Взаимодействие литературы и фольклора. Фольклорные жанры, образы, сюжеты и мотивы в творчестве русских писателей XIX–XX веков.



ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА ФОЛЬКЛОР

Перечень основной и дополнительной литературы, необходимой для освоения дисциплины

А) основная литература

1. Джанумов С.А./ред. Русское устное народное творчество. Хрестоматия-практикум. - М.: Академия, 2008.

2. Шафранская Э.Ф. Устное народное творчество. - М.: Академия, 2008

3. Аникин В.П. Русское устное народное творчество. - М.: Высшая школа, 2004.

 

Б) дополнительная литература

1. Астахова Е.А. Виды и жанры фольклора. Словарь-справочник. Ярославль, 2008

2. Зуева Т.В.. Русский фольклор. Словарь-справочник. М., 2002

3. Кравцов Н.И., Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество. М.,1983

4. Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия (Под ред. Н.И. Кравцова). М., 1971

5. Русское народное поэтическое творчество. Учебное пособие (Под ред. А.М.Новиковой). М.,1978

6. Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия (Под ред. А.М. Новиковой). М., 1978

7. Восточнославянский фольклор. Словарь научной и народной терминологии. Минск.,1993

 

В) Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины

  1. Интернет-ресурс для преподавателей и студентов. Режим доступа: http://artclassic.edu.ru/
  2. Интернет-ресурс для преподавателей и студентов. Режим доступа: http://mh k.realms.biz/
  3. Интернет-ресурс для преподавателей и студентов. Режим доступа: http://telecentres.isoc.am/db/cult.htm
  4. Интернет-ресур для преподавателей и студентов. Библиотека Гумер. Гуманитарные науки. Режим доступа: http://www.gumer.info/
  5. Интернет-ресурс для преподавателей и студентов. Режим доступа: http://dic.academic.ru/
  6. Теоретическая поэтика: понятия и определения / Автор-составитель Н.Д.Тамарченко [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://philologos.narod.ru/tamar/
  7. Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://feb-web.ru/
  8. Аnnализ текста [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ruthenia.ru/annalystxt/
  9. Единое окно доступа к образовательным ресурсам. – Режим доступа: http://window.edu.ru/

10. Библиотека Гумер – гуманитарные науки. – Режим доступа: http://www.gumer.info/

11. Русский филологический портал. – Режим доступа: http://www.philology.ru/

12. Научная электронная библиотека. – Режим доступа: http://elibrary.ru

Дидактические единицы

Уважаемые студенты заочного отделения, прежде чем приступать к выполнению контрольной работы, прошу вас внимательно ознакомиться с перечнем дидактических единиц.Разберитесь с терминами и понятиями, включенными в этот перечень. Я буду ставить зачет по курсу с учетом выполненной контрольной. Но каждый из вас получит при выставлении зачета 3 вопроса (в устной форме) на основании данного перечня. Поэтому рекомендую хорошо освоить этот список: надо уметь дать точное определение и привести пример. Если контрольная работа зачтена, а на вопрос вы не отвечаете (или отвечаете плохо) я оставляю за собой право ставить или не ставить вам зачет. Поэтому не стоит обращаться для выполнения контрольной работы к третьей силе (нечистой, надо полагать). Делайте все сами и ДУМАЙТЕ!

 

