Место и природа межличностных отношений

Структура взаимодействия в общении

Взаимодействие в общении представляет собой систематическое устойчивое выполнение действий, которые направлены на то, чтобы вызвать ответную реакцию партнера, причем вызванная реакция, в свою очередь, порождает реакцию воздействующего.

 Взаимодействие— это процесс, который складывается из:

— физического контакта;

 — перемещения в пространстве;

 — совместного группового или массового действия;

 — духовного вербального контакта;

 — невербального информационного контакта.

 Взаимодействия бывают:

 — внутриличностные;

 — межличностные;

 — личностно-групповые;

 — личностно-массовые;   

 — межгрупповые;

 — массово-групповые.

 В структуру взаимодействия входят:

 — субъекты взаимодействия;

 — взаимная связь субъектов общения;

 — взаимное воздействие субъектов;

 — взаимные изменения субъектов общения.

 Социально-психологическая общность как результат общения

 В общении и через общение формируется социально-психологическая общность — МЫ, которая открывает социальный простор для влияния на чувства и действия людей.В социально-психологическом плане понятием «общность» характеризуют совокупность людей, способных к общению друг с другом и испытывающих потребность в совместных действиях.

 Понятие «общность» многозначно:

 — социальная группа, имеющая общий предмет внимания и переживания;

 — объединение людей на основе совпадения культурных интересов -объединение людей, имеющих устойчивые социальные признаки.

Общность может выполнять следующие функции:

 — закреплять групповые особенности;

 — обособлять одну группу от другой;

 — выражать и утверждать специфические групповые интересы и ценностные ориентации.

 Общность служит средством внутригрупповой солидарности, спаянности и взаимопонимания, направленных против центробежных тенденций, ведущих к разрушению общности.

 Условием консолидации общности является совпадение групповых интересов, целей, ценностей, а также признание факта принадлежности к данной группе, ощущение своей личной причастности к деятельности группы. Эффект общности зависит от того, в какой мере ее интересы созвучны интересам входящих в эту общность людей. Общность обычно проявляется в:

 — идентификации людей друг с другом или с кем-либо;

 — согласованности действий, мыслей, чувств людей, входящих в данную общность;

 — взаимопонимании;

 — симпатии и эмпатии;

 — кооперации деятельности.

 Итак, общность — это характеристика состояния социальной группы как совокупного субъекта общения.

Социально психолог. Мех-мы общения

Общение порождает ряд уникальных социально-психологических механизмов, посредством которых формируется социальная психика.

 Заражение — это особый способ воздействия, определенным образом объединяющий большие группы людей. Феномен заражения имеет многообразные проявления, напри танцев, спортивного азарта, ситуациий паники, религиозного экстаза и пр.

 Заражение — это бессознательная, спонтанная форма включения личности в определенные психические состояния, а также сопереживание общего психического состояния большой группой людей одновременно.

 Заражение осуществляется передачей психического настроя, обладающего сильным эмоциональным зарядом, накалом чувств и страстей. Основа возникновения заражения — эмоциональное воздействие в условиях непосредственного контакта.

 Источником заражения является носитель эмоционального заряда — индуктор. Он передает этот заряд, который затем многократно усиливается в каналах взаимодействия. Возникает психический фон заражения. Он находится в прямой зависимости от численности аудитории и степени установочного накала индуктора. Поскольку это эмоциональное состояние возникает в массе, действует механизм многократного взаимного усиления эмоциональных воздействий общающихся людей. Индивид здесь не испытывает организованного преднамеренного давления, но просто бессознательно усваивает образцы чьего-то поведения, лишь подчиняясь ему.

 Эффект имеет место прежде всего в неорганизованной общности, чаще всего в толпе, которая сама по себе выступает своеобразным ускорителем, как бы «разгоняя» определенное эмоциональное состояние. (Характеристики толпы рассматриваются в теме 20.)

 Функции заражения: усиление групповой сплоченности, если такая сплоченность уже есть, и компенсация недостаточной сплоченности.

 Внушение - это целенаправленное, неаргументированное воз- действие одного человека на другого или на группу. При внушении информация воспринимается некритически. Предполагается, что человек, принимающий информацию через механизм внушения, не способен на ее критическую оценку.

 Внушение — это социально-психологический механизм общения, ориентированный на формирование общего психического состояния и побуждений к индивидуальным или массовым действиям. Как активное и персонифицированное воздействие одного субъекта на другой, внушение осуществляется в основном вербальными действиями. Оно адресовано не логическому мышлению, а эмоциональной готовности человека получить установку к действию. Наиболее эффективно внушение действует на людей, для которых характерно доминирование ситуативного психического настроя, а также состояние неуверенности в себе.

