Великая Хартия Вольностей 1215 г. Структура, содержание и значение. 5 страница



Все эти нововведения вызвали ожесточенное сопротивление аристократии. В 210 году до н.э. Цинь ши Хуанди, что вызвало гражданскую войну в Китае. В этой войне победу одержал лидер крестьянского движения, бывший сельский староста Лю Бань. В Китае стала править новая династия и возникла империя Хань. Лю Бань сократил и даже укрепил прежние порядки военно-бюрократической деспотии. Важнейшей основой любой деспотии является религия. Своеобразие же Древнего Китая в том, что идеологической основой этого государства стала не религия, этико-философское учение Конфуция. Соответственно роль жрецов в Древнем Китае играли не священники, а ученые-чиновники как знатоки философии Конфуция. Храмы в Древнем Китае имели форму школ конфуцианства. Чиновниками становились лишь те лица, которые сдавали соответствующие экзамены в этих школах. Своеобразие сословного строя Древнего Китая в том, что не существовало замкнутых наследственных сословий. Привилегированное положение по происхождению имел лишь император и члены его семьи. 19. Государственный строй (форма правления, форма государственного устройства, политический режим) Древнего Китая и значение реформ Шан Яна в его развитии. Суд и судебный процесс в Древнем Китае. Высшую ступень социальной иерархии занималцарь (Ван). Затем шли шанская рабовладельческая аристократия и жречество. Следующую ступень занимала рабовладельческая аристократия покоренных племен. В зависимости от близости к царю аристократия обладала титулами, которые давали право на определенные привилегии. Основную часть населения составляли свободные общинники. В период государства Шан (Инь) община играла большую роль. Общинное землепользование было организовано по системе"колодезных полей". Все земли делились на две категории: "общественное" поле и "частные" поля. "Общественное" поле обрабатывалось совместно всей общиной, весь урожай поступал старосте общины и затем царю. "Частные" поля были в индивидуальном пользовании семьи, в ее распоряжении был и весь урожай. Вся земля рассматривалась как государственная собственность и была в распоряжении царя. В частной собственности находились рабы, дома, орудия труда. Рабами могли владеть как частные лица, так и государство. Источниками рабства являлись: военный плен, продажа за долги, обращение в рабство за некоторые преступления, получение рабов в качестве дани. Рабы находились на положении скота. Они не могли иметь ни семьи, ни имущества. В период царства Чжоу царь по-прежнему является верховным собственником земли, но владения рабовладельческой знати постепенно превращаются в частную собственность, которую можно было отчуждать, сдавать в аренду, закладывать. Для простых общинников продолжала сохранять свое значение община. В период Чжоу китайское государство претерпело ряд существенных трансформаций и в конечном счете распалось на отдельные самостоятельные государства, которые вели между собой постоянную борьбу. [Подробнее об этом периоде читайте: Крашенинникова Н.А. История права Востока. М., 1994. С.46-69]. В III в. до н.э. победителем в этой борьбе становится государство Цинь, которое превращается в сильное централизованное государство. Особое значение для усиления Циньского государства имели реформы Шан Яна -сановника Цинского государства. В целях централизации государства административное деление было построено по территориальному признаку, узаконена свободная продажа, и покупка земли, установлено налогообложение в соответствии с количеством обрабатываемой земли, было перевооружено и реорганизовано войско. В каждую из 36 образованных областей были назначены по два управителя военный и гражданский, прежняя аристократия была поставлена под строжайший контроль. Критерием знатности стали богатство и государственные заслуги, старые титулы были уничтожены. Были введены суровые законы, каравшие за малейшие проступки. Но и это государство оказалось недолговечным. Острые социальные противоречия и народные восстания привели к ликвидации в 209"г. до н.э. циньской монархии. Один из руководителей восстания, сельский староста Лю Бал стал основателем новой династии Хань. Царями новой династии были предприняты неоднократные попытки ослабить остроту социальных противоречий. В конце 1 в. до н.э. императором Айди были введены ограничения на размер земельных владений и число рабов, находящихся в собственности. Никто не мог иметь более 138 гектаров земли и 200 рабов. Наибольшую известность получили реформы Ван Мана. Захватив власть в результате государственного переворота, в 9 г. н.