Фольклор. Фольклористика. Миф. Мифология. Мифологема. Архетип. Мифологическая модель мира. Мифологический мотив. Мифологический персонаж. Древнейшие формы религии (тотемизм, фетишизм, анимизм, манизм). Антропоморфизм. Космогония. Восточнославянское язычество. Пантеон. Народное православие. «Двоеверие». Сакральность мифа – профанность фольклора. Этиологизм мифа – дидактизм фольклора. Предметное поле фольклористики. Синкретизм фольклора. Стадиально-историческая и социокультурная стратификация фольклора. Фольклор архаический. Фольклор классический. Фольклор современный. Фольклор детский. Трудовые песни. Ритуал. Ритуал и миф. Классификация ритуалов. Обряды природного цикла. Обряды жизненного цикла. Обряды окказиональные. Обрядовый фольклор. Заклинания. Заговоры. Причитания. Песни обрядовые. Сказка как вид фольклора. Сказочные жанры (сказки о животных, волшебные, кумулятивные, бытовые). Жанровые разновидности бытовых сказок. Типология сказочных героев. Принципы сюжетосложения в сказках. Приемы сказочной композиции. Формульность сказки. Сказочная обрядность. Собирание и изучение русской сказки. Опыт международной классификации сказочных сюжетов. Несказочные нарративные жанры фольклора. Предание. Легенда. Суеверный рассказ. Мемораты. Фабулаты. Анекдот. Русский эпос. Былина. Былины архаические. Былины героические. Былины социальные. Былины антикняжеские. Образ богатыря. Статические и динамические аспекты былинного сюжета. Ретардация. Запев. Зачин. Завязка. Кульминация. Исход. Общее место. Историзм былин. Исторические песни. Духовный стих. Речевые жанры фольклора. Паремии. Пословицы. Загадки. Баллада. Внеобрядовая лирика. Психологический параллелизм. Ступенчатое сужение образов. Цепочное строение образов. Выделение. Частушка. Народный театр. Дотеатральные зрелищные формы. Театр Петрушки. Раек. Вертеп. Народные героические пьесы. Народные сатирические пьесы. Академические школы в русской фольклористике. Современные методы изучение фольклора: неомифологическая, ритуалистическая концепции, этнолингвистика в кругу филологических дисциплин.

 

Контрольная работа

1. Продолжите утверждение; приведите примеры использования данного явления в фольклоре:

А) Инициация – обряд родового общества …;

Б) Кумуляция – свойство композиции некоторых фольклорных форм, основанное на принципе …

В) Коллективность – специфическое свойство фольклора, означающее…

Г) Анимизм – одна из древнейших форм религии, согласно которой…связь с ритуалами жизненного цикла, монологическая форма, импровизационный характер исполнения, открытая структура, содержащая возможность наращивания строк, система мифологических замен и символов

Д) Семейные обряды – особая группа ритуалов…

Е) Вариативность – специфическое свойство фольклора, означающее

Ж) Тотемизм – одна из древнейших форм религии, согласно которой …

З) Календарные обряды – особая группа ритуалов…

 

2.Установите фольклорный жанр, который характеризуют указанные признаки, и продолжите их перечисление, добавив не менее 2 характеристик. Приведите пример текста данного жанра и выполнимте его анализ с опорой на перечисленные признаки:

Необрядовый фольклор, несказочная проза - связь с ритуалами жизненного цикла, монологическая форма, импровизационный характер исполнения, открытая структура, содержащая возможность наращивания строк, система мифологических замен и символов…

3.Вычеркните 4 лишний термин, мотивируя свой выбор, и впишите нужное понятие:

А) Песня величальная, песня корильная, песня историческая, песня заклинательная;

Б) Быличка, легенда, былина, сказка.

В) Частушка, лирическая песня, баллада, романс.

Г) Раек, анекдот, вертеп, театр Петрушки.

4.Объясните значение следующих понятий и приведите по 1 примеру к каждому:

 синкретизм, архетип, апотропейная магия;

5.Установите, к какому обряду относится данная песня, определите ее поэтическую функцию:

Коляда, коляда

Накануне рождества.

Тетенька добренька,

Пирожка-то сдобненька

Не режь, не ломай,

Поскорей подавай!

 

6.Установите сходства и отличия между жанрами фольклора (оформите в виде таблицы) :

6.1. Предание и легенда;

6.2. Былина и историческая песня;

6.3. Пословица и поговорка

7.Определите композиционный прием, использованный в данном фрагменте лирической

внеобрядовой песни (психологический параллелизм, выделение, ступенчатое сужение образа,

цепочное строение), дайте его (приема) толкование. Выделите в тексте тропы и

стилистические фигуры. Опрекделите их художественную функцию:

 

Калинушка с малинушкой, лазоревый цвет,

Веселая беседушка, где батюшка пьет.

Он пить не пьет, родимый,

За мной, младой, шлет.

