Архитектура Франции эпох революции, Консульства, Первой и Второй империи. Конец XVIII- вторая треть XIX века.

Архитектура Франции XVII - начала XIХ в.в.

Архитектура Франции эпохи абсолютной монархии XVII-XVIII веков.

Первый период - Генрих IV (1594-1610) и Людовик XIII (1610-1643)

Второй период - Людовик XIV (1643-1715)

Третий период - Людовик XV (1715-1774)

Четвёртый период - Людовик XVI (1774-1792)

Иллюстрация 1: Периодика абсолютизма.

 

Эти периоды, почти одинаковые по длительности, соответствуют датам правления французских королей. Деление на периоды вызвано тем, что Франция на протяжении этих двух столетий четыре раза меняла направление в архитектуре. Стилистические изменения были тесно связаны с социальными сдвигами, происходившими во Франции. Архитектура сознательно привлекалась для доказательства прогрессивности феодально-абсолютистского порядка, с одной стороны, и свободы человеческой личности, с другой. Через все четыре периода проходит сложная борьба между государственной системой и индивидуальной человеческой личностью. Возникают величественные ансамбли и, наряду с этим, небольшие изысканные архитектурные сооружения, соразмерные человеку.

 

 

Первый период - первая половина XVII века.

С 1629 г. было запрещено во вновь строящихся замках родовой знати делать фортификационные устройства. Началось постепенное превращение их в парковые резиденции. Подъемные мосты сменялись каменными, рвы становились элементом парка, вместо башен у входов возводились павильоны. Во Франции шёл важный процесс перехода от типичного укрепленного замка к дворцовому сооружению.Характерные примеры: замки Блуа, Шато деБальруа, Шато де Мезон-Лаффит, спроектированные Франсуа Мансаром.

 

Франсуа́ Манса́р(1598-1666) считается не только крупнейшим мастером барокко, но и зачинателем традиций французского классицизма.

 

В замке БлуаМансар спроектировал крыло Гастона Орлеанского(1638г.), брата Людовика XIII, сосланного сюда за интриги против короля.

Иллюстрация 2: Замок Блуа. Крыло Гастона Орлеанского. 1638 год.

 

Шато де Бальруа(1646г.), в отличие от многих других французских дворцов был построен на девственной земле, а не на руинах ветхих средневековых замков. Комплекс полностью окружен сухим рвами. Мансар решил строить в Бальруа не два крыла, а только два симметричных павильона.  

Иллюстрации: 3 - Шато де Бальруа. 1646 год;

                      4 - Шато де Бальруа. 1646 год. Главный фасад;

                      5 - Шато де Бальруа. Вид сверху.

 

Шато де Мезон-Лаффит (1650г.)- замокблиз Парижа, построенный Мансаром на высоком берегу Сены. Он имеет в плане П-образную форму с выступающими центральной частью и крыльями.

Иллюстрации: 6 - Шато де Мезон-Лаффит. 1650 год. Главный фасад;

                      7 - Шато де Мезон-Лаффит. Вид из парка;

                      8 - Шато де Мезон-Лаффит. План;

                      9 - Шато де Мезон-Лаффит. Вид сверху.

 

Из архитекторов, процветавших при Людовике XIII, интересен Жак Лемерсье (1585-1654). Он продолжил постройки крыльев Лувра по наброскам Леско, однако «Павильон часов» (1630-е годы), теперь известный как ПавильонСюлли, он присоединил по собственному плану. Многим любителям искусства этот павильон кажется прекраснейшим произведением французского зодчества. Во всяком случае, вместе с крыльями Леско он представляет настоящий «луврский стиль».

Иллюстрация 10: Лувр. «Павильон часов». 1630-е годы.

 

Лемерсье участвовал также в постройке церквей. Он продолжил стоить купольный храм Валь-де-Грас, начатый Франсуа Мансаром. Закончили работу Пьер Ле Мюэ и Габриэль Ле Дюк в 1665 году. Первый камень заложил в 1621 году семилетний Людовик XIV. Это было в период регентства Анны Австрийской. Настоятельница монастыря была её близкой подругой и доверенным лицом. 