 К основным условиям эффективности внушения относят:

 •авторитетность источника информации;

 •доверие к нему;

 •отсутствие сопротивления к внушающему воздействию.

 Подмечено, что легче всего поддаются внушению дети, а также люди утомленные, ослабленные физически. Особенно большое значение имеет «эффект доверия» к источнику информации. Авторитет внушающего выполняет функцию так называемой косвенной аргументации, своего рода компенсатора отсутствующей прямой аргументации, что м является специфической чертой внушения.

 Социальные психологи стремятся установить различие между внушением и заражением, исходя из следующих соображений:

 — при заражении осуществляется сопереживание большой массой людей общего психического состояния. Внушение же не предполагает и не предлагает такого равенства в сопереживании идентичных эмоций: внушающий (суггестор) не подвержен здесь тому же состоянию, что и внушаемый (суггерент);

 — процесс внушения имеет одностороннюю направленность: это не спонтанная тонизация состояния группы, а персонифицированное, активное воздействие одного человека на другого или на группу;

 — внушение, как правило, носит вербальный характер, тогда как при заражении, кроме речевого воздействия, используются и другие средства — восклицания, ритмы и др.

 Убеждение — это социально-психологический механизм общения, процесс и результат программно-целевого воздействия. При убеждении некоторая информация превращается в систему установок и принципов личности. Убеждение достигается социально-психологическим воздействием наличность.

 Убеждение — это также и система логических доказательств, ориентированных на критически настроенную личность. Условием убеждающего воздействия является заинтересованность человека, которому адресовано воздействие. Заинтересованность — это стремление получить определенную информацию и потребность осмыслить что-либо.

 Убеждение как процесс предполагает воздействие и на рациональную, и на эмоциональную сферы личности. Это, активное взаимодействие, перерастающее в дискуссию. Условия эффективности убеждающего воздействия:

 — содержание и форма убеждения отвечают уровню возрастного развития личности;

 — убеждение строится с учетом индивидуальных особенностей адресата;

 — убеждение является последовательным и доказательным;

 — убеждение содержит как обобщающие положения (принципы и правила), так и конкретные факты или примеры;

 — убеждение опирается на разум убеждаемого, его опыт и знания;

 — убеждающий сам глубоко верит в то, в чем убеждает. Процесс убеждения — это психотехническая система рассуждений и доказательств, а также эмоциональных средств, действующих заразительно на убеждаемого. Убеждение ориентировано на формирование сознательной деятельности убеждаемого.

 Различие между убеждением и внушением состоит в том, что внушение не нуждается в доказательстве и логике. Убеждение рассчитано на то, что человек, принимающий информацию, согласится с ней. При этом принимающий информацию вывод делает самостоятельно.

 При внушении достигается не согласие, а просто принятие информации, основанное на готовом выводе. Убеждение представляет собой преимущественно интеллектуальное, а внушение —' преимущественно эмоционально-волевое воздействие.

 Подражание — это социально-психологический механизм общения, обеспечивающий воспроизводство одним человеком определенных образцов поведения (манер, действий, поступков), которые имеют некую эмоциональную окраску. Теоретическую концепцию механизма подражания разработал Г. Тард. В общих чертах она сводится к следующему.

 Подражание — это фундаментальный принцип развития и существования общества, именно в результате подражания возникают групповые нормы и ценности. Подражание выступает как частный случай более общего «мирового закона повторения». В животном мире этот закон реализуется через наследственность, в человеческом обществе — через подражание. Оно выступает источником прогресса: периодически в обществе совершаются изобретения, которым подражают массы.

 Различают несколько видов подражания:

 — логическое и внелогическое;

 — внутреннее и внешнее;

 — подражание-мода и подражание-обычай.

 Сформулированы некоторые законы подражания. В частности:

 — подражание идет от внутреннего к внешнему, т.е. внутренние образцы вызывают подражание раньше, чем внешние;

 — низшие по социальной лестнице подражают высшим.

Установлены три способа подражания:

 — когда посредством наблюдения модели возникают новые реакции;

— когда наблюдение за награждением или наказанием модели усиливает или ослабляет сдерживаемое поведение;

 — когда наблкЙЬние модели способствует актуализации образцов поведения, ранее известных наблюдающему.