А я, млада-младешенька, замешкалася

За гусями, за утками, за курами,

За мелкой пташечкой, за журужкой.

Как журужка по дворику похаживает,

За реченьку быструю поглядывает,

За реченькой за быстрой четыре двора…  

 

8.Исправьте фактические и терминологические ошибки в суждении:

8.1. В отличие от мифа, основной функцией которого является дидактическая, фольклор служит этиологическим целям, т.е. является отражением христианских религиозных убеждений

8.2. Лирические жанры фольклора (сказки, былины, исторические песни) отражают мир чувств и переживаний конкретного исполнителя и создаются по законам импровизации.

8.3. В отличие от мифа, предполагающего неабсолютную степень доверия к рассказываемому, фольклор опирается на полную достоверность, что соответствует его главной функции – познавательной.

8.4. Виды народного театра (песни и пляски) предполагают сюжетность и повествовательность, так как эстетически оформляют обряды.

 

9.Ответьте на вопросы(в объеме 3 – 5 предложений):

1) В чем состоит сходство мифа и фольклора?

2) Чем отличается фольклор от мифа?

3) Что такое обряд?

4) Какие поэтические жанры относятся к ритуалу?

5) На чем строится вымысел в сказках о животных?

6) На чем строится вымысел в волшебных сказках?

7) Какая жанровая разновидность бытовых сказок опирается на сатиру?

8) Какая жанровая разновидность бытовых сказок опирается на юмор?

9) Какие былины называются социальными?

10) Какие былины называются героическими?

11) Какие явления объединяет в себе понятие народной драмы?

12) Какие жанры объединяются понятием «несказочная проза»?

10.Установите жанр (жанровую разновидность) следующих текстов и сделайте их комплексный (целостный) анализ:

 

10.1. Лиса увидела тетерева – на дереве в лесу сидит – подошла к нему и говорит: “Терентьюшка-батюшка, приехала я из города, слышала указ: тетеревам не летать по деревьям, а ходить по земле!” – “Так что, я слезу! Да вон, лиса, кто-то идет, да что-то на плече-то несет, да за собой что-то ведет”. – “Хвост не крючком ли?” – “Да, да, крючком!” – “Ах, мне некогда тебя ждать: у меня ножки зябнут да ребята дома ждут. Я пойду!”

10.2. Нельзя не заметить встречи светлейшего князя Михаила Ларионовича Голенищева-Кутузова по прибытии в российский лагерь. Достигнувши места своего назначения, князь тот час же поехал осматривать местоположения вверенных ему войск, как вдруг явился орел и начал парить над его головою. При таком нечаянном появлении бранноносного царя птиц князь Михаил Ларионович снял шляпу, и по рядам российской армии загремело единодушное “ура! Скажем вместе с предавшим нам сие происшествие: где россы, подобно римлянам, идут на бой, там нельзя не парить орлам над ними!

10.3 Стоит в поле древо древанское,

На этом древе семь угодьев:

Первое угодье – в избе обиходье,

Другое угодье – в кругу вертится,

Третье угодье – старому да малому потешка,

Чеивертое угодье – на церкву крыша,

Пятое угодье – на дорожке след,

Шестое угодье – во всю ночь свет,

Седьмое угодье – всему миру масло.

 

11. Познакомьтесь с книгой В.Я. Проппа «Морфология сказки» и дайте ответ на следующие вопросы (ОФОРМИТЕ ОТВЕТ В ВИДЕ ТАБЛИЦЫ):

1. Как ученый объясняет название своего труда?

Слово „морфология“ означает учение о формах. В ботанике под морфологией понимается учение о со­ ставных частях растения, об их отношении друг к другу и к целому, иными словами—учение о строении ра­ стения.

 Но „морфология сказки“—о возможности такого по­ нятия вряд ли кто нибудь думал. И тем не менее рассмотрение форм сказки возможно с такой же точностью, как возможна морфология орга­ нических образований. Если этого нельзя утверждать о сказке в целом, во всем ее объеме, то во всяком случае это можно утверждать о так. наз. „волшебных“ сказках, о сказках „в собственном смысле слова“. Им только и посвящена настоящая работа.

