Архитектура позднего барокко.

Барокко и неоклассицизм в Италии XVII- XVIII в.в.

 

Баро́кко (итал.- «причудливый», «странный»).

Для архитектуры барокко характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм. Часто встречаются развернутые масштабные колоннады, изобилие скульптуры, лучковые фронтоны с раскреповкой в середине, волюты. Купола приобретают сложные формы, часто они многоярусны. Характерные детали барокко - атлант, кариатида, маскарон.

Раннее барокко.

В архитектуре Италии одним из виднейших представителей раннего барокко был Карло Мадерна (1556-1629), который порвал с маньеризмом и создал свой собственный стиль. Его главные творения в Риме - фасадыцерквей Санта-Сусанна (1603г.) и Санта-Мария-делла-Виттория (1620г.), а также главный фасад Собора Святого Петра (1613г.). Для произведений Мадерна характерны применение пышного декора и «большого ордера».

Иллюстрации: 1 - Фасады церквей в Риме. Карло Мадерна;

                      2 - Фасад Собора св.Петра. 1613 год. Карло Мадерна.

 

Зрелое барокко.

Самым крупным представителем зрелого барокко в Италии является ДжованниЛоренцо Бернини (1598-1680) - архитектор и скульптор.

Ему принадлежит проект площади Собора Святого Петра в Риме (1663г.). Зодчий, подчеркнув главную ось композиции, добился ощущения стремительности движения, чем так знаменито барокко. 284 тосканских колонны венчаются 96-ю статуями. Колоннада грандиозна. Она словно распахивает объятия и захватывает зрителя, направляя его движение к собору. Образцом для трапециевидной части послужила площадь Капитолия, созданная Микеланджело.

Иллюстрации: 3 - Площадь Собора св.Петра. Вид сверху;

                      4 - Площадь Собора св.Петра. 1667 год;

                      5 - Площадь Собора св.Петра. Фонтан Бернини;

                      6 - Площадь Собора св.Петра. Скульптура коллонады.

 

В Ватикане Бернини создал парадную Королевскую лестницу - «Скала Реджиа» (1666г.), в которой он использовал прием искусственного усиления перспективы. Из-за постепенного сужения марша и уменьшения колонн создается впечатление большей глубины помещения и увеличения размеров самой лестницы. При этом фигура папы, появляющаяся на верхней ступени, кажется огромной. Подобная иллюзорность пространства характерна для барокко.

Иллюстрация 7: Ватикан. Лестница Бернини.1666 год.

 

Лоренцо Бернини вместе с Карло Райнальди и Карло Фонтана построил церкви Санта-Мария-деи-Мираколи (1675г.) и Санта-Мария-ин-Монтесанто (1681г.).Эти храмы-близнецы образуют известнейший архитектурный комплекс Рима - Пьяцца-дель-Пополо.  

Иллюстрации: 8 - Рим. Пьяцца дель Пополо;

                      9 - Рим. Пьяцца дель Пополо. Вид сверху.

 

Пала́ццо Барбери́ни (1633г.) строился по заказу Маффео Барберини после того, как тот был избран папой под именем Урбана VIII. В создании дворца участвовали великие зодчие: Лоренцо Бернини, Карло Мадерна и его внучатый племянник Франческо Борромини (1599-1677). Главный фасад, выходящий на улицу Четырёх фонтанов, оформил Бернини.

Иллюстрации: 10 - Рим. Палаццо Барберини. 1633 год;

                      11 - Рим. Палаццо Барберини. 1633 год. План;

                      12 - Палаццо Барберини. Лестница Бернини;

                      13 - Палаццо Барберини. Лестница Борромини.

 

Церковь Сан-Карло на улице Четырёх фонтанов(1637г.) -творение Борромини. Здание в плане образует овал, перекрытый куполом, по сторонам расположены 2 небольшие капеллы. Внутреннее убранство выполнено в белом цвете и считается первым памятником эпохи расцвета римского барокко.

Иллюстрации: 14 - Перекрёсток 4-х фонтанов. 1593 год;

                      14а-Рим. Церковь Сан-Карло на ул.4-х фонтанов. План. Разрез;

                      15 - Рим. Церковь Сан-Карло на ул.4-х фонтанов. План. Разрез;

                      16 - Рим. Церковь Сан-Карло на ул.4-х фонтанов. Купол.

