроектировал в стиле «модерн» Елисеевский магазин на Невском (1903г.) и Штаб-квартиру Русского Географического общества (1909г.) на Демидовом, нынешнем Гривцова, переулке.

Иллюстрации: 64 - СПб. Елисеевский магазин на Невском. 1903 год;

                     65 - СПб. ЗданиеРусского Географического общества. 1909 год.

 

Псевдорусский стиль».

«Псевдорусский» (в том числе «русско-византийский») стиль - условное название эклектического направления в русской архитектуре XIX - начала XX веков. Он возник в рамках подъема интереса к национальной архитектуре.

 

Постройки в Москве - Здание Исторического музея (1883г.) Владимира Шервуда, дом Игумнова (1893г.) Николая Поздеева, Верхние торговые рядына Красной площади (1893г.) Александра Померанцева и инженера Владимира Шухова.

Иллюстрации: 66 - Москва. Здание Исторического музея. 1883 год;

                     67 - Москва. Дом Игумнова. 1893 год;

                     68 - Москва. Верхние торговые ряды. 1893 год;

                     69 - Москва. Верхние торговые ряды. Интерьер.

 

Постройки в Петербурге - Доходный дом Басина (1879г.) на площади Островского, архитектор Николай Басин при участии Николая Никонова, Дом офицеров (1898г.) на Литейном, архитекторы Вильгельм Гауэр и Александр Донченко, Храм Спаса на крови (1907г.) Альфреда Парланда, Музей Суворова (1904г.) Александра Гогена.

Иллюстрации: 70 - СПб. Доходный дом Басина. 1879 год;

                     71 - СПб. Дом офицеров. 1898 год;

                     72 - СПб. Храм Спаса на крови. 1907 год;

                     73 - СПб. Музей Суворова. 1904 год.

 

К «псевдорусскому», а точнее, к «русско-византийскому» стилю следует отнести постройки директора Института гражданских инженеров Василия Антоновича Косякова (1862-1921). Из них в Санкт-Петербурге наиболее известны Церковь Милующей Божией Матери (1898г.) на Большом проспекте В.О., Успенская церковь подворья Оптиной пустыни (1900г.) на набережной Лейтенанта Шмидта, Казанская церковь Новодевичего монастыря (1912г.) на Московском пр., дом 100, Никольский Морской собор (1914г.) в Кронштадте.

Иллюстрации: 74 - СПб. Церковь Милующей Божией Матери. 1898 год;

                     75 - СПб. Успенская церковь подворья Оптиной пустыни. 1900 год;

                     76 - СПб. Казанская церковь Новодевичего монастыря. 1912 год;

                     77 - Кронштадт. Никольский Морской собор. 1914 год.

Архитектура модерна.

Стиль «модерн» в архитектуре отличает отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» очертаний и использование новых материалов (металл, бетон, стекло). В 1861 г. французским садовником Жозефом Монье был изобретён железобетон, позволивший придавать конструкциям невиданную ранее пластичность. В различных странах стиль имел разные названия: во Франции - «ар нуво», в Германии - «югендштиль», в Италии - «либерти», в России - «модерн».

Академик архитектуры Павел Юльевич Сюзор (1844-1919) прославился проектом Дома компании Зингер (1904г.) на углу Невского проспекта и канала Грибоедова. На этой набережной Сюзор построил Доходный дом для сенатора В.А.Ратькова-Рожнова (1888г.) и Здание Общества взаимного кредита (1890г.). Доходные дома на улицах Кирочной и Пестеля (1900г.) спроектированы по заказу сына сенатора, камергера А.В.Ратькова-Рожнова.

Иллюстрации: 78 - СПб. Дом компании «Зингер&Ко».1904 год;

                     79 - СПб. Доходный дом В.А.Ратькова-Рожнова. 1888 год;

                     80 - СПб. Здание Общества взаимного кредита. 1890 год;

                     81 - СПб. Дом А.В.Ратькова-Рожнова на ул.Пестеля. 1900 год;

                     82 - СПб. Дом А.В.Ратькова-Рожнова на ул.Кирочной. 1900 год.

 

 

Ярким представителем «северного модерна» был Александр Иванович фон Гоген (1856-1914). Из его работ в этом стиле выделяются особняк Кшесинской (1906г.) на Кронверкском проспекте и памятник миноносцу «Стерегущий» (1911г.) на Каменноостровском проспекте, скульптор Изенберг.

Иллюстрации: 83 - СПб. Особняк Кшесинской. 1906 год;

                     84 - СПб. Памятник миноносцу «Стерегущий». 1911 год.

 

Академик архитектуры Леонтий Николаевич Бенуа (1856-1928) проектировал как в стиле «модерн», так и в классических формах. В Петербурге сохранилось более трёх десятков построенных им зданий. В том числе: здания Первого Российского страхового общества (1900г.), Б.Морская, 40 и Московского купеческого банка (1902г.) на Невском пр., 46, Клиника Отта (1904г.) на Менделеевской линии В.О., Великокняжеская усыпальница Петропавловского собора (1906г.), Придворная певческая капелла (1910г.) на Мойке, Корпус Бенуа Русского музея (1919г.).

Иллюстрации: 85 - СПб. Здание1-го Российского страхового общества. 1900 год;

                     86 - СПб. ЗданиеМосковского купеческого банка. 1902 год;

                     87 - СПб. Клиника Отта. 1904 год;

                     88 - СПб. Великокняжеская усыпальница. 1906 год;

                     89 - СПб. Придворная певческая капелла. 1910 год;

                     90 - СПб. Корпус Бенуа Русского музея. 1919 год.