2. Что не устраивает исследователя в методах анализа сказки и приемах классификации сказочного материала?

Научная литература о сказке не слишком богата. Совершенно отсутствуют общие труды по сказке. Именно общие вопросы больше всего возбуждают интереса, в их решении— цель науки.Дело не в количестве материала. Дело в ином: в методах изучения.

В то время, как физико-математические науки обла­дают стройной классификацией, единой терминологией, у нас всего этого нет. Посмотрим же, как ве­лось изучение сказки, и с какими трудностями приходится бороться. Настоящий очерк не преследует цели дать связное изложение истории изучения сказки. В корот­кой вводной главе это невозможно, да в этом и нет большой необходимости, так как эта история уже не­ однократно излагалась.

Изучение сказки велось, главным образом, лишь генетически, большей частью без попыток пред­варительного систематического описания. Прежде, чем осветить вопрос, откуда сказка происходит, надо ответить на вопрос, что она собой представляет.

Материал следует разделить на части, т. е. класси­фицировать его. Правильная классификация—одна из первых ступеней научного описания.Самое обычное деление—это деление на сказки с чу­десным содержанием, сказки бытовые, сказки о живот­ных. На первый взгляд все кажется правильным, но нет ли смешение содержаний данных сказок?

«Психология народов» Вундта предлагает свое деление, которое также вызвает сомнения.

Разобранные классификации касаются распределения сказок по разрядам. На ряду с распределением сказок по разрядам имеется деление по сюжетам. Профессор Волков определяет 15 сюжетов сказок. Как устанавливаются эти сюжеты - не оговорено. Данная классификация является условной.

 

3. Как относится В.Я. Пропп к классификации сказочных сюжетов, предложенной А. Аарне?

Указатель сказок Аарне. Благодаря указателю Аарне стала возможна шифровка сказки. Сюжеты названы Аарне типами, и каждый тип зану­мерован. Краткое условное обозначение сказок очень удобно. Но указатель Аарне опасен другим. Он внушает неправильные представления по существу. Четкого распределения на типы фактически не суще­ствует, оно очень часто является фикцией.

4. Как оценивает В.Я. Пропп работы А.Н. Веселовского о сказке?

Для Веселов­ского мотив есть нечто первичное, сюжет—вторичное. Сюжет для Веселовского уже акт творчества, соеди­нения. Отсюда для нас вытекает необходимость изучать не столько по сюжетам, сколько прежде всего по мотивам. Если бы наука о сказке лучше освоилась с заветом Веселовского: „ ограничить вопрос о мотивах от вопроса от сюжетов “, то много неясностей уже было бы ликвидировано. Но учение Веселовского о мотивах и сюжетах пред­ставляет собой только общий принцип. Вопреки Веселовскому, мы должны утверждать, что мотив не одночленен, не не­разложим. Последняя разложимая единица, как таковая, не представляет собой логического целого.

5.  В чем состоит научный метод автора «Морфологии сказки»?

 

6. Что В.Я. Пропп называет функцией? Каково их общее число в структуре волшебной сказки? Какова последовательность их расположения?

7. Как распределяются функции по действующим лицам сказки?

8. Каков главный вывод, к которому приходит В.ЯФ. Пропп в ходе анализа сказочной структуры?

 

 

13. Сделайте комплексный (целостный) анализ былины «Добрыня и змей», опираясь на работы В.Я. Проппа «Русский героический эпос» (М., 1958) и Б.А. Рыбакова «Древняя Русь. Сказания. Былины. Летописи» (М., 1963).

 

При анализе учитывайте следующие параметры

1) сюжет и композиция;

2) система образов;

3) предметный мир;

4) особенности историзма;

5) язык и стиль;

6) принадлежность былины определенной тематической группе;

7) смысловой потенциал былины.

 

14. Подготовьте развернутый ответ на тему:

 

Взаимодействие литературы и фольклора. Фольклорные жанры, образы, сюжеты и мотивы в творчестве русских писателей XIX–XX веков.

