Звуко-цветовая характеристика текстов.



Многочисленные экспериментальные данные убеждают в том, что звуки речи не только содержательны, но еще и окрашены в нашем восприятии в различные цвета. Носители языка окрашивают гласные вполне определенно. Приведем таблицу звуковых соответствий, представленную в книге В. А. Сидоренкова «Углубленное изучение русского языка». В.А Сидоренков, в свою очередь, опирается на статистические исследования А. П.Журавлева в работе «Диалог с компьютером» (табл. 3.1).

Преобладают сине­зеленые цвета (вода, водоросли), превышение у / ю и ы придает темные тона синим и зеленым цветам, что подчеркивает, усиливает впечатление глубины, таинственности (ср.: «крохотные камешки на дне»). В ходе анализа в поэтических текстах обнаруживается, что «для согласных звуков важной оказывается разница твердых ("сильнее, мужественнее, грубее") и мягких ("слабее, женственнее, нежнее") звуков. Вот некоторая характеристика других согласных звуков: к ­"быстрый", ш ­ "медленный"; ль, н, в,м, з ­ "светлые", а ф, х, г, ж ­ "темные, угрюмые"; р, д ­ "грубые"». Как видно из анализов стихотворений, теория звуко­цвето­ассоциаций подтверждается текстами. А. П. Журавлев в ходе продолжительных исследований и экспериментов с большим количеством испытуемых научно доказал, что у каждого слова есть не только понятийное ядро, но и звуковое, фонетическое значение, которое может быть не менее сильным по воздействию на читателя и слушателя. Как уже говорилось ранее, благодаря определенной фонетической значимости можно, к примеру, определить, что слово чудовище ­ ассоциативно что­то страшное, большое, грубое сильное, темное; аккорд ­ что­ то красивое, яркое, громкое; прелесть ­ что­то прекрасное, нежное, светлое; гвалт ­ нечто большое, грубое, сильное и т.д..


 

 

 

 

Психофизиологами установлено, что первым из всех факторов (цвет, запах, звук, вкус и т. д.), воздействующих на психику и эмоции человека, является цвет. В Древней Индии лечение цветом употреблялось с давних времен. Искусственных источников света тогда не было, и потому использовали солнечные лучи, помещая на их пути к телу человека цветные стекла или окрашенные ткани. Свет и звук имеют волновую природу, как и каждый элемент вселенной, и, следовательно, свою собственную частоту. Органы человека имеют определенные частоты функционирования, поэтому, воздействуя на них светом или звуком, можно достичь эффекта резонанса, «настраивая» их на «полезную» частоту. Каждая историческая эпоха вносит свое понимание языка цвета. Само явление колористического восприятия текста было известно со времени ранних цивилизаций. Еще Платон утверждал, что звуки, также как и предметы, характеризуются такими признаками как форма, объем, динамика и цвет. Несколько в другом аспекте эту же идею рассматривал М.В. Ломоносов, который полагал: "В российском языке, как кажется, частое повторение письмена А способствовать может к изображению великолепия, великого пространства, глубины и вышины; учащением письмен Е, И, Ю – к изображению нежности, ласкательства, плачевных или малых вещей; через Я познать можно приятность, увеселение, нежность и склонность; через О, У, Ы – показать страшные и сильные вещи: гнев, зависть, боль и печаль.

Критика ВААЛ А.П Репьевсмотреть тут http://www.repiev.ru/articles/VAAL.htm

 


Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 1559; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!