СМЫСЛ ДАННЫХ ВОПРОСОВ ДЛЯ ХРИСТИАН

Беседы о духовной жизни православного христианина (практика Православия)

ЦИКЛ БЕСЕД 2 «ЛИТУРГИЯ»

ТЕМА 2.11 «Литургия и Апокалипсис: их взаимосвязь, эсхатологические аспекты»

ВОПРОСЫ (ПОДТЕМЫ):

Эсхатологическое измерениеЛитургии. Будущее христиан и грядущее Царство

Литургические смыслы Апокалипсиса св. Иоанна Богослова. Иконография

В чем смысл данных вопросов для христиан?

1. ЭСХАТОЛОГИЯ. «Эсхатология» (греч.eschaton - «последний») - учение о последних временах, Втором Пришествии Христа, Страшном Суде, Парусии (см!).

Этой теме уделено большое внимание в Евангелиях, в Деяниях, апостольских, посланиях и в Апокалипсисе (греч. – «Откровение», т.е. открытие того, что до сих пор было сокрыто, было тайной, известной только Богу Творцу).См.историю «Откровения»

Откровение – апокалиптическое пророчество в форме послания Церкви (церквям)

Вопрос:почему слово «апокалипсис» вызывает у людей чувство страха?

-При этом Откровение носит и радостный торжествующий характер и заканчивается описанием победы Христа над антихристом, добра - над злом. Первые христиане жили не страхом перед концом света, а ожиданием Второго Пришествия Христа. Древний литургический возглас и приветствие: Маранафа (1Кор. 16:22) - «Ей, гряди(приди скорее), Господи Иисусе!»; «Господь пришел. Господь приходит, Господь придет!» - в триедином значении арамейского возгласа заключается вся победная вера христиан, против которой бессильны оказались все гонения» (прот.Александр Шмеман)

-Но сегодня многие люди, в т.ч. и христиане, живут более в страхе перед пришествием антихриста, чем в ожидании Пришествия Христа.

-Суть Откровения - ответ на прошение молитвы: «Да святится Имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя яко на небеси и на земли». –Это книга о том, какосуществится просимое и какое участие в осуществлении этого мы сами можем и должны принять; о том, что изначальный замысел Бога заключается в спасении мира.

Богослужение пронизано ожиданием «будущего века», например:

1) Начинаясь с возгласа «Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа, ныне, и присно и во веки веков», Литургия свидетельствует как о пасхальной сущности веры, о радости как здесь и сейчас («будущий век» уже явлен, уже «посреди нас»), так и об ожидании: «ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего»(Евр. 13:14)

Этого Царства ждали, о нем молились, его предвозвещали ветхозаветные пророки, к нему была направлена история Ветхого Завета; «исполнилось время и приблизилось Царствие Божие»(Мк. 1:15)

2)Молитва 3-го антифона: «Ты, даровавший нам эти общие и согласные молитвы, и двум или трем, согласно просящим во имя Твое, просимое подавать обещавший, Сам и ныне прошения рабов Твоих к полезному исполни, подавая нам в нынешнем веке познание Твоей истины, и в будущем жизнь вечную даруя…»

3) В Символе Веры: ожидание «воскресения мертвых и жизни будущего века»

4) На святом возношении: «Достойно и праведно… Ты из небытия в бытие нас привел, и отпадших восставил снова, и неотступно делал все, доколе на небо нас не возвел и не даровал нам Царство Твое будущее»

5) Ектенияпросительная: «и доброго ответа на Страшном суде Христовом просим»

6) Из молитвы на потребление Святых Даров (лит.свт. Василия Великого): «ибо мы… вкусили неистощимого Твоего блаженства, которого и в грядущем веке всех нас удостоиться благоволи…»

«Литургия простирается на все времена. B евхаристическом воспоминании стираются грани прошлого, настоящего и будущего. Евхаристическая словесная и бескровная служба вневременна, не подчинена законам нашего чувственного восприятия и нашей логики. Мы вспоминаемв нашей Литургии и будущее»(прот.Александр Шмеман)

-«Христос, Первосвященник будущих благ» (Евр. 9:11). Вера уже «есть осуществление (реальность) ожидаемого », уже «есть уверенностьв невидимом » (Евр. 11:1). Литургия являет и направлена: на присутствие посреди нас грядущего Царства Божия и его невечернего света.