Влияние фольклора на литературу – важная составная часть общего развития русской литературы и коренная проблема происхождения самой литературы. Социально-исторические и эстетические факторы, влияющие на характер взаимодействия двух форм словесного творчества. Роль фольклора в эстетической системе различных литературных направлений. Индивидуальное творческое использование фольклора. Сюжеты, мотивы, образы, восходящие к фольклору. Проблема архетипа в литературе. Жанрово-стилистический фактор как регулятор контактов литературы с народным искусством.

Фольклор в процессе развития русской литературы. Древнерусская литература и фольклор. Классицизм и фольклор. Русский романтизм и фольклор. Реализм и фольклор.

Творчество А.С. Пушкинаи фольклор: усвоение А.С. Пушкиным-романтиком художественного опыта устной народной поэзии в поэме-сказке «Руслан и Людмила»; обращение поэта к жанровым и стилевым традициям фольклора в лирике («Песнь о вещем Олеге»), в прозе (роман «Капитанская дочка»), авторских сказках («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о царе Салтане…», «Сказка о рыбаке и рыбке» и др.).

Творчество Н.А. Некрасоваи фольклор. Новаторство поэта в освоении композиционных, образно-художественных приемов и форм народных сказок, легенд, причитаний, лирических песен, баллад, загадок, пословиц, эпоса. Обращение Н.А. Некрасова к фольклору в лирике, в поэмах «Коробейники», «Мороз-Красный нос», в народной эпопее «Кому на Руси жить хорошо?». Изображение народного характера народнопоэтическими средствами.

Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина и фольклор. Типы и образы народных сказок в актуальной и политически конкретной интерпретации писателя («Сказки для детей изрядного возраста»). Народная сатира (рассказы о дураках-пошехонцах, сатирические прибаутки) в «Истории одного города». Новаторство сатирика в освоении языка фольклора.

Творчество Н.С. Лескова и фольклор: традиции устной народной прозы (сказки, легенды, притчи) и баллады в произведениях «Левша» и «Леди Макбет Мценского уезда»; специфика обращения к фольклорной поэзии как способу создания русского национального характера в повести «Очарованный странник» и исторических хрониках («Соборяне» и др.).

Творчество Л. Петрушевской и фольклор: жанр сказки и суеверного рассказа в прозе писательницы, влияние устно-поэтической традиции на язык и стиль произведений.

Творчество В.М. Шукшина и фольклор: фольклорные мотивы и образы в произведениях писателя («До третьих петухов», «Калина красная»); традиции фольклорного и литературного сказа в повествовательной манере прозаика.

 

Основная литература

1. Аникин, В.П. Русское устное народное творчество [Текст]. – М., 2004.

2. История русской литературы 19 века [Текст]. Ч. 1: 1795–1830-е годы / отв. ред. В.И. Коровин. – М., 2005.

3. История русской литературы 19 века [Текст]. Ч. 2: 1840–1860-е годы / отв. ред. В.И. Коровин. – М., 2005.

4. История русской литературы 19 века [Текст]. Ч. 3: 1870–1890-е годы / отв. ред. В.И. Коровин. – М., 2005.

5. Шафранская, Э.Ф. Устное народное творчество [Текст]. – М., 2008.

Дополнительная литература

1. Костюхин, Е.А. Лекции по русскому фольклору [Текст]. – М., 2004.

2. Кременцов, Л.П. Русская литература 19 века. 1801–1850 [Текст]. – М., 2005.

3. Лебедева, О.Б. История русской литературы 18 века [Текст]. – М., 2003.

4. Лейдерман, Н.Л., Липовецкий, М.Н. Русская литература 20 века (1950–1990-е годы) [Текст]. – М., 2010.

5. Менделеева, Д.С. История литературы Древней Руси [Текст]. – М., 2008.

6. Травников, С.Н.,. История русской литературы. Древнерусская литература [Текст]. – М., 2007

* Комментарий.Данный вопрос будет входить в перечень вопросовдля Государственного аттестационного экзамена(конец 4 курса) в рамкахбакалавриата. В ваших интересах сделать эту часть контрольной работы особенно качественно: вы работаете на свое будущее!

