Архитектурный заказ Павла I. В. Бренна и Михайловский замок



Последний по времени архитектор XVIII в. – Винченцо (Викентий Францевич) Бренна (1747–1818) но праву считается архитектором Павла и Марии Федоровны. У себя на родине, в Италии, он получает образование в мастерской живописца позднего барокко Стсфано Поццо, тщательно изучает орнаменты Терм Тита. По приезде в Россию именно в Павловске из живописного декоратора он превращается в декоратора-архитектора, и с середины 1780-х гг., как уже отмечалось, становится руководителем всех строительных работ в Павловске. Бренна перестраивал и достраивал как Павловский дворец, так и его интерьеры, внося в них «воинственный дух Марса», по остроумному замечанию И. Э. Грабаря. Бренна занимался отделкой Верхнего вестибюля, Круглого и Греческого залов, а также залов Войны и Мира, из которых один открывает северную анфиладу комнат Павла, а другой – южную анфиладу Марии Федоровны. По-новому обустраивал Ковровый кабинет и библиотеку Марии Федоровны, которые некогда были украшены роскошными гобеленами по рисункам Буше, проданными в советское время в Америку; Туалетную Павла, Будуар Марии Федоровны и пр. Здесь уместно отметить, что А. Н. Воронихин после пожара 1803 г. значительно более деликатно восстанавливал бренновские интерьеры (и создавал изящнейшие свои, например уже упоминавшийся «Фонарик», 1807), чем это делал сам Бренна по отношению к Ч. Камерону. Возводил немало Бренна и в Павловском парке: Руинный каскад, крепость Бип и т.д.

Много и плодотворно Бренна работал в Гатчине – как по усовершенствованию дворцового парка (Сильвия, Ботанический сад, остров Любви на Белом озере с деревянным павильоном Венеры, на другом острове – павильон Орла (Темпль), Большая терраса на Длинном острове; все – 1790-е), так и по перепланировкам в ринальдиевском дворце: Мраморная столовая, Тронная Павла (бывший кабинет Г. Г. Орлова), Малиновая гостиная, Опочивальня Марии Федоровны, Чесменская и Греческая галереи и пр. (частично восстановлены после страшных разрушений во время Великой Отечественной войны). Всему был придан военизированный, «бренновский» дух, столь симпатичный сердцу Павла Петровича.

Но главной работой Бренна является Михайловский замок (1796–1801). История проектирования и строительства Михайловского замка – один из наиболее сложных и запутанных вопросов в отечественном искусствознании. В итоге новейших изысканий вырисовывается следующая картина. Главным генератором архитектурных идей был сам заказчик, Павел I, который внимательно следил за строительством замка и не жалел никаких средств на его украшение. Участие императора состояло в создании самых первых чертежей (вполне дилетантских) общего плана и плана первого этажа. Как доказано документально, «под диктовку» венценосного заказчика чертежи подписывал его придворный Г. Г. Кушелсв. Первый чертеж напоминал знакомый Павлу замок-дворец Фарнезе в Капрароле(около Витербо), построенный в XVI в. А. да Сангалло Младшим, Дж. да Виньолой и др., который великие князь и княгиня видели во время путешествия по Европе.

Затем работа перешла к профессиональному архитектору. Документальных свидетельств относительного того, кто был «соавтором» императора – В. И. Баженов или В. Бренна, не найдено. Основа проекта, общее решение, профессиональное решение могли принадлежать великому Баженову. В его мастерской был скорректирован общий план многоугольного здания с просторным внутренним двором и созданы проекты великолепных фасадов с колоннами большого ордера. То, что Павел обратился к Баженову, совершенно естественно: некогда он брал у зодчего уроки архитектуры, бережно хранил в своей коллекции чертежи Кремлевского дворца, который постигла такая трагическая судьба. Однако процессом реализации проекта занимался уже Бренна. Он отказался от фасадов большого ордера и заменил их иными, эклектичными, имеющими мало общего со столь выразительной манерой Баженова, которую не спутаешь ни с какой другой. Теперь исследователи даже считают проблематичной причастность Баженова к главному фасаду с колоннадой и мраморным портиком, видя в нем очевидную близость к порталу ворот у Коннетабля в Гатчине. Тем не менее в архитектуре Михайловского замка есть много от огромного таланта Баженова, сто несомненное опосредованное влияние, некая аура его редкостной индивидуальности. Площадь Коннетабля вновь напоминала об аналогичной площади в Шантийи. В ее центр был поставлен полузабытый памятник Петру работы Б. К. Растрелли (архитектор Ф. И. Волков; барельефы – скульпторы В. И. Демут-Малиновский, И. И. Теребенёв, И. Е. Моисеев под руководством М. И. Козловского). На пьедестале лаконичная надпись, глубоко символичная для Павла I: «Прадеду правнук» – вспомним надпись на Медном всаднике.