э. Ван Ман провозгласил себя императором. Реформы Ван Мана запретили куплю-продажу земли, которая была объявлена царской, восстановлена система общинного землевладения, запрещена купля-продажа рабов. Но одновременно увеличилось количество государственных рабов. Было введено государственное регулирование рыночных цен и процентов по ссудам. Проведена денежная реформа и введены новые налоги. Ван Ман стремился сосредоточить в руках государства все источники дохода и создать сильную бюрократическую империю. Уголовное право Китая выделяло среди огромного числа преступных деяний (источники выделяют их более 3000) следующие виды преступлений: 1) против государства (мятеж, заговор); 2) религиозные (шаманство, выбрасывание золы на улицу); 3) против личности (убийство, нанесение телесных повреждений); 4) воинские (неявки к установленному сроку на место сбора, не проявление мужества воином); 5) против собственности (кража, грабеж, убой чужого скота). Основной целью наказания было устрашение. Практиковались телесные наказания в сочетании со смертной казнью. В период государства Чжоу было выделено пять основных наказаний: "мосин" - клеймение тушью на лице, "исин" - отрезание носа, "фэйсин" - отрезание ног, "чужин" кастрация для мужчин и превращение женщин в рабынь-затворниц, "данисин" - отрубание головы. Кроме того применялись такие наказания как битье палками и плетьми. отрезание ушей, выкалывание глаз и т.п. Суд в Китае не был отделен от администрации. Верховным судьей являлся император. На местах судили представители местной администрации. Имелись чиновники, обязанные разыскивать преступников, вести войну с ворами и преступниками, начальники тюрем и лица, приводившие в исполнение судебные решения. Процесс носил обвинительно-состязательный характер, но начиная с периода Цинь в судебном процессе усиливаются элементы розыскного процесса. Позднее этот вид процесса стал основным.     20. Основные черты права в Древнем Египте. Источником права в Древнем Египте первоначально был обычай. С развитием государства активной становится законодательная деятельность фараонов. Есть сведения о становлении кодификаций, однако до нас они не дошли. Сохранившиеся сведения о египетском праве весьма кратки. В Египте существовало несколько видов земельных владений: государственные, храмовые, частные и общинные. Можно было совершать различные сделки с землей: дарить, продавать, передавать по наследству. В частной собственности было и движимое имущество: рабы, рабочий скот, инвентарь и пр. Существовали несколько видов договоров - договор займа, договор найма, купли-продажи, аренды земли, поклажи, товарищества. Предусматривался особый порядок передачи земли из рук в руки, включающий несколько заключений договора, оплату, вступление во владение, а также и действия религиозного характера. Для семейных отношений Древнего Египта было характерно довольно высокое положение женщин в семье. Брак заключался на основе договора, от имени жены и мужа. Приданое жены оставалось ее собственностью, допускалась и передача жене всего имущества семьи. Развод был свободен для обеих сторон. Наследниками по закону были дети обоего пола. Завещание могли составить и муж и жена. Уголовное право Древнего Египта знало следующие виды преступлений: 1) государственные - измена, заговор, мятеж, разглашение государственной тайны; 2) религиозные - убийство священных животных, чародейство; 3) против личности - убийство, отступление от правил врачевания в случае смерти больного; 4) против собственности - кража, обмеривание, обвешивание; 5) преступления против чести и достоинства - прелюбодеяние, изнасилование. Основной целью наказания было устрашение. Применялись различные телесные и членовредительские наказания, широко применялась смертная казнь. Кроме того, существовали заключение в тюрьму, отдача в рабство, денежные штрафы. Процесс начинался по жалобе потерпевшего и носил состязательный характер. В качестве доказательств служили свидетельские показания, клятвы, допускались пытки. Делопроизводство носило письменный характер. 1. Источники права в Древнем Египте: • первоначально - обычай; • с развитием государства - законодательная деятельность фараонов. 2. В Египте существовали следующие виды земельных владений: • государственные; • храмовые; • частные; • общинные. Самыми крупными землевладельцами были храмовые хозяйства и цар­ские вельможи. Они могли совершать различные сделки с землей - да­рить, продавать, передавать по наследству. В деревне развитие частной собственности шло медленно, поскольку община выступала сдержива­ющим фактором. Движимое имущество (рабы, рабочий скот, инвентарь) могло нахо­диться в частной и иной собственности и быть предметом различных сделок.                               3.Виды договоров, известные в древнеегипетском праве: • договор займа; • договор найма; • договор купли-продажи; • договор аренды земли; • договор поклажи; • договор товарищества. Из-за особой ценности земли в Египте был создан особый порядок пере­хода ее из рук в руки, предусматривающий совершение трех действий: § первое - достижение соглашения между продавцом и покупателем о предмете договора и производстве платежа; • второе - продавец давал клятву перед лицом богов, подтверждавшую договор; • третье - ввод покупателя во владение, что вело к переходу права собст­венности на землю. 