Я предлагаю вам фрагмент программы на экзамене (см. выше п. 12). Ваша задача – наполнить этот материал живым филологическим размышлением. Вы можете при этом заменить любого автора на своего. А можете ничего не менять. Главное: 6 авторов – 6 внятных филологических размышлений с хорошими примерами, подтверждающими ваше знание обозначенной в вопросе проблемы и творчества избранного вами (или предложенного мной) автора.

Замечу, что качественное (научно основательное, творческое) выполнение этого пункта контрольной работы – залог вашего успеха и на промежуточной этапе аттестации (зачет по курсу) и на финале вашего обучения (Государственный экзамен).

Критерии оценки зачета

Зачет оценивается по 5-балльной шкале:

«5» -знания студента по всем разделам курса отличаются полнотой и системностью; студент хорошо знаком с научно-исследовательской литературой по проблемам фольклористики; владеет понятийным аппаратом науки; умеет устанавливать межпредметные связи (с мифологией, историей, этнологией, лингвистикой), и связи между различными темами дисциплины, применяет на практике теоретические представления; владеет навыком анализа и интерпретации фольклорного текста.

«4» -знания студента достаточно полны и системны; студент имеет представления об основных проблемах фольклористики; в целом владеет понятийным аппаратом науки, но допускает незначительные ошибки или неточности в их использовании; сравнительно уверенно устанавливает внутрипредметные и межпредметные связи, но не всегда точен в формулировках; может применить полученные знания в практической деятельности, владеет навыком анализа и интерпретации фольклорного текста.

«3» -знания студента недостаточно полны, им недостает системности; понятийный аппарат в целом освоен, но не включен в активное употребление; студент имеет поверхностное знание основных проблем фольклористики; умеет применить полученные знания на практике, но испытывает некоторые затруднения; не всегда может установить внутрипредметные и межпредметные связи; в целом владеет навыками анализа фольклорного текста, но не всегда может верно оценить или интерпретировать то или иное явление фольклора.

«2» -знаниястудента не отличаются полнотой и системностью; понятийный аппарат не освоен; студент не знаком с научно-исследовательской литературой по проблемам фольклористики; испытывает очевидные трудности в практическом применении полученных знаний, в анализе и интерпретации художественных явлений фольклора.

«1» -студент не овладелтеоретическими и практическими знаниями и умениями по курсу

 

 

Вопросы зачету

1. Фольклористика как наука, ее место в ряду других филологических дисциплин Споры о предметном поле фольклористики.

2. Специфика фольклора как вербальной культуры. Основные признаки фольклора. Понятие фольклорного синкретизма.

3. Фольклор и действительность. Стадиально-историческая и социокультурная стратификация фольклора.

4. Деление фольклора на роды, виды и жанры. Вопрос о жанровых разновидностях. Историческая сменяемость жанровых систем в фольклоре.

5. Проблема происхождения фольклора. Стадии развития фольклорного искусства. Фольклор и язычество.

6. Фольклор и христианство. Понятие «двоеверия» в фольклоре.

7. Раннетрадиционный фольклор. Условия его формирования. Источники. Трудовые песни как один из древнейших жанров фольклора.

8. Заговоры. Магическая природа жанра. Соотношение вербального и акционального элементов. Виды заговоров. Художественное своеобразие. 

9. Понятие обряда (ритуала). Его роль в традиционной культуре восточных славян. Обряды природного и жизненного циклов. Соотношение вербального элемента с операционным планом обряда.

10. Типология обрядовых структур /пространственно-временной и коммуникативный аспекты/. Семиотизация мира в ритуале и его поэзии (на примере одного из обрядовых жанров).

11. Обрядовая поэзия. Жанровый состав и проблема классификации жанров. Поэтика причитаний и приговоров.

12. Песенные жанры обряда. Функциональная направленность, поэтическое содержание, стиль и язык.

13. Паремии, их жанровое разнообразие. Пословица и поговорка. Речевая и поэтическая функция пословичного суждения. Проблема классификации. Особенности художественной формы.

14. Жанровое своеобразие загадки. Загадка как текст. Взаимодействие загадки с другими жанрами фольклора.