 Частным случаем подражания выступает мода. Мода — это специфическая и весьма динамическая форма стандартизированного массового поведения, возникающая чаще всего стихийно под влиянием доминирующих в обществе настроений и быстро меняющихся увлечений.

 Мода — это и социальная санкция поведения, вкусов и системы ценностных ориентации, это и средство социально-психологической компенсации неудовлетворенности.

 Мода выполняет следующие функции:

 — коммуникативную (общения);

 — интерактивную (согласования, взаимодействия);

 — компенсаторную (психологической защиты индивида). . Соотношение общения, деятельности и поведения

 Проблему соотношения общения, деятельности и поведения рассматривают с различных точек зрения" многие социальные психологи.

 В одной из концепций (Э.Дюркгейм) представлена тенденция противопоставления общения и деятельности. В ней упор делался на то, что общество достаточно жестко рассматривалось как совокупность форм общения, и сам общественный процесс сводился лишь к процессу духовного речевого общения. При таком подходе индивид представлялся как общающееся, а не практически действующее существо.Другая концепция, полная противоположность первой, утверждает идею единства общения и деятельности. Эта точка зрения опирается на понимание того факта, что общение представляет собой реальности человеческих отношений, что любые формы общения буквально вплетены в специфические формы совместной деятельности. Люди общаются не просто в процессе некоторой деятельности, а как бы в ней самой и по поводу нее. Причем общается всегда человек, пребывающий в совместной с другими людьми деятельности, и таким образом формируется общность индивидов, выполняющих совместную работу.

 Характер единства общения и деятельности тоже понимается по разному:

 — как параллельно существующие взаимосвязанные процессы;

 — как две стороны социального бытия человека, его образа жизни;

 — как определенная.сторона деятельности, как ее элемент, а сама деятельность рассматривается как условие общения;

 — как особый вид деятельности в двух ее разновидностях:

 — как коммуникативная деятельность, или деятельность общения, выступающая самостоятельно;

 — как речевая деятельность.

 По-видимому, перечень представлений о единстве общения и деятельности можно было бы продолжить.

 Сейчас распространено представление о том, что посредством общения деятельность организуется и обогащается. Построение плана совместной деятельности требует от каждого человека оптимального понимания целей, задач, уяснения специфики объекта и возможностей участников. Включение общения в этот процесс позволяет согласовать или рассогласовать деятельность индивидуальных участников воздействием, в котором и проявляется обратное влияние общения на деятельность.

 Отдавая должное рассмотренным точкам зрения на соотношение деятельности и общения, нельзя не видеть ограниченности этих представлений (либо единство общения и деятельности, либо их про тивоположность). Остается в стороне тот очевидный факт, что общение происходит не только по поводу какой-нибудь совместной деятельности, но еще и в определенной, вполне конкретной форме.

 Любая деятельность - это и содержание (что именно делается), и форма (как именно это делается), поэтому правильнее, с точки зрения соответствия реалиям бытия, говорить об органично-целостном,

неразрывном единстве деятельности, поведения и общения. Общение само по себе неизбежно характеризуется формой, т.е. своей поведенческой стороной. Контакт партнеров по общению, то, как происходит этот контакт, — это вопрос поведения в рамках данного общения. Такова авторская точка зрения на вопрос о соотношении общения, деятельности и поведения, и можно предположить, что поле эффективности этой точки зрения достаточно широко.

6. Структура социального общения

Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения) реализуется с учетом отношений между людьми, их установок, целей и намерений. Это приводит к движению информации, уточнению, обогащению знаний, сведений и мнений, которыми обмениваются люди.

Структурные компоненты общения, как коммуникативной деятельности:

субъект общения; объект общения;

предмет общения; потребность в общении – стремление человека к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью самопознанию и самооценке;

мотивы общения – то, ради чего предпринимается общение;

действие общения – единицы коммуникативной активности, целостный акт, адресованный другому человеку;

задачи общения – та цель, на достижение которой направлены различные действия в процессе общения;

средства общения – те операции, с помощью которых осуществляется действие общение;

продукт общения – образование материального и духовного характера как итог общения.

Реальной единицей коммуникативной деятельности является диалог (высказывание, слушание). Формы общения:

монологическая;

диалогическая (субъекты общения взаимоактивны);

полилогическая – многостороннее общение, которое чаще всего носит характер своеобразной борьбы за овладение коммуникативной инициативой и стремления максимально эффективно ее реализовать.

Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения) – эта сторона рассматривает общую стратегию взаимодействия. Кооперация и конкуренция формально описывают взаимодействие. Выделяют следующие подходы к пониманию структуры взаимодействия.