4. Брак в Египте заключался на основе договора между мужем и женой. Имущество, принесенное женой в виде приданого, оставалось собствен­ностью жены, что также определялось договором. Развод осуществлял­ся свободно для обеих сторон. В Египте долго существовал матриархат. С течением времени главой се­мьи становится муж, и жена, несмотря на ее достаточно высокое по­ложение в семье, утрачивает прежнее равенство с ним. Египетское право разрешалонаследование как по закону, так и по за­вещанию. Наследниками по закону были дети обоих полов. Завещание могли составить и муж, и жена. 5. Египетское право признавалопреступлениями широкий круг деяний, которые можно объединить в следующие группы: • посягательства на государственный и общественный строй - измены, заговоры, мятежи, разглашение государственных тайн. Эти преступле­ния считались наиболее тяжкими, и в случаях их совершения ответ­ственность наряду с непосредственным виновником несли все члены семьи; • преступления религиозного характера - убийство священных животных, чародейство; • преступления против личности - убийство, членовредительство; • имущественные преступления - кража, обмеривание, обвешивание; • преступления против чести и достоинства - прелюбодеяние, изнасило­вание. Целью наказаний было устрашение. Распространенным наказанием была смертная казнь. Кроме того, применялись членовредительские наказа­ния, избиение палками, заключение в тюрьму, отдача в рабство, де­нежные штрафы. Процесс велся одинаково как по уголовным, так и по гражданским делам. Дело начиналось с заявления потерпевшей стороны. В качестве средств доказывания служили свидетельские показания, клятвы. При следствии весьма обычным было применение пытки. Делопроизводство имело письменный характер. 21. Источники права Древнего Вавилона. Правление царя Хаммурапи ознаменовано созданием сборников законов. Хаммурапи, придавая большое значение законодательной деятельности, приступил к ней в самом начале своего правления. Первая кодификация была создана на 2-м году правления: это был год, когда царь "установил право стране". Эта кодификация не сохранилась. Известные Законы Хаммурапи относятся к концу его царствования.тЭти законы были выбиты на большом черном базальтовом столбе. Наверху лицевой стороны столба изображен царь, стоящий перед богом Солнца Шамашем - покровителем суда. Под рельефом начертан текст законов, заполняющий обе стороны столба. Текст распадается на три части. Первой частью является обширное введение, в котором Хаммурапи объявляет, что боги передали ему царство для того, "чтобы сильный не притеснял слабого". Затем следует перечисление благодеяний, которые были оказаны Хаммурапи городам своего государства. После введения следуют статьи законов, которые в свою очередь заканчиваются обстоятельным заключением. Всего памятник насчитывает 282 статьи. При составлении кодекса в его основу было положено старое обычное право, шумерийские судебники, новое законодательство. Законы несовершенны с точки зрения их полноты и по своей категоричности, они не предусматривают разнообразных явлений жизни. Тексты составлены в основном в казуистической форме. Законы не содержат общих принципов, нет системы в изложении, хотя известная логика присутствует. Но все представленные случаи разбираются с большой обстоятельностью. Законы Хаммурапи в отличие от других восточных кодификаций не содержат религиозного и морализаторского элемента. Своим законодательством Хаммурапи пытался закрепить общественный строй государства, господствующей силой в котором должны были являться мелкие и средние рабовладельцы. Это первый известный сборник законов, освещавший рабовладельческий строй, частную собственность. Законы содержат пережитки родового строя, это проявляется в суровости наказаний, сохранении принципа талиона, применении ордалия. Во времена правления Хаммурапи частная собственность достигла полного развития. В Вавилоне существовали различные виды земельной собственности: были земли царские, храмовые, общинные, частные. И царским, и храмовым хозяйством управлял царь, и это был важнейший источник доходов. Во времена Хаммурапи царская земля раздавалась в пользование издольщикам. Значение царского хозяйства было велико и в области торговли и обмена. Царствование Хаммурапи отмечено интенсивным развитием частной собственности на землю, чему в немалой степени способствовало расширение царем Хаммурапи сети каналов. Частное землевладение было различным по своему объему, крупные землевладельцы использовали труд рабов и наемных рабочих, мелкие - сами обрабатывали свою землю. Развитие частной собственности на землю вело к сокращению общинных земель, упадку общины. Земли свободно могли продаваться, сдаваться в аренду, передаваться по наследству, о каких-либо ограничениях со стороны общины источники не упоминают. Обязательства. В Законах Хаммурапи имеется ряд статей, регулирующих аренду земли, игравшую, очевидно, большую роль в земельных отношениях того времени. Плата за арендованное поле равнялась обычно одной трети урожая. Аренда была краткосрочной (на один или два года). На более длительный срок в аренду сдавалась еще неосвоенная земля. Законодательство, определяющее отношения между хозяином земли и арендатором, способствовало развитию хозяйства. Кроме аренды поля, сада, Законы Хаммурапи упоминают о различных видах имущественного найма: помещения, домашних животных, судов, повозок, рабов. Законы устанавливают не только плату за наем вещей, но и ответственность в случае порчи или гибели нанятого имущества. Широко был распространен договор личного найма. Кроме сельскохозяйственных рабочих, нанимали врачей, ветеринаров, строителей. Довольно подробно Законы Хаммурапи регулировали договор займа. Характерной чертой законодательства Хаммурапи в этом