Иллюстрации: 11 - Париж. Церковь Валь-де-Грас. 1665 год;

                      12 - Париж. Церковь Валь-де-Грас. Главный фасад;

                      13 - Париж. Церковь Валь-де-Грас. Купол;

                      14 - Париж. Церковь Валь-де-Грас. Интерьер.

 

Лучшей храмовой постройкой Лемерсье была церковь Сорбонны (1642г.), которую он воздвиг по заказу кардинала Ришелье, впоследствие в ней похороненного. Это была первая грандиозная купольная церковь Франции. Пространство под куполом представляет собой греческий крест с короткими ветвями. Крутой подъем купола достигается тем, что он возведён не из камня, а, как и везде во Франции, является деревянным срубом.

Иллюстрации: 15 - Париж. Церковь Сорбонны. 1642 год;

                      16 - Париж. Церковь Сорбонны. Интерьер.

 

 

Второй период - середина XVII -началоXVIIIвека.

С воцарением Людовика ХIV все виды искусств переходят под контроль короля. Подъем французского абсолютизма ярко отразился на архитектуре тех лет. В стране создаются крупные сооружения, прославляющие короля. Совместная работа зодчих со скульпторами, живописцами, смелое решение инженерных задач обусловили создание замечательных образцов французского зодчества. Барокко в это время отодвигается на задний план, а ведущим стилем всего искусства официально становится «классицизм». Он основан на традициях искусства эпохи Возрождения.
Становлению классицизма способствовало создание Жаном-Батистом Кольбером в 1671 году Королевской Академии архитектуры в Париже, а также выход ряда печатных работ архитекторов К.Перро (1613-1688) и Ф.Блонделя (1618-1686).

 

Проект Клода Перровыбирается для строительства восточного фасада Лувра(1673г.). Фасад длиной 173 м имеет три этажа. На почти лишённый украшений нижний этаж, выполняющий роль монументального цоколя, водружён массивный ордер. Ритм фасаду задают сдвоенные колонны, объединяющие 2-й и 3-й этажи.

Иллюстрация 17: Париж. Лувр. Восточный фасад. 1673 год.

 

Как теоретик архитектуры, Перро значим благодаря переводам Витрувия и книге о «О порядке пяти видов колонн в соответствии с методом древних».

 

Первым директором Королевской Академииархитектурыбыл назначен Франсуа Блондель. Главная теоретическая работа, созданная им - его Курс архитектуры. Это запись чтений, которые он дважлы в неделю проводил для членов Академии.

 

Как архитектор, Блондель прославился созданием в Париже Триумфальной арки Сен-Дени (1672г.)Она была спроектирована по приказу Людовика ХIV в честь его побед на Рейне и во Фландрии. Арка высотой 25 и шириной 24 метра представляет собой типичный образец французского классицизма. В опорах ворот есть проходы, предназначавшиеся для обычных горожан, шедших за королевским кортежем. Каждая сторона арки описывает победы Короля-Солнца. Художник Шарль Лебрен. Иллюстрации: 18 - Париж. Арка Сен-Дени. 1672 год;

                      19 - Париж. Арка Сен-Дени. Переход Рейна.

 

Первым крупным парадным парковым ансамблем во французской архитектуре явился созданный Луи Лево (1612-1670) дворец Во-ле-Виконт (1661г.). Построен в 55 км от Парижа для Николя Фуке, виконта Во, министра финансов Людовика ХIV. Здание, подобно дворцу «Мезон» Франсуа Мансара, построено на искусственном островке, но каналы сделаны значительно шире, а уровень «островка» повышен против уровня окружающей территории. Обширный парк, расположенный за домом, включает кроме больших партерных площадок ряд бассейнов и каналов, обрамленных камнем, большую террасу с гротами, лестницами и скульптурой.