 

Церковь Сант-Иво алла Сапиенца (1662г.) -шедевр римского барокко, яркое творение великого Франческо Борромини. Архитектор должен был встроить храм в существующий комплекс зданий римского университета. Мастер наложил друг на друга два правильных треугольника. В результате церковь в плане напоминает звезду Давида с закруглёнными углами. Вогнутый фасад церкви образует единую пространственную структуру с аркадой университетского двора. Ступенчатый спиральный фонарь над куполом олицетворяет папскую тиару.

Иллюстрации: 17 - Рим. Церковь Сант-Иво алла Сапиенца. 1662 год;

                      18 - Рим. Церковь Сант-Иво алла Сапиенца. 1662 год. План;

                      19 - Рим. Церковь Сант-Иво алла Сапиенца. Чертежи;

                      20 - Рим. Церковь Сант-Иво алла Сапиенца. Купол.

 

Ещёодна значительная работа Борромини -фасад Базилики Святой Агнессы на пьяцца Навона (1657г.). Строительство церкви начинал Джироламо Райнальди.

Иллюстрации: 21 - Базилика св.Агнессы на пьяцца Навона. 1657 год;

                      22 - Пьяцца Навона;

                      23 - Пьяцца Навона. Вид сверху.

 

На пьяцца Навона Лоренцо Бернини создал три фонтана. На концах площади - «Нептуна» и «Мавра», в центре - «Четырёх рек» (1649г.). Бернини разместил вокруг обелиска Каракаллы статуи, олицетворяющие главные реки мира - Нил, Ганг, Дунай и Ла-Плату.

Иллюстрации: 24 - Пьяцца Навона. Фонтан Мавра;

                      25 - Пьяцца Навона. Фонтан 4-х рек. 1649 год;

                      26 - Пьяцца Навона. Фонтан Нептуна.

 

 

Помимо упомянутых зодчих, значительный вклад в зрелое римское барокко внесли Карло Ломбарди, Пьетро да Кортона, Карло Фонтана.

Карло Ломбарди спроектировал фасадцеркви Санта-Франческа Романа (XVIIв.)на Римском форуме.

Иллюстрации: 27- Рим. Церковь Санта-Франческа Романа. XVII век;

                      28 - Рим. Церковь Санта-Франческа Романа. Фасад;

                      29 - Развалины храма Венеры и Ромы.

 

Там же, на Римском форуме, рядом с аркой Септимия Севера Пьетро да Кортонав 1669 годувоздвиг церковь святых Луки и Мартины.

Иллюстрация 30: Рим. Церковь св. Луки и Мартины. 1669 год.

 

Под руководством Карло Фонтана в 1683 годувыполнен причудливо вогнутый фасад из травертинадля римской церкви Сан-Марчелло-аль-Корсо.

Иллюстрация 31: Рим. Церковь Сан-Марчелло-аль-Корсо. 1683 год.

 

Базилика св. Игнатия Лойолы в городе Аспейтиа (Страна Басков) построена Карло Фонтана в XVIII веке на месте рождения основателя ордена иезуитов.

Иллюстрация 32: Страна Басков. Базилика св. Игнатия Лойолы. XVIII век.

 

Помимо Рима великолепные произведения барокко были созданы и в Венеции. Лучшей работой Бальдассаре Лонгена стала церковь Санта-Мария делла Салюте (1631г.) - центрическая восьмигранная постройка с куполом, барабан которого поддерживают мощные волюты.

Иллюстрации: 33- Венеция. Санта-Мария делла Салюте. 1631 год;

                      34 - Венеция. Санта-Мария делла Салюте. Панорама;

                      35 - Венеция.Санта-Мария делла Салюте. Интерьер.

Архитектура позднего барокко.

С шестидесятых годов XVII века открывается последняя, наиболее длительная фаза развития барочного искусства Италии, так называемое «позднее барокко».

