Дни, в которые не совершаются свадьбы



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №20»

 

Реферат на тему

«Обряды донских казаков: свадьба и рождение ребенка»

 

                                             Ученицы 10 «А» класса

Синякиной Анны

                              Учитель Донерова Ольга Левоновна

 

 

2017

2

Оглавление

Введение3-4 стр.

I.Основная часть 5-19 стр.

1. Свадебный обряд 5-14 стр.

1.1. Сватовство 7 стр.

1.2. Своды 7-8 стр.

1.3. Девичник/мальчишник 8-9 стр.

1.4. Подушки 9-10 стр.

1.5. День свадьбы 10-14 стр.

1.6. Дни, в которые не совершаются свадьбы 14 стр.

2. Рождение ребенка в семье казака 15-19 стр.

Заключение 20 стр.

Список источников и литературы 21 стр.

 

3

Введение

 

1.Данная работа написана на тему «Обряды донских казаков: свадьба и рождение ребенка».И это не случайно. Считаю, что каждый человек должен знать о своих исторических и культурных корнях, потому что это воспитывает в нем такие качества как: нравственность, доброта. И нам есть, чем гордится. Мы живем на прекрасной Донской земле, земле, которая славится своим народом - казаками! Народом вольнолюбивым, гордым, самобытным, с очень богатой историей и культурой. Собирая материал об обрядах и традициях дончаков[1], я заинтересовалась тем, как были обставлены свадьба и рождение ребенка. В какой - то момент я вдруг поняла, что живя на Дону, я в общем - то мало, что знаю об этом и решила узнать о традициях казаков, на который мы живем.

2.Я обратилась к теме «Обряды донских казаков: свадьба и рождение ребенка» потому, что мы живем на Дону, на Родине казаков. Людям интересно узнать о прошлом нашего края, изучить как проходили разнообразные праздники и обряды.

 

4

3. Работая над этой темой, я преследовала цель рассказать людям об интересных обрядах, происходивших на нашей родной земле много лет тому назад.Я попыталась проанализировать, почему именно таков был порядок, ритуал. Информации было много, но работая над рефератом, нужно было четко рассортировывать ее по хронологическому и пространственному критериям

4. Основная часть моего реферата посвящена теме «Свадебный обряд», который, с моей точки зрения, представляет наибольший интерес.

5. Считаю, что моя работа выполнена успешно, поскольку мне удалось рассказать о наиболее интересных обрядах.

 

 

5

Свадебный обряд

Одним из регионов России является Донская земля, население которой составляли казаки. Этот значительный по территории, но слабо заселенный край играл в жизни страны значительную роль.

Наиболее интересным моментом в изучении казачества является культура и традиции, обряды. Исследование данной темы позволяет глубже разобраться в сущности происходивших в то время процессов, уяснить характер и, главное, понять такое специфическое явление русской жизни, как казачество.

Свадьба – сложный и длительный обряд, со своими строгими правилами. В разное время она у казаков проводились по-разному.

В начале XVIII века петровские порядки проникают на Дон: женщине-хозяйке уже не запрещалось показываться гостям. Однако казаки продолжали жениться и разводиться по нескольку раз, и тогда императрица Елизавета Петровна грамотой от 20 сентября 1745 года запретила казакам «жениться от живых жен и четвертыми браками».

В старину свадьба никогда не была показом материального богатства родителей жениха и невесты. Три века назад свадьба проходила упрощенным порядком. Казак полой верхней одежды прикрывал женщину, а затем во всеуслышание по одному произносили: «Ты, Федосья, будь мне жана», «Ты, Иван Семенович, будь мне муж». После чего они становились молодоженами

6

и принимали поздравления от атамана и казаков.Обычно сначала бывали смотрины, когда жених под благовидным предлогом с двумя-тремя родственниками появлялся в доме невесты. Сидели, беседовали о разном, а между делом разглядывали невесту. Если она нравилась старшим, то, уходя, они многозначительно говорили: — Бог даст, и она нас полюбит! Через несколько дней после смотрин к родителям невесты засылались сваты, которые, получив их согласие, били по рукам, восклицая: «В добрый час!» Потом до свадьбы происходил «сговор», во время которого веселились, пили вино и танцевали танцы «казачок» и «журавель». За день до свадьбы смотрели приданое, празднуя, как говорили казаки, подушки. А накануне бывал «девичник» — последний вольный праздник для невесты-девушки.

Казачья свадьба в начале ХIХ века состояла из нескольких отдельных частей: сватовство, смотрины, своды, вечеринка, свадьба. Благоприятным для бракасчитался возраст 18-20 лет. Свадьбы проводились, как правило, после уборки                                                                                                                      урожая (после Покрова Пресвятой Богородицы – 14 октября или Пасхальных праздников – на Красную Горку. Прежде всего, наводился порядок в хозяйстве, доме, дворе, чтобы не было стыдно перед сватами. После этого мать и отец одевались по-праздничному, обряжали сына и шли к будущим сватам. В каждом казачьем войске, были несколько различные, но в общих чертах схожие обряды сватовства.