Теория Парсонса – в основе социальной деятельности лежат межличностные взаимодействия и на них строится человеческая деятельность в ее широком проявлении, то есть человеческая деятельность является результатом единичных действий. А единичный акт – то, из совокупности чего складывается система действий. Каждый акт состоит из элементов:

деятель;

другой человек, то на кого направлено действие;

ответная реакция другого человека на действие деятеля;

мотивация деятеля;

система ориентации и ожидание деятеля в отношении другого человека;

нормы, по которым организуется взаимодействие;

ценности, которые принимает каждый участник;

ситуация, в которой совершается действие.

Каждый участник взаимодействия находится в одной из трех позиций: дитя (хочу), родитель (надо), взрослый (компромисс). Взаимодействие эффективно тогда, когда трансакции носят параллельный характер, то есть совпадают по позициям, но не пересекаются.

Психолог Ян Щипальский ввел понятие социальной связи для описания социального действия общающихся субъектов. Социальная связь представляет собой последовательное осуществление: пространственного контакта;

психический контакт (взаимная заинтересованность);

социальный контакт (совместная деятельность);

взаимодействие как систематической постоянное осуществление действий вызывающих соответственно реакцию партнеров;

социальное отклонение.

Три стиля действий:

ритуальный (формальный);

манипулятивных (управление партнером без его ведома и согласия в корыстных целях);

гуманистический (взаимодействие бескорыстное).

Общение как восприятие людьми друг друга (перцептивная)

Социальная перцепция – восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов, прежде всего самих себя, других людей, социальных групп.

Понятие социальной перцепции ввел Брунер для обозначения факта социальной обусловленности восприятия, его зависимости не только от характеристик объекта, но и от прошлого опыта субъекта, его целей, намерений, от значимости ситуации.

Социальная перцепция – целостное восприятие субъектом предметов материального мира и социальных объектов.

Восприятие социальных объектов отличается от восприятия материального мира. Это происходит потому что:

социальный объект пассивен и небезразличен по отношению к воспринимающему субъекту, а материальный мир пассивен (воздействуя на субъект восприятием восприимчивый человек стремится трансформировать представление о себе в благоприятную для своих целей сторону);

внимание субъекта социальной перцепции сосредоточенно не а порождении образа как результата отражения воспринимаемой реальности, а на смысловых и оценочных интерпретациях воспринимаемого объекта, в том числе причинных;

восприятие социальных субъектов характеризуется большей системностью познавательных компонентов с эмоциональными (аффективными), большей зависимостью от мотивационно-смысловой структуры деятельности воспринимающего субъекта.

 

Представление о другом человеке связано с уровнем собственного самосознания. Каждый из участников общения оценивая другого стремится построить определенную систему интерпретацию его поведения, в том числе причин его поведения. Для такой интерпретации необязательно знать причины этого поведения, люди приписывают друг другу эти причины. Приписывание осуществляется на основе сходства поведения воспринимаемого мира с каким-то другим образом, имевшимся в прошлом опыте субъекта восприятия, либо анализа собственных мотивов, предполагаемых в аналогичной ситуации. Приписывание возникает в условиях дефицита информации. Выделяют три вида приписывания:

личностное – когда причина приписывается лично совершающему поступок;

объектное – когда причина приписывается тому объекту в отношении которого совершается действие;

обстоятельственное – причина приписывается каким-либо обстоятельствам.

Процесс восприятия определяется личностными особенностями субъекта восприятия.

Эффекты восприятия людьми друг друга

Эффект Барнума – склонность людей принимать за чистую монету описание или общие оценки своей личности, если они преподносятся в научном, магическом или ритуальном контексте.

Эффект бумеранга – при некоторых воздействиях источника информации на аудиторию или на отдельных лиц получается результат, обратный ожидаемому. Это происходит из-за того, что:

подорвано доверие к источнику информации;

передаваемая информация не соответствует изменившимся условиям;

субъект, передающий информацию вызывает неприязнь у воспринимающих эту информацию.

Эффект первого впечатления – очень часто при оценке человека или черт его характера придается наибольшее значение первому впечатлению. При этом все последующие отбрасываются.

Эффект края – из предъявляемых субъекту для восприятия сигналов, те, что находятся в начале и в конце запоминаются быстрее, чем находящиеся в середине.

Эффект ореола – распространение общего оценочного впечатления о человеке на восприятие его поступков и личностных качеств. Информация, получаемая о человеке накладывается на тот его образ, который был уже создан ранее.