Иллюстрации: 20 - Дворец Во-ле-Виконт. 1661 год;

                      21 - Дворец Во-ле-Виконт. 1661 год. План;

                      22 - Дворец Во-ле-Виконт. Главный фасад;

                      23 - Дворец Во-ле-Виконт. Парковыйый фасад;

                      24 - Парк Во-ле-Виконт. Вид сверху;

                      25 - Дворец Во-ле-Виконт. Интерьер.

 

В создании дворца совместно с Лево работали садовод Андрэ Ленотр (1613-1700), с именем которого связывается окончательное создание системы французского регулярного парка, и живописец Шарль Лебрен (1619-1690). Все эти три мастера перешли затем на строительство крупнейшего сооружения Франции XVII века - Королевского дворца в Версале (1700г.).

 

Ансамбль Версаля, что в 20 км от Парижа, охватывает громадную территорию, включающую обширные парки с разнообразными сооружениями, бассейнами, каналами, фонтанами и главную постройку - сам дворец. Версаль стал символом пышной дворцовой резиденции. Площадь парка - 900 га. В нём 35 тысяч деревьев, 50 фонтанов. Периметр Большого Канала - 5.6 км.

Иллюстрации: 26 - Версаль. 1700 год. Генплан;

                     26а - Версаль. 1700 год. План дворца;

                      27 - Версаль. Дворец и парк. 1700 год. Вид сверху;

                      28 - Версаль. Курдонёр восточного фасада;

                      29 - Версаль. Мраморный двор.

 

Работа по строительству Версаля составила завершающий этап деятельности Лево. Фасад дворца со стороны парка он обработал ионическими колоннами и пилястрами, размещенными во втором -парадном этаже. Стена первого этажа, покрытая рустовкой, трактована в виде пьедестала, служащего основанием ордеру. Третий этаж Лево рассматривал как аттик, увенчивающий этот же ордер. Фасад завершался парапетом, за которым совершенно скрылись необычно низкие крыши.

Иллюстрации: 30 - Версаль. Дворец. Западный фасад.

                     31 - Версаль. Спальня короля.

 

Следующий период в истории Версаля связан с именем крупнейшего архитектора второй половины XVII века - Ж. А. Мансара, который с 1678 года руководил расширением дворца. Жюль Ардуэн-Мансар(1646-1708) - придворный архитектор Людовика XIV, внучатый племянник Франсуа Мансара, один из крупнейших представителей стиля барокко во французской архитектуре. 

Жюдь Ардуэн Мансар присоединяет к основной части дворца два больших длинных крыла - северное и южное. Высота и система разбивки фасадов южного и северного флигелей были установлены общими с центральной частью здания. Одинаковая высотность, подчеркнутая линейность всех корпусов соответствовали стилю планировки парка.

Иллюстрация 32: Версаль. Вид из парка.

 

Главное помещение дворца - «Зеркальная галерея» - занимает почти всю ширину центральной части сооружения. Арочным оконным проемам отвечают на противоположной стене зеркальные ниши. Парные пилястры членят пилоны между ними. Капители и базы пилястр и многочисленные рельефы на стенах сделаны из золоченой бронзы. Сводчатый потолок сплошь покрыт живописью Шарля Лебрена.

Иллюстрация 33: Версаль. Зеркальный зал.

 

Одна из замечательных работ  Жюля Ардуэна-Мансара в Версале - проект часовниЛюдовика ХIV (1708г.) слева от входа в Королевский двор. Применена модель традиционной двухэтажной дворцовой церкви. Однако, роскошная коринфская колоннада верхнего уровня виртуозно выполнена в стиле классицизма, который тогда только входил в моду.

Иллюстрации: 34 - Версаль. Часовня Людовика ХIV;

                     35 - Версаль. Часовня Людовика ХIV. Интерьер.

 

Композиция Версаля прекрасно воплощала идею абсолютизма. Дворец подчиняет себе весь ландшафт. Парковый ансамбль был приведен Андрэ Ленотром в строгую систему, соответствующую линейным формам дворцовыхкорпусов.Вся планировка подчинена единой оси, совпадающей с осью дворца. Перед главным фасадом расположен «водяной партер» с двумя симметричными водоемами.

