Вопрос 47. Политические взгляды Сунь Ятсена



Китай в это время(рубеж 19-20 вв) в результате неудачных войн в Россией, Англией, Францией и др. находился в унизительном положении, т.к. вынужден был заключить ряд неблагоприятных договоров, устанавливающих множество привилегий для этих стран. К тому же часть его была отторгнута в виде колоний. Все это вызывало недовольство народа, доходившего до восстаний. В такой ситуации выразителем воли народа стал

Сунь Ятсен(1866-1925), который в результате успеха поднятого им восстания был избран временным президентом Китая.

Источники его учения м. подраз. на:

· Традиционные для Китая учения, прежде всего конфуцианство, что проявляется в вере Суня во всемогущество идеологии, в идеализации китайской культуры и истории.

· Достижения европейской полит мысли(сначала либерализм, затем социализм).

Его полит концепция выражена в 3 принципах:

· Принцип нации: это связано со свержением династии Цинь. Народ свергнул это правительство и установил суверенитет. Китай- государство самих китайцев(династия Цинь была маньчжурской). В манифесте 1 съезда национальной партии этот принцип излагается во внешнем аспекте(поставлена цель борьбы с колонизаторами) и во внутреннем аспекте(устанавливался принцип равенства всех наций Китая вплоть до самоопределения; это недооценка принципа федерализма в столь многонациональном государстве)

· Принцип народовластия(«демократия»). Он понимался им как установление республики и как утверждение демократического режима. Для тысячелетней монархии- это новелла. Республика обосновывалась следующим: равенство граждан, идеал республиканизма соответствует времени и только республика может преодолеть междоусобицы. Демократия рассматривалась как условие существования свободы и равенства, т.к. без демократии они- «пустые звуки». Изучив Западные государства он решил, что парламентаризм и даже представительная демократия западного типа неприемлемы для Китая. Выход- китайская модель, которой стала «Конституция пяти властей»: законодательная, исп, суд, контрольная и экзаменационная. Каждая ветвь представлена высшим органом- юанем; в провинциях они объединялись в провинциальной управе. Главный- Национальное собрание(по 1 представителю от уезда). З, И, С – как и на Западе. К и Н осущ контроль народа через своих представителей за З, И, С. Также народ обладал «прямой» властью- четыре права народа(избирать, отзывать, право инициативы и референдума). Сунь полагал, что преобразования д. начинаться снизу, т.к. местное сам-ние есть фундамент демократии. Процесс полит переустройства дел на 3 периода: «период военной власти»- уничтожение противника, «период политической опеки»-развитие местного сам-ния, «период конституционного правления»-создаются органы гос власти. 2ой период затянулся.

· Принцип народного благоденствия. Методы его достижения он видел в «уравнении прав на землю»(фактически национализация) и «ограничении капитала»(сюда входили национализация крупн монополий, т.к. часный капитал на может держать в своих руках жизнь народа, и план индустриализации, с целью выведения Китая на Зап уровень).

Классовую борьбу он считал присущей лишь бурж строю, а Китай из-за своей отсталости еще не вступил в борьбу между трудом и капиталом. Горе Китая виделось в бедности, а не в соц неравенстве.

В 40-50ые годы три принципа и разделение на 5 влатей в КНР уступили коммунистической идеологии.

 

Вопрос 48. Политические взгляды М. Ганди.

 

Мохандас Карамчанд Ганди(1869-1948).

В своей жизни он множество раз сталкивался с дискриминацией своих соотечественников, что определило его жизненную цель- бороться с дискриминацией, насилием ненасильственными методами. Ненасилие- главный принцип его жизненной философии. Он разработал способ ненасильственного сопротивления(сатьяграха). Он провел 4 кампании ненасильственного сопротивления в отношении плантаторов. Эти кампании показали умение Ганди работать в массах, он получил титул Махатма(великая душа). Стал в центр полит жизни страны. Он внушил стране 2 идеи: 1) не нужно просить власти о самоуправлении, а бороться за него; 2) делать это должны были массы- крестьяне, рабочие, городская толпа. С помощью этих идей он превратил Индийский национальный конгресс во всенародную партию. Преданность ненасилию предполагала готовность в любой момент перейти к переговорам с властями.