15. Сказка как прозаический вид фольклора. Жанры и жанровые разновидности сказки. Своеобразие поэтического вымысла в них. Собирание и изучение сказки.

 16. Сказки о животных. Этапы эволюции. Генетическая связь жанра с этиологическими мифами. Аллегоризм, сатира в сказках. Типы сюжетных структур. Контаминация.

17. Волшебные сказки. Влияние обряда и мифа на сказочную структуру. Стилистическая обрядность восточнославянской волшебной сказки.

18. Бытовые сказки. Жанровые разновидности. Связь бытовой сказки с анекдотом. Средства и приемы создания комического.

19. Жанры несказочной прозы. Функциональная направленность. Принципы сюжетной организации. Предания. Легенды. Былички. Э.В.

20. Былины. Определение жанра. Происхождение. Былинный историзм. Дискуссионный характер классификации и периодизации эпоса. Циклизация в былинах.

21. Архаический тип былин. Герои. Сюжеты. Связь с мифологией Концепция исторической преемственности.

22. Значение Киевского периода в истории эпоса. Былины о Добрыне Никитиче. Трансформация мифологического мотива змееборчества в былине «Добрыня и Змей».

23. Былинный цикл об Илье Муромце. Основные сюжеты. Средства создания образа богатыря в эпосе.

24. Былины об Алеше Поповиче. Героический и новеллистический типы сюжетов о нем. Формы и средства комического в эпосе.

25. Новгородские былины. Сюжеты и герои. Отражение в былинах социально-бытовых и исторических реалий. Взаимодействие языческого и христианского в былинах.

26. Время и пространство в эпосе. Понятие былинного хронотопа. Взаимодействие былин с другими фольклорными жанрами.

27. Поэтика былин. Композиция. Общие места. Приемы ретардации. Стилевые черты. Былинный стих. Характер эпического сказительства.

28. Исторические песни. Проблема происхождения. Характер историзма. Разнообразие художественных форм.

29. Духовные стихи. Признаки жанра. Тематические группы. Художественный мир. Связь с литературой и песенными формами фольклора.

30. Песни-баллады. Исторические стадии развития жанра. Морально-этическая проблематика песен. Характер образности, мотивы, поэтика. Сюжетные типы баллад.

31. Народная лирика. Родовые черты. Основные группы лирических внеобрядовых песен /по времени возникновения и среде бытования/. Лирика народная и лирика книжная: явление взаимодействия.

32. Лирические внеобрядовые песни. Тематические группы. Специфические приемы композиции и поэтического стиля.

33. Частушка. Происхождение жанра. Связь образной системы с традициями народной лирики. Структурные типы. Влияние книжной поэзии на частушечный стих.

34. Фольклорный театр как совокупность видов традиционного народного драматического творчества. Раек. Вертеп. Балаган. Театр Петрушки.

35. Народная драма. Жанровый состав. Сюжетно-композиционная структура. Система персонажей. Стиль.

36. Детский фольклор. Споры о границах термина Принципы классификации жанров. Полифункциональность детского фольклора.

37. Особенности бытования и процессы развития фольклора в ХХ веке. Фольклор рабочих. Городской фольклор. Жизнь традиционного крестьянского фольклора в условиях ХХ-XI в.

38. Литература и фольклор: взаимодействие и взаимовлияние. Жанрово-стилистический фактор как регулятор контактов литературы с народным искусством.

39. Этапы развития русской фольклористики. Академические школы Х1Х: Мифологическая школа, Школа заимствований, Антропологическая школа, Историческая школа.

40. Изучение фольклора в ХХ-XI вв. Неоисторическая и неомифологическая школы. Структурный и семиотический подходы к анализу фольклорных текстов. Этнолингвистические методы анализа фольклорных произведений.

Комментарий.

Вопросы к зачету – это контрольный для вашей подготовки материал.

Если вы плохо разобрались с зачетными единицами (см п. 2), проверьте себя по перечню этих вопросов. Они полностью соответствуют дидактическим единицам. Если вы на какой-то вопрос не отвечаете – значит вы плохо освоили эту тему и ею надо заняться более основательно и углубленно.

 


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 1571; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!