От партера лестницы ведут к бассейну Латоны. Далее центральная аллея, называемая на этом участке «Зеленым ковром», приводит к бассейну Аполлона, выезжающего на колеснице навстречу своей матери Латоне. За бассейном Аполлона начинается Большой канал (1661г.), имеющий в плане форму креста. Его длина 1500 м, ширина 62. Каналиспользовался для лодочных прогулок.

Иллюстрации: 36 - Версаль. Дворец и парк;

                      37 - Версаль. Партер оранжереи;

                      38 - Версаль. Парк. Бассейн Латоны;

                      39 - Версаль. Бассейн Аполлона.

 

В правой части Большого канала расположен район Трианона с павильоном Большой (Мраморный) Трианон работы Жюля Ардуэна Мансара. Мансар раеализовал свой проект в июле 1688 года. Король Людовик XIV считается автором всех архитектурных решений в Мраморном Трианоне. Именно он отказался от высокой кровли во французском стиле, предложенной Мансаром, выбрав плоскую крышу в итальянском стиле. Даже дымовые трубы каминов не возвышались над кровлей, чтобы не нарушать подчёркнутую горизонталь объёмов.

Иллюстрации: 40 - Версаль. Большой Трианон. 1688 год. Генплан;

                      41 - Версаль. Большой Трианон. 1688 год. План;

                      42 - Версаль. Большой Трианон. Вид сверху;

                      43 - Версаль. Большой Трианон. Восточный фасад;

                      44 - Версаль. Большой Трианон. Западный фасад;

                      45 - Версаль. Большой Трианон. Вид от партера;

                      46 - Версаль. Большой Трианон. Фрагмент фасада;

                      47 - Версаль. Большой Трианон. Галерея «Перистиль»;

                      48 - Версаль. Большой Трианон. Интерьер «Перистиля»;

                      49 - Версаль. Большой Трианон. Фонтан.

 

Жюлъ Ардуэн Мансар был несколько моложе, чем Перро и Блондель. Он работал исключительно как практик, но зато по объему построенного намного превзошел их. Наиболее значительными работами младшего Мансара, кроме Версаля, было создание в Париже Вандомской площади и здания собора Инвалидов.

 

Вандомская площадь (1699г.) представляет собой новую интерпретацию парадной городской площади. Обрамляющие ее дома Жюль Ардуэн Мансар объединил фасадами. Единообразные здания в стиле классицизма были закончены к 1720 году. Нижний этаж обработан рустом, два верхних украшены пилястрами ионического ордера. Над кровлями выступают окна чердачных жилых помещений («мансард» - по имени Франсуа Мансара). В середине площади была конная статуя Людовика XIV, снятая в годы Французской буржуазной революции. При Наполеоне на этом месте установили 44-метровую Вандомскую колонну с его статуей, выполненную по образцу римской колонны Траяна.

Иллюстрации: 50 - Париж. Вандомская площадь. 1699 год;

                      51 - Париж. Вандомская площадь. Фасады;

                      52 - Париж. Вандомская площадь. Вид сверху;

                      53 - Париж. Вандомская площадь. Отель «Ритц»;

                      54 - Париж. Вандомская площадь. Министерство юстиции.

Собор Инвалидов (1706г.) был пристроен Жюлем Ардуэном Мансаром к существовавшему Дому инвалидов. Это заведение подчеркивало заботу Людовика XIV о ветеранах происходивших при нём войн. Здание собора, почти квадратное в плане, включает центральный зал, над которым возвышается купол. Проходами, прорезанными в массивах подкупольных пилонов, этот зал связан с четырьмя круглыми угловыми капеллами. На высоком прямоугольном массиве нижнего яруса возвышается купол, состоящий из трёх оболочек. Пропорции найдены точно, и силуэт - один из наиболее выразительных в облике Парижа.