 

Василий ВасильевичШауб (1861-1934) - один из проводников стиля «модерн» в Петербурге. К его работам в этом направлении можно отнести: Доходный дом Ритинга (1899г.) на проспекте Добролюбова, Доходный дом Горбова (1903г.) на Каменноостровском пр., 20, Ансамбль Австрийской площади (1906г.), Доходный дом Глазова (1906г.) на Большом пр. В.О., 46. Архитектор строил по нескольку объектов в год. До настоящего времени в Санкт-Петербурге сохранилось около 70 спроектированных и построенных им зданий.

Иллюстрации: 91 - СПб. Доходный дом Ритинга. 1899 год;

                     92 - СПб. Доходный дом Горбова. 1903 год;

                     93 - СПб. Ансамбль Австрийской площади. 1906 год;

                     94 - СПб. Доходный дом Глазова. 1906 год.

 

Академик архитектуры Эрнест Францевич Виррих (1860-1949), начинал карьеру старшим техником в мастерской Василия Шауба, затем был помощником у Павла Сюзора. Первым из трёх выполненных им крупных объектов стал комплекс зданий Петербургского Политехнического института имени Петра Великого (1902г.), задуманный в классической манере. Затем по его проекту, уже в стиле «модерн», был построен, при участии Степана Кричинского и Николая Васильева, Универмаг Гвардейского экономического общества (1909г.) на Большой Конюшенной улице, ставший позже Домом ленинградской торговли (ДЛТ). Вместе с Васильевым и Бубырём Виррих построил жилой комплекс Бассейного товарищества собственников квартир (1917г.) на улице Бассейной (ныне Некрасова, д.58-60).

Иллюстрации: 95 - СПб. Политехнический институт. 1902 год;

                     96 - СПб. Политехнический институт. Интерьер;

                     97 - СПб. Дом Гвардейского экономического общества. 1909 год;

                     98 - СПб. Дом товарищества собственников квартир. 1917 год.

Академик архитектуры барон Фёдор Иванович Лидваль (1870-1945), подданный Швеции, родился в Петербурге. Он получал образование в училище технического рисования Штиглица и в Академии художеств, занимаясь у Леонтия Бенуа. Одним из ранних его проектов стал Доходный «Дом Лидваль» (1904г.), построенный архитектором по заказу матери. Затем появились Дом шведской общины (1905г.) на Малой Конюшенной улице, доходные дома Мельцера (1905г.) и Циммермана (1907г.), Дом Товарищества братьев Нобель (1909г.) на Итальянской улице.

Иллюстрации: 99 - СПб. Доходный «Дом Лидваль». 1904 год;

                    100 - СПб. Доходный «Дом Лидваль». Двор;

                    101 - СПб. Дом шведской общины. 1905 год;

                    102 - СПб. Доходный Дом Мельцера. 1905 год;

                    103 - СПб. Доходный Дом Циммермана. 1907 год;

                      104 - СПб. Дом Товарищества братьев Нобель. 1909 год.

 

Начало 1910-х годов было временем наибольшего творческого расцвета мастера. В эти годы он создаёт гостиницу Астория (1912г.) на Исаакиевской площади, а также знаменитый «Толстовский дом» (1912г.), набережная Фонтанки, 54, другим фасадом выходящий на Троицкую (Рубинштейна) улицу. Вблизи арки Главного штаба в начале Большой Морской улицы признанный лидер «северного модерна» возводит великолепное здание Азовско-Донского банка (1913г).

Иллюстрации: 105 - СПб. Гостиница «Астория». 1912 год;

                    106 - СПб. Доходный дом генерала Михаила Толстого. 1912 год;

                    107 - СПб. Доходный дом генерала Толстого. 1912 год. План; 

                    108 - СПб. Доходный дом генерала Толстого. Двор; 

                    109 - СПб. Азовско-Донской банк. 1913 год.

 

 

Изучая стиль «модерн» невозможно обойти творчество «гения русского модерна» по имени Фёдор Осипович Шехтель (1859-1926). Он родился в Санкт-Петербурге, но творил, в основном, в Москве. Наиболее интересными его работами считаются следующие реализованные проекты: особняк Саввы Морозова (1898г.) на улице Спиридоновка, 17, особняк Степана Рябушинского (1903г.) на Малой Никитской, Ярославский вокзал в Москве (1904г.), особняк Дерожинской-Зиминой (1904г.) в Кропоткинском переулке, особняк Петра Смирнова (1905г.) на Тверском бульваре. 

Иллюстрации: 110 - Москва. Особняк Саввы Морозова. 1898 год;

                     111 - Москва. Особняк Степана Рябушинского. 1903 год;

                     112 - Москва. Особняк Рябушинского. Лестница;

                     113 - Москва. Ярославский вокзал. 1904 год; 

                     114 - Москва. Особняк Дерожинской-Зиминой. 1904 год;

                     115 - Москва. Особняк Петра Смирнова. 1905 год. 

 

Не менее значимо для истории русского «модерна» имя Владимира Петровича Апышкова (1871-1939), русского архитектора и военного инженера. Важнейшими его работами в Петербурге являются особняк Сергея Чаева (1907г.) на ул.Рентгена, мост Петра Великого (1911г.) и Финляндский железнодорожный мост (1913г.)

Иллюстрации: 116 - СПб. Особняк Сергея Чаева. 1907 год;

                     117 - СПб. Мост Петра Великого. 1911 год;

                     118 - СПб. Финляндский железнодорожный мост. 1913 год.

 

Для российского общества модерн оказался чужим, пришлым, оторванным от отечественного зодчества, что и определило негативную оценку большинства его произведений. Явный интернационализм стиля противостоял тенденциям укрепления национального самосознания, вызванным сначала русско-японской, затем Первой мировой войнами. Поэтому уже в 1903 г. появились проекты, идеализировавшие несколько доморощенный московский ампир.  


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 150; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!