ЛИТУРГИЧЕСКИЕ СМЫСЛЫ ТЕКСТА АПОКАЛИПСИСА

1) Содержит (начиная с 1-й главы) богослужебные выражения и формулы:

«Благодать вам и мир» (Откр. 1:4), «Благословение и честь, и слава и держава во веки веков (Откр. 5:13), «Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами» (Откр. 22:21). Восклицание «аллилуия» - небесная песнь вечности (напр,Откр. 19:1-6) и т.д.

2) «Я был в духе в день воскресный (в День Господень») (Откр. 1:10)

3) первое видение (Откр. 1:19-3:22) - поручение Господа к семи Церквам, которые следует рассматривать как изображение всех христианских обществ.

4) Упоминается о трех церковных действиях: о Крещении(Откр. 3:4), Покаянии (Откр. 2:5,16,21,22; 3:3,19) иЕвхаристии («древе жизни» (Откр. 2:7) и «сокровенной манне» (Откр. 2:17), которые означают «Хлеб Божий» (Ин. 6:33).

-Присутствует идея искупительной Крови (см.: Откр. 1:5; 5:9; 7:14)

-Также говорится, что христианам следует воздаяние на небе: «…Они не будут уже ни алкать, ни жаждать, и не будет палить их солнце и никакой зной: ибо Агнец, Который среди престола, будет пасти их и водить их на живые источники вод; и отрет Бог всякую слезу с очей их» (Откр. 7:9–17)

5) Указание на Евхаристию: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр. 3:20)

6) С 4 по 6 главы - видение, из которого видно, что богослужение, совершаемое на земле, есть прорыв сквозь время к тому единственному и вневременному богослужению, которое Церковь (в том числе и все силы бесплотные) совершает на небе.

Мы видим Небесную Церковь, где оказываемся перед Небесным Престолом: «И вокруг престола двадцать четыре престола…» (Откр. 4: 4–11)

7) Старцы и ангельские животные в виде шестикрылых серафимов (Откр. 4:8)поют: «Свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель...» - прообраз Трисвятой песни (Sanctus).

Все воспевают песнь Богу. Видение Небесной Литургии, Богослужения.

Так и на Херувимской песнепредстоящие люди уподобляются ангелам у Престола.

8) Видение (главы 21-22)–новая небо и земля - Новый Иерусалим, сходящий с неба – Церковь Христова. И в город этот «не войдет… ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни» (Откр. 21:27)

9) На престоле храмов в алтаре, так же как и на небесном Престоле, - Сам Господь. На престоле находится Евангелие, представляющее самого Агнца-Христа. Священникии другие верные окружают престол, вокруг которого невидимо служат ангелы: «Ныне силы небесныя с нами невидимо служат», «Иже херувимы тайно образующе…»

Молитвы священнослужителей словно возносятся в небесный мир: «Свят, свят, свят…». Они падают перед Сидящим на Престоле и приносят благодарение Богу за то, что Он сотворил мир и искупил род человеческий от смерти и рабства греху через смерть и воскресение Сына Своего, как непорочного Агнца (также см. Откр. 4:11; 5:9-10)

10)Церковь – Небесная и земная – противопоставляется гибнущему миру – Вавилонской блуднице.

 

СМЫСЛ ДАННЫХ ВОПРОСОВ ДЛЯ ХРИСТИАН

«Мы обычно воспринимаем Литургию в ключе не восхождения, а нисхождения... Между тем, изначальный евхаристический опыт, засвидетельствованный самим чином Евхаристии, говорит о нашем восхождении туда, куда вознесся Христос, о небесной природе евхаристического священнодействия. Евхаристия есть всегда выход из «мiра сего» и восхождение на небо» (прот.Александр Шмеман) – нужно учиться Литургии как реальному предстоянию перед Богом, как устремлению в Царство Божие.

В Апокалипсисе также большое место занимают казни и беды, постигающие окружающий мир. Цель посылаемых бедствий – подвигнуть людей к покаянию.

Для души, омытой слезами, как крещальными водами, и объятой огнем Духа Святого, воскресение — это не только чаяние, но уже и присутствующая реальность: парусия начинается в душах святых. «Для тех, кто стал чадами света и сынами грядущего дня, для тех, кто всегда ходит в свете, никогда не придёт день Господень, потому что они уже с Богом и в Боге (т.е. уже в этом дне Господнем(св. Симеон Новый Богослов)

ВЫВОДЫ: _______________________________________________________________

__________________________________________________________________________


Дата добавления: 2018-05-09; просмотров: 89; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!