Результаты личностного поведения
1. Для группы: личностное поведение одного побуждает к личностным ответам других, это в свою очередь поддерживает личностное поведение инициатора и так далее.
Когда удалось на занятии группы спровоцировать чье-нибудь личностное поведение, группа взрослеет на глазах.
2. Личностно ведущий себя пациент испытывает непринужденность с приятным самоощущением ее естественности.
3. У пациента - появляется безразличие ко всему неестественному, демонстративному, формальному в проявлениях других с сохранением способности, при необходимости, реагировать на формальное появление своим формальным поведением без конфликта с собой.
4. Для группы - это сказывается тем, что демонстративно страдающие, не получая отклика, после безуспешных усиленных попыток привлечь внимание, успокаиваются. Пустые словопрения, создающие видимость занятости, становятся неинтересными и гаснут, переставая создавать преграду для содержательного эмоционального контакта и сопереживания.
Угашается тенденция к опеке друг друга и ожидание опеки со стороны окружающих. Угашение тенденции опекать окружающих высвобождает глубокие необходимые тенденции, они свободнее проявляются в поведении и речевой продукции, не вызывая опекунских проявлений у других и побуждая окружающих к адекватному самостоятельному личностному ответу.
Налаживаются эмоциональные контакты в группе, личностное поведение вызывает сопереживание, даже когда отвергается.
|
|
5. У пациента происходит дезактуализация собственных, сковывающих его индивидуальность тенденций.
Обесцениваются и построения ума, не служащие глубокой заинтересованности. Блекнут и вызванные этими построениями чувства.
Наступает безразличие к таким собственным, не сопоставлявшимся прежде с насущными интересами пациента, искусственным, логическим построениям, основывающимся на фетишизируемых нравственных принципах или априорных для пациента догмах, не вытекающих из его потребностей и его обстоятельств.
Становятся безразличными и угасают «накрученные», вызванные вышеупомянутыми выкладками ума, демонстративные переживания (в том числе и невротические).
О ЛИЧНОСТНОМ ВЫБОРЕ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ
1. Ум перестает быть свободной от заинтересованности самоцелью, диктующей чувству и приводящей к противному потребностям личности поведению.
Он становится средством, служащим отражающему индивидуальные потребности живому чувству, средством в поиске способов удовлетворения этих потребностей.
2. В результате дезактуализации сковывающих индивидуальность тенденций высвобождается первое личностное свойство - инициатива, а с ней и способность к необходимому риску.
|
|
3. Инициатива и способность к риску порождают личностную ответственность за результаты деятельности.
Ответственность перед «прошлым обществом»[45] сменяется сознательной ответственностью перед живыми и будущими людьми. Она уже отличается от прежней «ответственности» ребенка, бывшей в действительности страхом (наказания, возмездия, страхом перед Богом и так далее).
4. Ответственность как личностное свойство перестает быть таким страхом, но становится результатом сознательного выбора между двумя возможностями.
Обычно одна из этих возможностей привычная, будто бы «всеми» одобряемая. Другая - новая, будто бы идущая вразрез с устоявшимися представлениями, не проверенная.
5. Нередко осуществляется выбор в пользу личностно необходимой возможности, без которой не можешь существовать как личность, не отстаивать которую не можешь, и за которую готов платить всем, даже жизнью.
Такой выбор оказывается первым личностным творчеством, индивидуальным вкладом в общественное творчество.
6. Изменение характера ответственности заключается не только в том, что личность в случае ошибки рискует не угрызениями совести, а возможностью быть призванной к ответу реальным обществом и осужденной будущим.
|
|
Это изменение, во-первых И в-последних, заключается у общественно ориентированной личности (в отличие от ее предтечи - индивидуалиста) в озабоченности не возможным наказанием, а полезностью инициативы, риска, результата деятельности для себя и общества. Готовностью в случае ошибки нести всю тяжесть ответственности перед живыми и будущими людьми, не дискредитируя их в своих глазах.
Такой характер ответственности - результат общественной обращенности личности, складывающейся в общении с людьми, ими обусловленной, без них и без служения им себя не мыслящей. В отличие от индивидуалиста - являющегося, по-моему, этапом в индивидуальном росте личности из эгоцентрика.
Дата добавления: 2018-05-09; просмотров: 247; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!