Политика и религия: он пытался пропитать политику религиозными нормами ненасилия и любви. Такое сочетание политики и религ норм привело к образованию в учении Ганди 2 пластов:

· Чистый, теоретический гандизм: конечной целью его принципа ставилось спасение души человека, т.к. ненасилие ставилось в основу мировоззрения каждого и общества в целом. Он отвергает путь индустриализации и «европейскую цивилизацию», т.к. она построена на насилии, стремится к материальным благам в ущерб духовным. Картиной всеобщего благоденствия(сарводайя) по Ганди становится простая сельская жизнь. Каждый трудится во имя пропитания(физич труд) и пользуется равными правами при справедливом распределении благ. Эксплуатация изживается, но ненасильственными методами- помещики и капиталисты управляют своими владениями как опекуны в интересах трудящихся(теория опеки). В политическом отношении идеал- федерация самоуправляющихся общин. В идеале субъектом объединения становится не община, а личность. Такую политическую систему он называет- ненасильственным государством. В качестве переходной формы к такой форме управления он предусматривает преимущественно ненасильственной государство, в нем пока сохраняются вооруженные силы, оно регулирует отношения между опекунами и трудящимися, и если опекуны не выполняют чисто опекунские обязанности, то государство конфискует их имущество, гос-во поощряет кустарную промышленность. Даже отступая от анархических идеалов, он допускает законодательную и принудительную деятельность гос-ва, но в интересах преобразования общества.

Важный аспект- судьба будущего общества. По его мнению человечество стоит перед выбором взаимное уничтожение или исключение войны. И если люди хотят мира, то борьба за него должна вестись только ненасильственными средствами.

Общество:не признаются касты и подкасты, не одобряются запрещения межкастовых браков. Он поставил единство человеческого рода над варнами.

Религия: чужд религиозного фанатизма, отстаивал свободу совести, светский характер государства и дружественные отношения между религ общинами.

· Гандизм на практике: т.е. политическая линия. Как политик он ограничился требованиями улучшения жизни и быта рабочих. Объяснял это невозможностью бороться одновременно с помещиками и капиталистами. Реальную часть полит программы Ганди составляли требования свараджа(независимости) и применение ненасильственных методов борьбы. Ненасильственное сопротивление он называл сатьяграхой. Понятие ввел, чтобы отграничить свой метод от пассивного сопротивления, т.к. его политика проводится не из трусости ил слабости, а на основании уважения и любви к противнику. Таким образом в понятие «ненасилие»(ахимса) вкладывается позитивный смысл(любовь к человеку и животным, служение им, милосердие, самопожертвование) и негативный(неприменение силы). Ганди подводит под тактику ненасилия этическую основу: цель в том, чтобы побудить противника понять свою неправоту. Для чего участники движения должны безропотно принимать все наказания и лишения. Противник видя их страдания должен осознать свою жестокость и неправоту. Т.о. сатьяграха увенчается успехом если противник раскается. Основными формами сатьяаграхи стали несотрудничество с властями(отказ от должностей, наград,…), приостановление работы, гражданское неповиновение, т.е. несоблюдение законов. Но сатьяграха не была стихийной, т.к. Ганди всегда заранее четко планировал осуществление той или иной формы сатьяграхи.

Ганди столкнулся с резней, возникшей из-за разделения Индостана, на основании чего он пришел к выводу, что Индийский национальный конгресс относится к ненасилию как к выгодному политическому средству, а не как к нравственному долгу. В последний день своей жизни(он был убит) Ганди написал документ- «Завещание», в котором призывал распустить ИНК и заменить его неполит организацией- Ассоциацией слуг народа, которая бы посвятила себя осуществлению сарводайи.

 


[1]         Цвинглианство – одно из течений реформации 16 в. в части Швейцарии и германии. Основатель – Ульрих Цвингли. Он провел реформу церкви и политического строя: церковь подчинил городским властям, запретил военное наемничество. Течение слилось с кальвинизмом.

[2]         Бюргерство (от немецкого «горожанин») – термин чаще всего употребляющийся для обозначения среднего слоя населения средневекового города.

[3]         Плебейство – термин, чаще всего употребляемый для обозначения низшего беднейшего слоя населения средневековых городов Западной Европы.


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 302; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!