 

7

Сватовство

Если правильно провести сватовство невесты, это поможет установить теплые отношения с будущими родственниками. Сроки от сватовства до свадьбы составляют примерно три-десять месяцев. Во время этого обряда принято дарить подарки родителям невесты: отцу, например, вино, матери – что-то тканное (полотенце, платок). Обязательны красивые букеты для невесты и ее матери. Сваты с порога заявляют о своем намерении. Желательно начать традиционно: «У вас товар, у нас купец…» Говорить должен сват, это может быть крестный отец жениха, друг, дядя. Основная цель сватовства – рассказать о положительных сторонах жениха и невесты. Заканчивается обряд соглашением отца невесты – согласен ли он отдать свою дочь в новую семью. Если вопрос решается положительно, тогда назначается дата смотрин. После сватовства будущие супруги официально становятся женихом и невестой.

Своды

К сводному обряду невеста сама готовила угощения для гостей — жениха с друзьями, будущих деверя и золовки (брата и сестры жениха), и для подруг. Во время сводов подруги невесты шли в отдельную комнату, в горнице рассаживались на стульях ее дед, бабка, дяди, тетки, братья, сестры и званные близкие. На почетном месте под святыми образами садились ее крестный отец и мать. На стол ставили два калача, солонка с солью.

8

Приехавшего с сопровождением жениха приглашали в дом, а невесту прятали в другой комнате среди подруг. В ту комнату приглашали жениха: «А что угадаешь кого и где искать?». Жених шел в комнату, где находил невесту, бралеё за руку и вместе с нею вставали в горнице. Входили друзья, друг жениха, им подносили рюмку водки или вина и говорили: «Кому подносишь?». Женихназывал имя и отчество невесты. Подавая рюмку невесте, дружка опять спрашивала: «От кого принимаешь?». Невеста называла имя-отчество своего жениха. Затем девушки пели обрядовые песни.

По окончании песен родители спрашивали молодых согласия на брак. Те отвечали: «Из воли родительской не выходим. Согласны». Теперь, сваточки родимые — предлагает женихов отец, — «давайте ударим по рукам, — детки наши согласны, брак принять». А чтобы сомнений никаких не оставалось предлагали свату руку. Отцы били друг друга по рукам.

По окончании обеда, гости, поблагодарив сватов за хлеб — соль, договаривались о дне свадьбы. Молодежь выбегала на улицу и веселилась. С этого времени девушка считалась «пропитой невестою».

Девичник/мальчишник

Весь период после сговора до свадьбы назывался «девичник». В девичник сходились к невесте ее подруги и пели ей прощальные песни. Вечерами устраивались посиделки. На них приходили парни и жених. Вечерние

9

сходбища продолжались иногда до полугода. Родители невесты всех угощали. Невеста же в это время ухаживала за женихом: подавала ему тулуп, шапку, шарф, помогала одеться. Молодые пытались получше узнать друг друга, поближе познакомиться. Во время девичника невеста выбирала дружку,которой, как правило, становилась самая близкая, тайная, подруга невесты. Девушки примеряли подвенечное платье, делали прически. Мальчишник, как правило, состоял из застолья, песен и танцев.

Подушки

У казаков среди свадебных ритуалов существует праздник «подушки», празднующийся за несколько дней до свадьбы. Этот праздник связан с переносом приданого в дом жениха. Приданое невесты «подушечники» несут к дому жениха, следом на телеге везут сундук. Родня жениха с его матерью принимают приданое и угощают участников «подушечного» поезда.Донская казачья подушка отличается от подушек других народов по многим параметрам: размером, формой, украшением, символическим назначением и местом в доме и самой семье. Кроме того, у Донских казаков в каждом доме

есть еще один вид подушек, имеющих особую свадебно-магическую символику. Такой подушкой в казачьем курене была подушка с названием «Надька».В хуторах и станицах на Дону в свадебных ритуалах были и есть свои особенности. В некоторых хуторах и станицах, играют свадьбы с

10

элементами старинного обряда — с дружкой и свахой, выкупом и караваем, с танцами и исполнением свадебных песен.

День свадьбы

День свадьбы в донском обряде расписан столь же скрупулёзно, как и предсвадебье, причем сюжет этого дня сохраняется в неизменности даже в современном исполнении ритуала. Этот день начинается с оголашивания невесты, играющей на заре печальные песни о расставании с родными, девичьей волей (сирота оголашивается на могилках родителей), причём этот ритуал представлен на Дону спорадически, потому что содержательно он чаще всего совершается накануне, на девичнике.