 

Фонта́н Тре́ви - самый крупный в Риме.Его высота 26, а ширина 50 м. Фонтан, построенный в 1762 году архитектором Николо Сальви, примыкает к фасаду палаццо династии Поли. Фасад дворца и фонтан воспринимаются как единое целое. Из центральной ниши палаццо выезжает Нептун, сидящий на морской раковине, которую тянут тритоны и гиппокампы. По сторонам в соседних нишах расположились богини Здоровья и Изобилия. На правом барельефе легендарная девушка по имени Тревия указывает римским солдатам, где находится источник. Ежегодно туристы оставляют в фонтане 1,4 миллиона евро. Существует поверье, что человек, бросивший в него монетку, приедет в Рим ещё раз.

Иллюстрации: 36 - Рим. Фонтан Треви. 1762 год;

                      37 - Рим. Фонтан Треви. 1762 год. Фасад;

                      38 - Рим. Фонтан Треви. Вид сверху;

                      39 - Рим. Фонтан Треви. Барельеф с девушкой и легионерами.

 

В римской архитектуре позднего барокко появилось подлинно прекрасное сооружение - лестница на площади Испании (1725г.). Архитекторы АлессандроСпекки и Франческо де Санктис соединили пространство небольшой площади Испании с храмом Санта-Тринита деи Монти, расположенным на высоком холме. Лестница состоит из 12 пролётов и 138 ступеней. По широким низким ступенькам очень удобно подниматься и спускаться. Лестница зрительно увеличивает размеры площади и помогает почувствовать, как хорош строгий фасад церкви.

Иллюстрации: 40 - Рим. Площадь Испании. 1725 год;

                      41 - Рим. Лестница на площади Испании. 1725 год.

 

О том, кто являлся автором здания церквиСанта-Тринита деи Монти, нет единого мнения. Принято полагать, что барочный фасад выстроили в 1578 году по проекту Доменико Фонтана (1543-1607).

Иллюстрации: 42 - Рим. Церковь Санта-Тринита деи Монти. 1578 год;

                      43 - Рим. Церковь Санта-Тринита деи Монти. Интерьер.

 

Неоклассицизм. XVIII век

Постепенно в итальянскую архитектуру проникают веяния неоклассицизма. Особенно очевидно это в облике реконструированной римской раннехристианской базилики Сан-Джованни ин Латерано в Риме.Строительство закончилось в 1735 году, когда архитектор Алессандро Галилей (1691-1737) пристроил к собору фасад колоссальных пропорций, более подобающий дворцу, чем храму. Итальянский архитектор, родственник Галилео Галилея, был впечатлён идеями палладианства. Работал в Англии, Ирландии, строил виллы в духе «Ротонды» Андреа Палладио.

Иллюстрации: 44 - Рим. Церковь Сан-Джованни ин Латерано. 1735 год;

                      45 - Рим. Церковь Сан-Джованни ин Латерано. Интерьер.

 

Величественный Королевский дворец в Казерте под Неаполем (1780г.) сооружали два талантливых архитектора: Луиджи Ванвителли (1700-1773) и его ученик Джузеппе Пьермарини (1734-1808). Он являлся загородным дворцом королей Неаполя. Во дворце 1200 комнат, его площадь 245 тысяч м2. Это самое большое здание, возведённое в Европе в XVIII веке.

Иллюстрации: 46 - Королевский дворец в Казерте. 1780 год;

                      47 - Королевский дворец в Казерте. Фасад;

                      48 - Королевский дворец в Казерте. Главная лестница;

                      49 - Королевский дворец в Казерте. Тронный зал.

 

В 1778 году по проекту архитектора Джузеппе Пьермарини в Миланебыл построен театр Ла Скала. Здание выдержано в строгом неоклассическом стиле и отличается безукоризненной акустикой. Оно имеет 100 метров в длину и 38 в ширину. Зал выполнен в форме подковы, в нем расположено пять ярусов лож.

Иллюстрации: 50 - Милан. Театр Ла Скала. 1778 год;

                      51 - Милан. Театр Ла Скала. Зрительный зал;

 

Раскопки в Помпеях и Геркулануме и издание в 1764 году в Риме капитального труда «История искусства древности» немецкого теоретика искусства Иоганна Иоахима Винкельмана окончательно склонили зодчих к неоклассицизму. Заслуга Винкельмана заключается преимущественно в том, что он первым проложил путь к пониманию культурного значения классического искусства. С его именем связан поворот интереса к античной Греции. До Винкельмана внимание преимущественно уделялось Древнему Риму.


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 1133; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!