Эффект первичности – важность определенного порядка поступления информации о человеке, для формирования представлений о нем.

Эффект новизны – более новая информация оказывается самой значительной.

Эффект стереотипизации – тенденция формировать некий устойчивый образ какого-либо явления или человека. Этот эффект действует, когда мы обладаем ограниченной информацией об объекте или ситуации.

7. Психосоциальная концепция Эриксона

Известный американский психолог Э. Эриксон предложил свою психосоциальную концепцию развития личности по возрастным этапам-стадиям. Он же ввел в научный оборот понятие «групповая идентичность».

 

В представлении Э. Эриксона групповая идентичность формируется с первых дней жизни человека: как только ребенок включается определенную группу, он начинает понимать мир как эту группу и в последующем ориентируется на нее.

 

Вместе с тем, у ребенка постепенно формируется и его собственная «эгоидентичность», чувство устойчивости и непрерывности своего «Я», хотя процесс этот сложный и динамичный. Формирование эгридентичности включает ряд стадий, или этапов, в развитии личности, каждый из которых характеризуется задачами определенного возраста, выдвигаемыми социумом. Однако решение этих задач определяется исключительно индивидуальным уровнем психологического развития человека, с одной стороны, и духовной атмосферой социума, в котором он живет, — с другой. Основные стадии психосоциального развития индивида таковы.

 

Младенчество. Период характеризуется тем, что главную роль в жизни ребенка играет его мать — она кормит ребенка, ухаживает заним, дает ему ласку, заботу. В результате у ребенка формируется базовое доверие к миру.

 

Раннее детство (от 1 года до 3 лет). Этот период связан с формированием автономии и независимости ребенка. Он начинает ходить, обучается гигиеническому самоконтролю; постепенно встречается с актами одобрения или неодобрения со стороны социума, которые открывают ребенку глаза на самого себя. Впервые формируется одно из важнейших чувств — чувство стыда.

 

Предшкольное детство (от 3 до 6 лет). На этой стадии ребенок начинает осознавать себя как личность и еще более активно осваивает мир. У него формируется чувство предприимчивости, инициативы, которое закладывается в его играх. Он глубже осваивает отношения между людьми, развивает свои психические возможности, прежде всего — познавательные.

 Младший школьный возраст. К этому периоду общения в семье оказывается недостаточно для развития ребенка, к последующему развитию подключаются другие социальные институты, прежде всего — школа. Здесь социум приобщает ребенка к знаниям о будущей деятельности, передает ему технологический эгос культуры. На этой стадии происходит углубленное психическое развитие ребенка, формируется психический склад его личности. В этот же период приобретаются стойкие невротические реакции, ребёнок испытывает чувство тревоги вследствие боязни:

 — какого-либо несчастья с родителями;

 — отсутствия денег в семье;

 — физического насилия;

 — личной несостоятельности;

 — неопределенности в будущем.

 У тревожного ребенка может быть меньше успехов в школе, ему трудно адаптироваться в обществе, развивать в себе дух здорового конформизма и чувство свободы-ответственности.

Подростковый возраст (в России: от 10 до 17 лет; призывной возраст в армию — 18 лет; в некоторых цивилизованных странах: от 10 до 20 лет, призывной возраст в армию — 21 год). Период формирования центральной формы эгоидентичности. Бурный физиологический рост, половое созревание, гиперсексуальность. Муки сравнения себя с другими. Поиски смысла жизни. Любовь и разочарования. Смятение души. Профессиональное самоопределение. Основные психологические проблемы подростков:

 — будущее;

— стрессы;

 — коммуникативная некомпетентность;

 — сопротивление манипулированию;

 — отношения с родителями;

 — любовь и близость;

 — принятие собственного гнева;

 — принятие собственного тела;

 — принятие своего характера.

 Основные психологические реакции подростков:

 — оппозиция;

 — группирование;

 — конфронтация;

 — эмансипация.

Созревание познавательных и эмоциональных функций может вести к тому, что подростки используют новые способности в форме критики, сомнений, противодействия ценностям, установкам и образу действий взрослых. Часто это вызывает конфликт с родителями, особенно если в семье господствует авторитарный и ограничительный стиль воспитания. В процессе социализации группа сверстников в значительной мере замещает подростку родителей и становится для него референтной группой. Перенос центра социализации из семьи в группу сверстников приводит к ослаблению эмоциональных связей с родителями, к замене их взаимоотношениями со многими людьми, меньше влияющими на личность как целое, но формирующими определенные формы ее поведения. Особое значение для подростка приобретают внешний вид и производимое им впечатление, что также часто приводит к конфликтам с членами семьи.Несмотря на это, отход от родительского дома отражается не на всех формах поведения, взглядах и установках. Хотя у многих подростков родители как центр ориентации и идентификации отступают на второй план, это относится далеко не ко всем областям жизни. Влияние семьи в период взросления уменьшается, но она по-прежнему остается для подростка важной референтной группой. Относительно стабильными остаются эмоциональные связи, даже при разрыве с семьей они в большинстве случаев поддерживаются, особенно с матерью.