В. Бренна. Михайловский замок. 1796–1801, Санкт-Петербург

Внутренняя планировка замка полна фантазии: помещения прямоугольные, целые их анфилады, и комнаты, расположенные под углом, круглые, овальные, треугольные, сменяют друг друга. Ни один фасад не повторяет другой. Главный фасад (южный), где мраморные колонны ризалита объединяют два верхних этажа, обильно украшен скульптурой. Северный, садовый, выходящий на Мойку фасад, как бы соединяет здание с Летним садом широкой пологой лестницей. Боковые фасады – один с Фонтанки, другой церковный (с улицы Садовой) более скромны, схожи между собой. Явная разностильность фасадов и усложнение баженовского плана позволяют некоторым исследователям видеть в этом печать явного архитектурного дилетантизма (возможно, идущего от самого заказчика). При всем том, как и хотел Павел Петрович, сооружение действительно является замком, окруженным со всех сторон водой и рвом, с подъемными мостами.

Освящение замковой церкви состоялось 8 ноября 1800 г. в день Св. Михаила Архангела. Шествие началось утром от Зимнего дворца при громе пушек. Мимо почетного караула император и великие князья верхами, а императрица и великие княгини в каретах проследовали в замок на праздничный обед, позднее, вечером, был бал-маскарад, доступный и для простой публики. Белый, Большой тронный и Арабесковый залы, Галерея Лаокоона, Овальный зал, Мраморная галерея (Георгиевский зал), Галерея Рафаэля были убраны роскошно, но по-разному, нигде не повторяясь: резьбой, мрамором, обиты шелком и бархатом. Плафоны расписывали Карло Скотти и Якоб Меттенлейтер, плафон «Антоний и Клеопатра» принадлежал Тьеполо. Иконостас церкви был выполнен из разноцветных мраморов и лазурита, плафон «Троица» исполнен К. Скотти.

Однако Павлу суждено было прожить в этом замке всего 40 дней. В 1820-е гг. переданный в ведение Главного инженерного училища, замок стал называться Инженерным, а многие его интерьеры были решительно переделаны (ныне – в ведении ГРМ, успешно реставрируются). Но как бы ни было искажено временем и людьми это творение зодчества, оно до сих пор созвучно образу, созданному великим поэтом:

Когда на мрачную Неву
Звезда полуночи сверкает
И беззаботную главу
Спокойный сон отягощает,
Глядит задумчивый певец
На грозно спящий средь тумана
Пустынный памятник тирана,
Забвенью брошенный дворец…

Л. С. Пушкин. «Вольность»

Несомненным шедевром Бренна по чувству пропорций и гармонии является Румянцевский обелиск, поставленный сначала недалеко от Мраморного дворца на Царицыном лугу (Марсово поле, 1799), а в 1820 г. перенесенный к Академии художеств.

В 1802 г. Бренна оставляет службу. Он распродает принадлежащую ему, одну из самых богатых в Петербурге, коллекцию скульптуры, где были собраны произведения от античности до Возрождения (например, «Скорчившийся мальчик», Эрмитаж), и живописи (Тициан, Рембрандт, Йордане, Гвидо Рени, ЮберРобер, Грёз и др.), а также свой дом. Он уехал из России сначала во Францию, затем в Германию, в Дрезден (где и умер). Бренна оставил после себя ученика – великого архитектора Карло Росси.

Таким образом, уже в масштабных работах павловского времени, в первую очередь Михайловском замке, были заложены принципы ансамблевости, которые блестяще воплотятся в зодчестве первой трети следующего столетия.

 

 


[1] Шульц мл. С. С. Невская перспектива. От Адмиралтейства до Мойки. - СПб : Издательство Сергея Холодова, 2004. - 912 с. Стр-269.

[2]

[3] Грабарь И. Э. Петербургская архитектура в XVIII и XIX веках. С. 206


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 86; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!