Иллюстрации: 55 - Париж. Дом инвалидов. 1706 год;

                      56 - Париж. Собор дома инвалидов. 1706 год. Фасад;

                      57 - Париж. Собор дома инвалидов. Вид от Сены;

                      58 - Париж. Собор дома инвалидов. Боковой фасад;

                      59 - Париж. Собор дома инвалидов. Интерьер;

                      60 - Париж. Собор дома инвалидов. Купол;

                      61 - Париж. Собор дома инвалидов. Чертежи;

                      62 - Париж. Собор дома инвалидов. Гробница Бонапарта.

 

 

Третий период -серединаXVIIIвека.

В архитектуре времени правления Людовика XV несомненно самой выдающейся личностью являлся Жак-Анж Габриэль(1698-1782). Сын архитектора, начал работать совместно с отцом в интерьерах Версаля, Фонтенбло, Тюильри. Работал для мадам Помпадур. Начинал в формах рококо, затем стал на путь классицизма. С 1743 года -Первый королевский архитектор и президент Академии архитектуры.

 

В середине столетия в городах Франции создаются новые площади. Поводом для этого является рост городов и неотложная потребность в перепланировке центральных кварталов. Наиболее полно новые градостроительные идеи раскрываются в проектах конкурса на создание площади Людовика XV в Париже. Окончание проекта на основе лучших конкурсных вариантов было поручено Жак- Анжу Габриэлю.

 

Площадь Людовика XV, ныне площадь Согласия (1755г.), с севера ограничивают фасады двух однотипных зданий - Морского министерства и Отеля Крийон. Разрыв между ними открывает короткую перспективу улицы Рояль с церковью Мадлен. С юга границей площади служит Сена, с востока - Тюильрийский парк, с запада - Елисейские поля. Габриэль своей площадью архитектурно связал Париж, создав «ось» Лувр - Версаль, что было основной идеей его замысла. Абрис площади Людовика XV напоминает Вандомскую.

Иллюстрации: 63 - Париж. Площадь Согласия. Вид сверху;

                      64 - Париж. Площадь Согласия. Морское министерство;

                      65 - Париж. Площадь Согласия. Отель Крийон;

                      66 - Париж. Площадь Согласия. Вид на ул.Рояль и церковь Мадлен;

                      67 - Париж. Площадь Согласия. Луксорский обелиск. 1836 год.

 

Одно из самых совершенных творений Габриэля - Малый Трианон (1768г.) в Версальском парке, построенный по заказу Людовика XV для его фаворитки мадам Помпадур. Дворец сочетает в себе миниатюрность с монументальностью. Фасад Малого Трианона построен на соотношении 1:2. Четкость в пропорциях не лишает здания большой живописности. Дворец поставлен на склоне холма так, что садовый фасад имеет два этажа, а главный - три. Этим достигается органическое включение здания в свободный английский парк.

Иллюстрации: 68 - Версаль. Малый Трианон. 1768 год;

                      69 - Версаль. Малый Трианон. 1768 год. План;

                      70 - Версаль. Малый Трианон. 1768 год. Главный фасад;

                      71 - Версаль. Малый Трианон. 1768 год. Садовый фасад;

                      72 - Малый Трианон. Дворец. Вид сверху;

                      73 - Версаль. Малый Трианон. Вид сверху;

                      74 - Малый Трианон. Французский павильон;

                      75 - Французский павильон. Вид сверху.

 

Интерьеры Малого Трианона выдержаны в стиле рококо. Термин Рококо́ (фр. rocaille "скальный"), связанный с декором гротов и парковых павильонов, вошел в употребление в середине XVIII века.Архитектура рококо стремится быть лёгкой, игривой. Она не заботится ни об органичном сочетании частей сооружения, ни о целесообразности их форм. Этот произвол, скорее даже каприз, избегает строгой симметричности и без конца варьирует орнаментальные детали. Прямые линии и плоские поверхности исчезают или маскируются фигурной отделкой. Колонны то удлиняются, то укорачиваются, то скручиваются винтообразно. Их капители кокетливо искажаются. Всюду пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений.