Далее последовательно совершаются:

- одевание невесты, с таким архаическим элементом, как стояние на полсти[2] (войлоке) или вывернутой шубе (через них невеста «общается» с предками, надеясь на их благословение), а также с неизменными оберегами;

- отъезд храброго поезда жениха за невестой;

- сидение на посаде невесты в красном углу в ожидании приезда жениха;

 

11

- преодоление препятствий храбрым поездом жениха - наградой за «подвиги» становится его появление вблизи невесты;

- выкуп места - шуточный торг с его хранителями, становящимися после продажи объектом насмешек и укоризненных обличений;

- угощение гостей у невесты и прощание её с домом и родными - насыщенные песнями эпизоды;

- следование храброго поезда к церкви с появлением в этом эпизоде свадебного колдуна и венчание, проводимое в строгом соответствии с каноном;Свадебный колдун, известный и в русской традиции в момент отправления храброго поезда в церковь в том случае, если его забыли пригласить на свадьбу, а это случается потому, что он уже стар, дряхл, живет одиноко на краю хутора или станицы, не является родственником. Наказанияза пренебрежительное отношение к станичнику самые разнообразные: с

брички слетают колеса; лошади вмиг оказываются на свободе, или встают на дыбы, или разворачиваются мордами к бричке, или не трогаются с места; молодые и их гости неожиданно начинают скорбеть животами, или обращаются в соляные столбы, или испытывают непереносимую головную боль; свадебный кортеж кажется охваченным огнем, и т.д. и т.п. Цель всех этих «безобразий» - напомнить хозяевам свадьбы, что этот обряд искони носит

 

12

общественно значимый характер, что создаваемая семья непременно должна получить одобрение всего социума.

- встреча молодых в доме жениха с активным включением в обряд зрителей (глядельщики, смотрельщики), которым достаются не только конфеты, орехи и деньги во время обсыпания, но и кусочки встречника (сдобного хлеба, который разламывают над головой новобрачных);

- свадебный пир и дары, отличительной чертой которых в давнее время и особенно на свадьбах простых казаков была так называемая зеленая телушка, т.е. отложенный подарок: приплод скота, домашней птицы, который получают молодые после его появления на свет (напомним, что дары могут переноситься на второй день свадьбы);

- обкрутка невесты - замена девичьей прически (две косы) на женскую. Получившийся куль прячут в колпак или фальшонку[3], по которой всегда можно было определить донскую казачку; отводы в постель, в донской традиции совершаемые деликатно, незаметно, без привлечения внимания пирующих;

- вечерние гости - не везде соблюдаемое приглашение родных невесты на пиршество в дом жениха.

13

Из православной церкви новобрачные ехали в дом молодого мужа. При въезде их во двор приглашённые на «пир» гости-казаки стреляли из ружей. Считалось, что ружейный «гром» отпугивал нечистую силу. Перед крыльцом молодожёнов осыпали отборной пшеницей — «чтобы будущая жизнь их была в полном достатке».

В доме мужа молодой жене заплетали две косы и покрывали голову бабьим головным убором. «Пир» продолжался весь день. Вечером свахи, тысяцкий или дружки-казачки отводили молодых спать, а утром они же будили их и вели в баню мыться. До обеда гуляние шло в доме мужа, а затем все ехали к тёще на «пир» или «блинный стол», «на блины». Это было последним моментом обрядовой стороны праздника, далее начиналась уже настоящая гулянка. Из дома тёщи ехали пировать к родственникам невесты, начиналась так называемая «подворня».

На следующий день в доме новобрачных устраивался «похмельный стол» с выпивкой и закуской, после которого отправлялись в гости к родственникам жениха. «Гульба» продолжалась несколько дней. Нигде так много не выпивалось спиртного, как на свадьбе: на скромной свадьбе — от 10 до 15 ведер, на богатой — от 20 до 40.Иногда свадебные гуляния заканчивались только в следующее после венчания воскресенье. В завершение гуляний свадьбу «тушили» — выходили за ворота и устраивали костёр из большой

14

кучи соломы, вокруг него плясали, пели песни и частушки; это считалось финалом: «свадьба сгорела», огонь тушили и шли в дом «угощаться».

 

Дни, в которые не совершаются свадьбы

По вторникам, четвергам и субботам, накануне двунадесятых, храмовых и великих праздников; в продолжении постов Великого, Петрова, Успенского и Рождественского; в продолжении святок - от 7 января (25 декабря ст. ст.) до 20 января (7 января ст. ст.); в течение сырной недели (седмицы, масленицы), начиная с Недели мясопустной, и в Неделю сыропустную; в течение пасхальной (Светлой) седмицы; в дни и накануне Усекновения главы Иоанна Предтечи - 11 сентября (29 августа ст. ст.) и Воздвижения Креста Господня - 27 сентября (14 сентября ст. ст.)

 

15


Дата добавления: 2018-05-09; просмотров: 231; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!