 Молодость. На этой стадии актуальны поиск спутника жизни, тесное сотрудничество с людьми, укрепление связей со своей социальной группой. Индивид в этот период устойчив в ситуации обезличивания, он способен без ущерба для личности смешивать свою идентичность с другими людьми.

 Взрослость. Развитие идентичности происходит всю жизнь. На человека воздействуют другие люди, особенно его собственные дети. Вкладывая себя в любимый труд, в заботу о детях, человек психологически может быть удовлетворен собой и своей жизнью.

 Старость. Эго-идентичность на основе всего жизненного пути личности приобретает завершенную форму. Человек переосмысливает нею жизнь, осознает свое «Я» в размышлениях о прожитых годах. Психологически адекватный человек принимает себя и свою жизнь, осознает необходимость в ее логическом завершении, способен проявлять мудрость. Проявляется отстраненный интерес к жизни перед лицом смерти. Направленность формирования психики индивида на всех его этапах-стадиях может быть позитивной и негативной. Динамика этой направленности зависит от всех институтов социализации, прежде всего — семьи, особенно на ранних этапах социализации. Достаточно отметить, что сильно выраженный дефицит эмоционального общения матери с младенцем приводит к резкому замедлению психического развития ребенка.

 Переходы от одного периода к другому — это изменение сознания и отношения индивида к окружающей действительности и ведущее деятельности, ломка социальных взаимоотношений человека с другими людьми.

 Жизненная позиция как интегральный критерий социализацииЖизненная позиция личности выражает связи личности и общества, является интегральной социально-психологической характеристикой личности. Чем богаче по содержанию и разнообразнее по форме общественные отношения, тем активнее формируются признаки социализации — психологические, идеологические, нравственные, культуральные.

Вместе с тем, подчиняясь влиянию общественных отношений, личность проявляет себя избирательно и индивидуально. Социализация личности непосредственно обусловлена возможноетями ее самоактуализации. Подобная способность проявляется ярче при наличии у субъекта целостного мировоззрения, четкой всесторонней ориентации в общественной жизни.

Жизненная позиция личности, будучи способом включения ее в жизнедеятельность общества, состоит из взглядов, убеждений, умений, сопровождается соответствующими действиями, реализующими ее отношение к окружающему миру. Жизненную позицию личности представляет не любой, отдельно взятый поступок или действие, а совокупность типичных поведенческих актов, устойчивая линия поведения и деятельности.

Жизненную активность уместно рассматривать как меру приобщения индивида к преобразовательной практике, что дает возможность классифицировать уровни ее активности последовательно, определить
границы ее социальной значимости. Эти уровни следующие:

— активная жизненная позиция с позитивным духовным потенциалом;

— жизненная позиция среднего и гармоничного уровня активности ;

— пассивная жизненная позиция с позитивным духовным потенциалом;

— пассивная жизненная позиция с негативным духовным потенциалом;

— активная жизненная позиция с негативным духовным потенциалом.

Активная жизненная позиция с позитивным духовным потенциалом:

Социальная инициатива, творческая деятельность, ориентированная на разрешение общественных противоречий, расширение возможностей и развитие сущностных сил человека.

Жизненная позиция среднего и гармоничного уровня активности: относительно ответственное отношение к обязанностям, репродуктивная деятельность методом проб и ошибок, которая лишь спонтанным образом ведет к воспроизводству существующих возможностей общественного развития.

Пассивная жизненная позиция с позитивным духовным потенциалом: низкий уровень активности, спрсобный нести в себе потенциальную инициативу, не подкрепленную знаниями, умениями, навыками.

Пассивная жизненная позиция с негативным духовным потенциалом: низкий уровень активности, скептицизм, конформизм на основе социальных разочарований, жизненной несостоятельности.

Активная жизненная позиция с негативным духовным потенциалом: антиобщественная жизненная позиция, ориентированная на разрушительную деятельность, воинствующий конфликт с обществом, что объективно ведет к ограничению возможностей позитивного общественного развития.

