Семинар № 5 на тему: «Культура Нового времени»



Цель:Провести культурологический анализ феномена новоевропейской культуры.

Вопросы для обсуждения:

1. Становление буржуазного общества в Европе.

2. Рационализация культурного сознания эпохи.

3. Культурологические трактовки генезиса новоевропейской культуры.

4. Формирование и развитие национальных культур в эпоху Нового времени.

 

Темы для рефератов:

1. Картина мира человека Нового времени.

2. Роль научного знания в культуре Нового времени.

3. Классическая эпистема: новые парадигмы культурного мышления.

 

Литература:

Барг М.А. Эпохи и идеи: Становление историзма. М., 1987.

Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

Величие здравого смысла. Человек эпохи Просвещения. М., 1992.

Гвардини Р. Конец Нового времени // Феномен человека. Антология. М., 1993

Зомбарт Д. Буржуа. М., 1994.

Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. М., 1994.

 

Семинар № 6 на тему: «Культура постмодернизма»

Цель:провести культурологический анализ проблем постмодернистской культуры, познакомить с феноменом неклассического культурного и художественного мышления.

Вопросы для обсуждения:

1. Социокультурная характеристика постиндустриального общества.

2. Основные трактовки понятия постмодернизма и их сопоставление.

3. Постмодернизм как способ философствования.

4. Художественная практика в постмодернизме.

Литература:

Ильин И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: Эволюция научного мифа. М., 1998.

Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. СПб., 1998.

Маньковская Н.Б. Эстетика постмодернизма. СПб, 2000.

Усовская Э.А. Постмодернизм в культуре ХХ в. Минск, 2003.

 

Семинар № 7 РАБОТА ФРИДРИХА НИЦШЕ «ТАК ГОВОРИЛ ЗАРАТУСТРА»

И ЕГО КОНЦЕПЦИЯ КРИЗИСА ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ

1. Философия жизни рубежа XIX-XX века как философия культуры.

2. Творческий путь Фридриха Ницше, тематика и проблематика его основных произведений.

3. Культурологическая концепция Ф.Ницше в его работе «Так говорил Заратустра»:

    а) «переоценка всех ценностей» как метод анализа европейской культуры;

    б) ницшеанская критика морали, религии, науки, искусства;

    в) идея сверхчеловека как нового субъекта культуры;

    г) идеал созидания новой культуры (творчество, свобода и ответственность, элитарность).

4. Художественные особенности философского стиля у Ф.Ницше (образность философского мышления, эссеистичность, символизм и метафоризм, афористичность, притчевый характер изложения). Связь творчества Ф.Ницше с романтической традицией в литературе и искусстве.

5. Влияние идей Ф.Ницше на культурное сознание ХХ века.

Литература

1. Бланшо М. Ницше и фрагментарное письмо //Новое литературное обозрение. М., 2003. № 61. С. 12-29.

2. Зиммель Г. Фридрих Ницше. Этико-философский силуэт //Зиммель Г. Избранное: В 2 т., М., 1996. Т. 1.

3. Подорога В.А. На высоте Энгадина //Подорога В.А. Выражение и смысл. Ландшафтные миры философии. М.: Ad Marginem. 1995.

4. Свасьян К.А. Фридрих Ницше: мученик познания //Ницше Ф. Сочинения в 2 т. Т.1, с. 5-46. М.: Мысль, 1997.

5. Ясперс К. Ницше и христианство. М., 1994.

 

Семинар № 8. РАБОТА ОСВАЛЬДА ШПЕНГЛЕРА               «ЗАКАТ ЕВРОПЫ»

1. Концепция локальных цивилизаций в философии культуры XVIII-XIX веков.

2. Основная проблематика «Заката Европы» О.Шпенглера:

        а) разработка новой методологии исследования культуры (понятия аналогии и гомологии; интуитивизм; поиск прафеноменов культуры) и утверждение цикличного характера существования культур;

        б) противопоставление культуры и цивилизации;

        в) интерпретация аполлонического и фаустовского прафеноменов в истории и культуре античности и Западной Европы;

        г) анализ кризисных явлений в европейской культуре.

3. Особенности стиля работы Шпенглера (образно-метафорический язык, масштабность сопоставлений, полемичность).

4. Оригинальность концепции Шпенглера и его интерпретация культурфилософских идей XIX века (доклад).

Литература

1. Аверинцев С.С. «Морфология культуры» Освальда Шпенглера // Вопросы литературы, 1968, № 1.

2. Губман Б.Л. Западная философия культуры XX века: Учебное пособие. Тверь, 1997. С. 26-42.

3. Игошева М.А. Механизм историко-культурного процесса в концепциях О.Шпенглера и Л.Н.Гумилева // Человек и Вселенная. СПб., 2004. № 2. С. 18-25.

4. Тавризян Г.М. О.Шпенглер, Й.Хейзинга: две концепции кризиса культуры. М., 1988.

 

Семинар № 9.


Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 263; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!