Социально-экономическая жизнь Японии в 17-18 вв.



Бакуфу – правительство сёгуна.

Для тех, кто в танке: 15-16 вв – междоусобицы, 1543 г. - к берегам Яп приплыли португальцы, привезли с собой огнестрельное оружие и христианство. Чтобы привлечь европейцев на свою сторону в феодальной борьбе, князья становились католиками. Назревала европейская угроза по типу португальских Филиппин. Инициаторами объединения стали феодалы центральной части о.Хонсю: Ода Нобунага, Тоётоми Хидэёси и Токугава Иэясу. Они централизовали Яп и закрепостили крестьян.

При Хидэёси 1588 г. – указ об «охоте за мечами» (крестьянину нельзя иметь любое оружие в доме). 1591 г. – указ о трехсословном делении населения (крестьяне, горожане, самураи). Хидэёси устанавливает круговую поруку, вводит пяти и десятидворки, усиливает налоговый гнет. 1603 г. – Токугава Иэясу принимает титул сёгуна. Столицей сёгуната Токугава (1603-1869) стал город Эдо, будущий Токио. Это было военно-феодальное государство, где император (микадо) сохранял лишь религиозный авторитет, но не реальную власть, жил в старой столице Киото и почитался в лучших традициях синтоизма. Стабилизация политического положения – князья, принявшие христианство казнены вместе со своими семьями. 1615 г. – окончательно подавлены противники Токугава, осакская оппозиция. Токугава активно конфисковывал владения князей и самураев, и эти земли раздавал своим родственникам и вассалам (наиболее крупные землевладения – в Осаке и Эдо). Страна поделена на 260 княжеств, маленьких но полноправных и очень самостоятельных, живущих, тем не менее, под неусыпным контролем центральной власти (князь выдавал своим самураям жалование в виде рисового пайка, управлял крестьянами, которые отдавали сеньору более половины урожая). Крестьяне несли гужевую и трудовую повинность. В основном рента натуральная, барщины как таковой особо нет, но в трудовую повинность входили ремонт помещений, заготовка топлива и корма скоту, стр-во и ремонт дорог,мостов и т.д. Рис стал в стране главным мерилом ценностей, всё финансовое исчисление переведено на рис. В принципе понятно, что чувствовали люди – за один только 17 век произошло 463 антифеодальных восстания. 1614 – запрещена иноземная религия. Одно из крупнейших восстаний - в Симабара (1637) на Кюсю, там князь ввел для недоимщиков «танец соломенного плаща» (эпически изуверская казнь, когда на недоимщика надевали соломенный плащ и поджигали), в восстании участвовали 30 тыс. человек, преобладали христиане, во главе восстания встали самураи, подавлено было жестоко (участвовала голландская корабельная артиллерия), пленных повстанцев заставляли топтать иконы, а отказавшихся распинали на крестах. При Токугава запрещается ввоз европейских и китайских книг, где есть хоть малейшее упоминание о христианстве. При Токугава издаются указы запрещающие под угрозой смерти покидать Японию (1636) и строить суда для дальнего плавания + страна закрывается для иностранцев (кроме голландцев и китайцев, обмен с которыми происходил на искусственном острове Дэдзима под очень строгим контролем). 1638 – из Яп высылаются иноземцы (португальцы в частности, ранее и испанцы), но голландцы-кальвинисты помогали подавить восстания японцев-католиков – им монополия на контакты Яп с зап миром + китайцы и корейцы получают право 2 раза в год заходить в единственный в стране порт Нагасаки.

 Япония нового времени – это бурный развитый восходящий феодализм, при чем 17 век - это его потолок, его предельный уровень, самый высокоорганизованный в Азии. Крестьянское хозяйство – опора всей экономики, урожай 4 к 6 – 4 феодалу, 6 земледельцу. Культуры – рис (ок 100 сортов), 12 сортов пшеницы, ячмень, просо, всё отлично удобряется и орошается, что обеспечивает прибавочный продукт. Т.о. соответствие произв.отношений характеру произв.сил - красота. Тем не менее, тенденцию к усилению эксплуатации не остановишь – феодалы, что с них взять. За двухсотлетний период изоляции самураи расплодились и жили узаконенными паразитическими методами за счет кр-н.

Земли: государственные (сёгунские), частные (князей, храмов, монастырей). Города – сёгунатские, княжески и «вольные» - последних очень мало (Сакаи, Хаката выросли на внешней торговле еще в СВ, Нагасаки, кухня страны Осака). Крупнейшие города – Эдо, Осака, Киото, Нагасаки, Нагоя, Хаката. Главный рынок – Осака, там же рисовая биржа, первые 4 города – центры купечества. Кабунакама – мощные купеческие гильдии, компании, полностью контролировавшие рынок, устанавливавшие цены и спекулирующие рисом. Цехи ремесленников - дза. Производственная специализация – Киото-Нара – шелк, парча, сакэ, Нагоя-Сэто – керамика,фарфор, Нагано – шелк-сырец, Сацума – сахар. Возникают даже мануфактуры рассеянного типа. Население городов – пестрое, нестабильное, высокая социальная мобильность, открытость соц.системы.