Жизненная позиция личности не просто характеризует ее внутренний мир, а раскрывает меру участия человека в разрешении общественных противоречий и использования этой активности для собственнрго всестороннего развития.

Полагаем, однако, что вопрос о критериях социализации достаточно корректно все же еще не решен. Что считать результатов социализации — социальную адаптивность и адекватность социуму, независимо от того, каков этот социум, или активную жизненную позицию личности с позитивным духовным потенциалом? Кто из субъектов социума более социализирован — законопослушный трудящийся, безразлично относящийся к социальным язвам бытия, или тот, кто ведет борьбу с этими язвами, навлекая на себя уголовные репрессии самого социума? Решения этого вопроса пока еще нет.

 

8.Общее и особенное в социальных и межличностных отношениях

Понятие «социальные отношения» фиксирует сам факт взаимодействия представителей различных социальных групп и общностей, различных социальных типов, являющихся представителями этих общностей. Социальные отношения можно рассматривать на разных уровнях:— на уровне социальных общностей: отношения классовые, национальные, групповые, семейные;

— на уровне групп, занятых той или иной деятельностью: производственные, учебные и др.;

— на уровне взаимосвязей людей в группах: межличностные.

Социальная психология раскрывает конкретный механизм «вплетения» индивидуального в ткань социальной реальности. Это позволяет понять, как социальные условия воздействуют на поведение и деятельность человека.

Разумеется, сам по себе результат не может быть интерпретирован
так, будто сначала существует какое-то «несоциальное» поведение, и только потом на него накладывается нечто «социальное». Личность, с одной стороны, уже «продукт» этих социальных связей, а с другой — их созидатель, активный творец.

Личность неизбежно представлена в системе общественных
отношений, т.е. в некотором «социальном контексте», отражающем картину реальных отношений личности с внешним миром. Вспомним, что связь с внешним миром существует и у животного, но оно не «относится» ни к чему и вообще «не относится». Там, где существует какое-нибудь отношение, оно существует именно «для меня», т.е. оно задано именно как человеческое отношение, оно «направлено» в силу активности субъекта.

Важно подчеркнуть, что содержание и уровень отношений чело-
века с миром чрезвычайно многообразны. Каждый индивид, каждая группа вступают в отношения между собой. В этом многообразии необходимо различать два вида отношений: собственно общественные и психологические отношения личности.

В структуру социальных отношений входят экономические, поли-
тические, идеологические и другие виды отношений. Их специфика в том, что в них индивиды не просто «встречаются» друг с другом, а представлены друг другу как субъекты общественных групп: классов, профессий, движений, объединений, партий. Такие отношения строятся не на основе симпатий или антипатий, а на основе определенного положения, занимаемого каждым в обществе. Такие отношения обусловлены объективно, носят обезличенный характер и сущность их - во взаимодействии конкретных социальных ролей.

Однако это положение не стоит абсолютизировать. Общественные отношения, хотя и являются безличными, в действительности, в своем конкретном проявлении практически всегда приобретают определенную «личностную окраску». Она существует как реальность. Оставаясь личностями в безличных общественных отношениях, люди неизбежно вступают во взаимрдействие и общение, где их индивидуальные характеристики проявляются как межличностные отношения.

Межличностные отношения — это субъективно переживаемые взаи-
мосвязи людей. Межличностные отношения объективно проявляются в характере и способах взаимных влияний людей в ходе совместной деятельности и общения. На содержательном уровне межличностные отношения — это система установок, ориентации, ожиданий, стереотипов, через которые или с помощью которых люди воспринимают и оценивают друг друга. Понятно, что указанные позиции (система установок и т.п.) опосредуются содержанием^ целями, ценностями и организацией совместной деятельности и выступают основой форми-
рования социально-психологического климата — «погоды» межличностных отношений.

Место и природа межличностных отношений

В социальной литературе высказываются различные точки зрения на вопрос о том, где «расположены» межличностные отношения прежде всего относительно всей системы общественных отношений (экономических, социальных, политических, идеологических). Иногда их рассматривают в одном ряду с общественными отношениями, в основании их, или, напротив, на самом верхнем уровне.