Иллюстрации: 76 - Малый Трианон. Интерьер Большого зала;

                      77 - Малый Трианон. Зеркальный кабинет;

                      78 - Зеркальный кабинет. Интерьер;

                      79 - Малый Трианон. Музыкальный салон.

 

Большое градостроительное значение получило здание Военной школы в Париже (1771г.), возведенное рядом с Домом Инвалидов и положившее начало будущей площади Марсова поля. В этом комфортабельном сооружении, рассчитанном на 500 человек, предусматривалось индивидуальное жилье для педагогов и курсантов, были сделаны сантехнические устройства. Фасад, выходящий на Марсово поле, изыскан по пропорциям, прост и ясен в композиции. В центре фасада - портик коринфского ордера со скульптурным фронтоном. Над ним - четырехреберный купол, напоминающий луврский павильон Часов. Большой художественный интерес представляют и интерьеры Военной школы. Это здание - лучшее из произведений Жак-Анжа Габриэля.

Иллюстрации: 80 - Париж. Военная школа. 1771 год;

                      81 - Париж. Военная школа. 1771 год. Главный фасад;

                      82 - Париж. Военная школа. Задний фасад;

                      83 - Париж. Военная школа. Вид с Эйфелевой башни;

                      84 - Париж. Военная школа. Интерьер.

 

 

Четвёртый период-конецXVIIIвека.

Время правления Людовика XVI - начало полного внутреннего краха абсолютизма и идеологических побед буржуазии. Аристократическое искусство последний раз обращается к классическому наследию.

 

Жак-Жермен Суффло(1713-1780), королевский архитектор с 1755 г., придавший французскому классицизму помпезный характер, предвещавший стиль ампир. Учился в Риме. Практическую деятельность начал в Лионе, где вел работы по перепланировке города. В Париже строил церковь св. Женевьевы (Пантеон) и частные отели.

 

В 1789 году по проекту Суффло построили храм аббатства святой Женевьевы, который стал в конце столетия местом захоронения великих людей страны - национальным Пантеоном. Пантеон Суффло окончательно определил вкусы эпохи. Это сооружение является совершенным выражением идей французского классицизма второй половины XVIII века. В плане храм представляет собой греческий крест длиной в 104 и шириной 76 метров. Посредине возвышается купол диаметром 23 м, поддерживаемый четырьмя опорами. Купол в центре поднимается до высоты почти 120 м.

Иллюстрации: 85 - Париж. Пантеон. 1789 год;

                      86 - Париж. Пантеон. 1789 год. План;

                      87 - Париж. Пантеон. Главный фасад;

                      88 - Париж. Пантеон. Вид сверху;

                      89 - Париж. Пантеон. Интерьер;

                      90 - Париж. Пантеон. Купол;

                      91 - Париж. Пантеон. Крыша.

 

 

Ещё один мастер архитектуры классицизма - Клод-Никола Леду (1736-1806). Его называли «прОклятым архитектором», так как большинство его произведений было разрушено. В традициях классицизма им была возведена таможенная застава на северо-восточной окраине Парижа. Сейчас это площадь Сталинградской битвы. История Ротонды Ла-Виллет насчитывает более двух веков. В 1788 г. она была не обычной таможней, а парадными воротами столицы.

Иллюстрация 92: Париж. Ротонда Ла-Виллет. 1788 год.

 

Архитектура Франции эпох революции, Консульства, Первой и Второй империи. Конец XVIII- вторая треть XIX века.

 

Первый период - Великая французская буржуазная революция (1789-1799)

Второй период - годы Консульства и Первой империи (1799-1814)

Третий период - годы Второй империи (1852-1870)

Иллюстрация 93: Периодика революции и империй.

 

Конец XVIII и 1-я треть XIX века - время больших исторических событий, время крушения феодальных порядков и утверждения капиталистического общества.

 

Первый период-1789-1799 г.г.