Социальная иерархия сёгуната: «си-но-ко-сё», где си – самураи, но – кр-не, ко -ремесленники, сё – торговцы ( в 17 веке ремесленники и торговцы стали отдельными сословиями (т.о., 4 сословия), права и обязанности каждого сословия строго регламентировались, кр-не были вообще на правах рабов, вели хозяйство на правах наследственного держания, НО! И это отличительная черта японского феодализма – не было открытых форм крепостничества, нельзя было кр-нина купить-продать). Деревни поделены на пятидворки (гонин гумми), если крестьянин убегает, остальные члены пятидворки платят за него все налоги и поборы. Ремесленники объединены в цехи и обложены тяжелыми налогами, торговля и ремесло поставлены под контроль правительства, феодалы тоже под контролем правительства, а самурайство делится на чиновничье, сёгунское, феодальное. Вне четырех сословий – бесправные «жители поселков», которые убирают нечистоты, хоронят трупы, акушерствуют и актерствуют. Положение крестьянства: им нельзя есть рис, расходовать его на лепешки и сакэ (в непраздничные дни), нельзя носить шелк – только хлопок и лен, и только одежду определенного окраса и покроя, строго определен размер жилищ, их убранство, запрет на пышные церемонии. Иэясу сказал крылатую фразу: «Кр-нин как кунжутное семя – чем больше жмешь, тем больше выжимаешь». Всё это привело к сильнейшему разрыву уровня жизни верхушки и низов + раньше 4 доли государю, 6 долей народу, а к началу 18 века – по половине. Посевные площади не увеличивались, население сокращалось, неурожаи – начали убивать детей (девочек в частности). Итог антифеодальные движения – всего за токугавский период 1163 зафиксировано (и вооруженных, и петиционных). Ненависть населения вызывали и купцы-откупщики, собиравшие налоги с разрешения феодалов. Горожанам тоже нельзя было роскошно одеваться и жить, они всячески изощрялись, хитростью обходили регламентацию жилищных фасадов (9 метров), удлиняя дома в глубину квартала, обходили налог на окна, делая одну большую дверь-окно и тихо копили баснословные суммы.

Храмы стали всеохватывающей системой полицейского надзора, они получали земли, за ними следили спец.чиновники, они осуществляли скрупулезный контроль за населением, каждый японец получал удостоверение личности и зачислялся в храмовые списки, потеря удостоверения ставила человека вне закона. Свадьбы, похороны, переезды – всё надо было согласовывать с буддийским священником. То же касается синтоистских святилищ. В период сёгуната Токугава синкретизм синто и буддизма на наивысшем уровне – строились на одной территории, сливались в убранстве и церемониале. Токугава был похоронен в мавзолейном комплексе святилище Тосёгу – один из лучших образцов синкретизма. Активно распространялось конфуцианство (тип Чжу Си), токугавские правители даже пытались скрестить его с синто, но не очень удачно, зато буддийские храмы закрывали весьма активно. Короче буддизм все больше сдавал позиции.

 

А напоследок я скажу: именно в 17-18 вв складываются осн.архитектурные принципы яп.нац.жилища (каркасная структура, окружение дома садом – киотские монастыри шедевры садового искусства). В горах Никко сооружен мавзолейный комплекс, посвященный сёгунам Токугава (сер 17в). Дворец Кацура в Киото (сер 17в) – апогей светской архитектуры. Монохромная живопись дополняется красками (художники школы Кано Мотонобу, автора картины «Цветы и птицы» из 49 свитков). Развитие культуры чайной церемонии – тяною, «мастера чая» - тядзины, чайный дом – тясицу, чайный сад – тянива. Демократизация к-ры, оттеснение городской к-рой на второй план к-ры придворной аристократии и самурайства. Хотя яп.наука отставала от европейской из-за изоляции, культ.центры хотя бы начали перемещаться из храмов и монастырей в быстро развивавшиеся города. Исчезает монополия высших классов на образование, преподавание ведется на основе принципов неоконфуцианства. Новеллист 17 в. Ихара Сайкаку пишет о жизни разных слоев, появляется жанр хокку (хайку) (размер – 17 слогов) – бог в этом деле Басё Мацуо. О,чудо, возник театр Кабуки (тоже 17в – Эдо, Киото, Осака) – сначала там играли только женщины и дети, а также Театр марионеток (под аккомпанемент сямисена с куклами). Изобразительные жанры – гравюра цветная на дереве, многокрасочное печатание, эмоциональный женский портрет, пейзажи. Развитие резьбы по дереву и кости (нэцкэ), худ.обработки металла, пр-ва фарфора,керамики. Икебана выделена в самостоятельную сферу искусства.


Дата добавления: 2018-05-09; просмотров: 1224; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!