Конструктивной представляется точка зрения, согласно которой межличностные отношения пронизывают собой все элементы системы общественных отнощений, поскольку возникают внутри кавдого вида системы, а не вне их — «ниже», «выше» или «сбоку». При таком подходе межличностные отношения как бы опосредствуют воздействие на личность со стороны более широкого социального целого. Мы вновь сталкиваемся с тем, что через посредство межличностных отношений безличные социальные отношения реализуются в деятельности конкретных личностей, в актах их общения и взаимодействия. Для каждого участника меичостных отношений последние представляются почти единственной реальностью каких бы тр, ни было отношений вообще. Несмотря на то, что в реальной жизни содержанием межличностных отношений в конечном счете являетря какой-либо вид общественных отношений, т.е. определенная социальная деятельность, суть этих отношений остается по большому счету скрытой. Это означает, что хотя в процессе межличностных отношений, а следовательно, и общественных, люди обмениваются мыслями и осознают свои отношения, это осознание часто не идет далее знания того, что люди вступили именно в межличностные отношения.

Отдельные моменты общественных отношений представляются их
участникам всего лишь как их межличностные взаимоотношения, которые и воспринимаются соответствующим образом: «злой преподаватель», «лукавый торговец», «бездушный чиновник» и т.п. Сплошь и рядом мотивы поведения объясняются именно этой, лежащей на поверхности, картиной отношений, а вовсе не действительными объективными отношениями. Все усложняется еще и тем, что межличностные отношения есть действительная реальность общественных отношений — вне их нет где-то «чистых» общественных отношений. Поэтому почти во всех групповых взаимодействиях их участники выступают одновременно в двух качествах — как исполнители безличной социальной роли и как неповторимые человеческие личности.

Каждая сторона в системе межличностных отношений связана
особыми правами и обязанностями. Это позволяет ввести понятие «межличностная роль» как фиксацию положения человека в системе не общественных отношений, а одних только групповых связей, на основе не его объективного места в этой системе, а одних только индивидуальных психологических особенностей личности.

Среди межличностных ролей, возникающих, когда люди конкурируют из-за сходных интересов, могут быть «соперник», «враг», «заговорщик» и «союзник». А в ситуациях, например, сотрудничества могут быть «коллега», «партнер», «поставщик», «клиент», «поклонник» и др. Именно отражением такого рода связей и особенностей выступают определения типа «рубаха-парень», «свой в доску», «козел отпущения» и т.п.

Строго говоря, есть различие между межличностными и социальными ролями (о последних — речь в теме «Психология социально-ролевого поведения личности»). Сейчас отметим только, что несмотря на то, что оба типа ролей могут определяться своеобразием ожиданий участников межличностных отношений, межличностные и социальные роли различны.

Социальные роли стандартизированы и безличны. Права и обязанности остаются теми же самыми независимо оттого, кто эти роли исполняет. Однако права и обязанности, которые устанавливаются в межличностных ролях, целиком зависят от индивидуальных особенностей участников, их чувств и предпочтений. Каждый реализует собственный тип взаимодействия и общения с партнером, приспосабливаясь к требованиям, предъявляемым ему конкретными индивидами, с которыми он вступает в контакт. Тем не менее, обнаружение личностных черт в стиле исполнения социальной роли вызывает в других членах группы ответные реакции, и, таким образом, в группе возникает определенная система межличностных отношений.

Природа их существенно отличается от природы общественных отношений. Чем? Важнейшая специфическая черта межличностных отношений — эмоциональная основа. Именно она дает основания к тому, чтобы межличностные отношения рассматривать как фактор психологического климата в социальных общностях.

Эмоциональная составляющая межличностных отношений отражает
тот факт, что сами эти отношения возникают и складываются под влиянием определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу. Понятно, что перечень таких чувств и эмоциональных проявлений безграничен, и все же их многообразие можно свести к трем большим группам.

1. Чувства, сближающие, объединяющие людей (конъюнктивные). В этом случае каждая из сторон рассматривает другую как желаемый объект, в отношении которого есть готовность к сотрудничеству.

2. Чувства, разъединяющие людей (дизъюнктивные). Тогда каждая
из сторон выступает как неприемлемая, нежелательная для другой стороны, и совместные действия, не говоря уже о сотрудничестве между такими личностями, становятся практически либо невозможны, либо неэффективны.

3. Нейтральные чувства. Выражают состояние неопределенности в рамках межличностных отношений. Каютонко подметила американский социальный психолог К.Хорни, люди делятся на такие большие группы, как:

— ориентированные к людям (навстречу им);

— ориентированные от людей;

— ориентированные против людей.
Отношения проявляются в:

— согласии или несогласии;

— симпатии или антипатии;

— понимании или непонимании;

— сочувствии и сопереживании или отсутствии таковых и т.д.

Отношения имеют свою структуру, состоящую из:

— содержания;

— способа выражения.

 


Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 585; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!