Открывшая широкий путь для развития капитализма Великая французская буржуазнаяреволюция привела в движение силы, которые произвели переворот и в области архитектуры. В годы революции тяжелое экономическое состояние страны, военные расходы, защита революционных завоеваний не давали возможности развернуть строительство. Однако время строительного затишья было периодом интенсивной работы архитектурной мысли.

В творчестве таких архитекторов, как Леду, отразились надвигающиеся перемены в зодчестве, признаки будущего перелома в его развитии. Многие наброски Леду, являющиеся бумажной архитектурой, носят утопический, если не сказать сюрреалистический характер. Таков проект «Дома садовника» в виде правильной сферы, а также проект «Дома директора источников». Своими архитектурными утопиями Клод-Никола Леду во многом предвещал работы модернистов и конструктивистов начала XX века.

Иллюстрации: 94 - Проект Леду. Дом садовника;

                     95 - Проект Леду. Дом директора источников.

 

 

Второй период - 1799-1814 г.г.

На годы Консульства и Первой империи приходится начало промышленного переворота, создавшего предпосылки для возникновения ряда новых типов зданий. С ростом городов острее становится необходимость перестройки средневековой уличной сети, более рационального размещения городских рынков, устройства складов, боен. Вопросы благоустройства города постепенно выдвигаются на первый план. Доходный многоквартирный городской дом становится основной единицей городской застройки. Изменяет характер отель, который эволюционирует от аристократического дворца к типу буржуазного особняка.

 

Новшеством в строительной технике было появление в несущих конструкцияхи деталях железа. Этому материалу предстояло сыграть важную роль в сложении новых архитектурных течений.

 

Общественные здания Наполеоновской эпохи немногочисленны. Характерными памятниками этого времени остаются триумфальные сооружения.

 

Арка на площади Карусель (1806г.), архитекторы ПерсьеиФонтен, находится на противоположном конце оси, соединяющей площадь Звезды с ансамблем Лувра. Образцами для нее были взяты римские арки Септимия Севера и Константина. Её ширина 17,5 метров, высота - 14,6. Эта маленькая изящная арка является типичным образцом стиля Империи.

Иллюстрации: 96 - Париж. Арка «Карусель». 1806 год. Вид на Лувр;

                      97 - Париж. Арка «Карусель». 1806 год. Вид от Лувра.

 

Еще одно мемориальное сооружение времени Империи - это колонна «Великой армии», или так называемая Вандомская колонна (1810), архитекторы Лепер и Гондуэн. Она возвышается в центре площади, созданной Жюлем Ардуэном Мансаром, на фундаменте конной статуи Людовика XIV, низвергнутой во время революции.

Иллюстрации: 98 - Париж. Вандомская колонна. 1810 год;

                      99 - Париж. Вандомская площадь. Колонна Наполеона.

 

Придворный архитектор Наполеона Бонапарта Жан-Франсуа Шальгрен(1739-1811) - представитель неоклассицизма в архитектуре. По его проекту в Париже в конце проспекта Елисейских полей возведена Триумфальная арка на площади Звезды (1836г.). Она стоит на проходящей через весь проспект оси от двора Лувра. Имеющая лишь один пролет, арка отличается колоссальными размерами. Высота под сводом 29 м, вся высота 49,5 м. Ширина лицевого фасада 45, боковых - 22 м. На пилонах размещены четыре скульптурные композиции: «Триумф 1810 года» Жан-Пьера Корто, «Марсельеза» Франсуа Рюда, «Сопротивление 1814 года» и «Мир 1815 года» Антуана Этекса.

Иллюстрации: 100 - Париж. Триумфальная арка. 1836 год;

                      101 - Париж. Триумфальная арка. Вид сверху;

                      102 - Париж. Триумфальная арка. Скульптура.

 

 

Третий период - 1852-1870 г.г.

В период Второй империи во Франции господствовал эклектизм. В эклектике 1850-1870-х гг. особенно востребованной стала актуализация традиций позднего итальянского Возрождения и барокко. Эклектика характеризуется утратой стилевого и визуального единства здания.


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 96; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!