вопросе является стремление ограничить должника от кредитора и предотвратить долговое рабство. Об этом свидетельствуют положения о максимальном сроке отработки долга (3 года), ограничение процентов, взимаемых ростовщиком как с денежного, так и с натурального займа, ответственность кредитора в случае смерти должника в результате дурного обращения с ним. В условиях существования частной собственности как на движимое, так и недвижимое имущество, большое развитие получил договор купли-продажи. Продажа наиболее ценных предметов (земли, построек, рабов, скота) осуществлялась в письменной форме (на глиняных табличках) при свидетелях. Продавцом мог быть только собственник вещи. Продажа имущества, изъятого из оборота (например, имущество илку), считалась недействительной. Кроме названных, законодательство Хаммурапи знает договоры хранения (поклажи), товарищества, мены, поручения. Законам Хаммурапи были известны обязательства из причинения вреда. Ответственность несет тот, кто причинит смерть рабу (хозяину следует отдать раба за раба). Корабельщик, потопивший корабль вместе с вверенным ему для перевозки имуществом, обязан возместить стоимость всего погибшего. Брак был действительным только при наличии письменного договора, заключенного между будущим мужем и отцом невесты. Семейные отношения строились на главенстве мужа. Жена за неверность подвергалась суровому наказанию. Если жена была бесплодна, муж мог иметь побочную жену. Однако, замужняя женщина не была бесправна. Она могла иметь свое имущество, сохраняла право на приданое, имела право на развод, могла наследовать после мужа вместе с детьми. Довольно сильная власть отца над детьми проявляется в возможности продавать детей, отдавать в качестве заложников за долги, за злословие на родителей - отрезать язык. Тем не менее, закон ограничивает эту власть. Так, отец не имел права лишить наследства сына, не совершившего преступления. Законы Хаммурапи признают усыновление детей. Наследование по завещанию уже имеет силу, но с известными ограничениями. Преимущественным способом наследования является наследование по закону. В качестве наследников выступали: дети, усыновленные дети, внуки, дети от рабыни-наложницы, если отец признавал их своими.     22. Правовое регулирование имущественных отношений по Законам царя Хаммурапи. Правление царя Хаммурапи ознаменовано созданием сборников законов. Хаммурапи, придавая большое значение законодательной деятельности, приступил к ней в самом начале своего правления. Первая кодификация была создана на 2-м году правления: это был год, когда царь "установил право стране". Эта кодификация не сохранилась. Известные Законы Хаммурапи относятся к концу его царствования.тЭти законы были выбиты на большом черном базальтовом столбе. Наверху лицевой стороны столба изображен царь, стоящий перед богом Солнца Шамашем - покровителем суда. Под рельефом начертан текст законов, заполняющий обе стороны столба. Текст распадается на три части. Первой частью является обширное введение, в котором Хаммурапи объявляет, что боги передали ему царство для того, "чтобы сильный не притеснял слабого". Затем следует перечисление благодеяний, которые были оказаны Хаммурапи городам своего государства. После введения следуют статьи законов, которые в свою очередь заканчиваются обстоятельным заключением. Всего памятник насчитывает 282 статьи. При составлении кодекса в его основу было положено старое обычное право, шумерийские судебники, новое законодательство. Законы несовершенны с точки зрения их полноты и по своей категоричности, они не предусматривают разнообразных явлений жизни. Тексты составлены в основном в казуистической форме. Законы не содержат общих принципов, нет системы в изложении, хотя известная логика присутствует. Но все представленные случаи разбираются с большой обстоятельностью. Законы Хаммурапи в отличие от других восточных кодификаций не содержат религиозного и морализаторского элемента. Своим законодательством Хаммурапи пытался закрепить общественный строй государства, господствующей силой в котором должны были являться мелкие и средние рабовладельцы. Право собственности. Во времена правления Хаммурапи частная собственность достигла полного развития. В Вавилоне существовали различные виды земельной собственности: были земли царские, храмовые, общинные, частные. И царским, и храмовым хозяйством управлял царь, и это был важнейший источник доходов. Во времена Хаммурапи царская земля раздавалась в пользование издольщикам. Значение царского хозяйства было велико и в области торговли и обмена. Царствование Хаммурапи отмечено интенсивным развитием частной собственности на землю, чему в немалой степени способствовало расширение царем Хаммурапи сети каналов. Частное землевладение было различным по своему объему, крупные землевладельцы использовали труд рабов и наемных рабочих, мелкие - сами обрабатывали свою землю. Развитие частной собственности на землю вело к сокращению общинных земель, упадку общины. Земли свободно могли продаваться, сдаваться в аренду, передаваться по наследству, о каких-либо ограничениях со стороны общины источники не упоминают.

Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 202; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!