Манипуляции этническими идентичностями и мультикультурализм



Большинство считает, что манипуляции идентичностями являются одной из причин конфликта между народами. Агрессивная верхушка нации, пытаясь заполучить или усилить свою власть, создает или эксплуатирует шовинистические варианты этнической идентичности, что и создает благодатную почву для конфликтов. Однако манипуляции идентичностями - это обоюдоострый меч. Элиты могут формировать не только шовинистические и агрессивные этнические идентичности. Они точно так же могут деполитизировать их и создавать новые, более миролюбивые и способные объединить враждующие группы. Цель данной политики заключается в создании такой идентичности, которая будет выступать центральным звеном национальности граждан этой страны. В идеале, при таких обстоятельствах традиционная вражда исчезает, перестает иметь политическое значение или, по крайней мере, не принимает насильственных форм. Стратегии манипуляции сосредотачиваются на поддающихся изменению элементах этнической идентичности. Попытки изменить идентичность не сводятся к простому изменению правил, по которым индивиды и группы получают статус, безопасность и доступ к ресурсам. Они, скорее, затрагивают изменения в уже существующей идентичности и предпочтениях самих людей. Антиподом этой мечты о гармоничной общей идентичности выступает мрачная реальность, состоящая из враждебных друг другу этнических групп, добровольно-принудительно объединенных в одну нацию. Феномен «советского человека» был создан из миллионов представителей национальных меньшинств, но и он доказал хрупкость такого единения народов. Бангладеш, Турция и Индонезия показывают еще один пример того, как попытки установить новую идентичность для традиционных народностей закончились кровопролитием, а не единением. Манипулировать идентичностью отдельного человека или предлагать людям множественную идентичность, чтобы сгладить несовпадающие этничности, становится все труднее из-за процессов укрепления этнического самосознания. Евреи, курды, армяне и другие этносы, пострадавшие от насилия именно из-за своей групповой идентичности, никогда с легкостью не откажутся от нее. Можно выделить две различные стратегии эффективной манипуляции этническими идентичностями с целью презентации насилия в этнонациональном конфликте: стратегия разрушения и стратегия «включения». Стратегия разрушения вот уже более 50 лет используется в Иране для уничтожения идентичности бахтияров. Стратегия включения со дня объявления независимости в 1956 г. применяется в Марокко для объединения арабов и берберов. Манипулирование идентичностью можно осуществлять четырьмя способами. Во-первых, можно обещать людям успешную ассимиляцию, при которой представители этнической группы получат больше шансов на приобретение высокого социально-экономического статуса в случае смены имеющейся идентичности на желаемую. Во-вторых, можно ограничить организационные способности этнической группы с тем, чтобы большинство ее членов увидело больше общего со своими бывшими врагами и меньше идентифицировало себя с традиционной этнической группой, когда их идентичность начнет изменяться. В-третьих, можно ослабить взаимные опасения и страхи по поводу безопасности: сниженные организационные способности группы, членство в которой перестало иметь монолитный характер, затрудняют процесс этнической мобилизации, и в то же время постепенные изменения идентичности создают новое восприятие народа-брата, замещающее образ врага. В-четвертых, политика ассимиляции может утихомирить гегемонные группы посредством удовлетворения их ожиданий, что образ жизни, которого они придерживаются, будет продолжать оставаться ведущим. Для успешного изменения также необходимо наличие особых условий: а) низкий уровень межгруппового насилия в прошлом; б) группы должны иметь высокий уровень культуры; в) ассимилирующая группа должна принимать новых членов как относительно равных.

Каковы же механизмы изменения идентичности? Теоретически, политика изменения идентичности может осуществляться четырьмя способами: 1) усиление и гарантия чувства безопасности у людей; 2) помощь людям в достижении более высокого социального статуса; 3) препятствование деятельности групп, использующих насилие; 4) ограничение амбиций гегемонией группы.

Политика изменения идентичности способна уменьшить опасение людей за свою безопасность. Самой общей причиной этнонационального конфликта выступает дилемма безопасности. При успешной ассимиляции взаимные страхи по поводу безопасности исчезают. Внешние силы могут сыграть ключевую роль в недопущении изменений в идентичности. Так, поддержка иракских курдов со стороны Ирана и курдской диаспоры в мире усилила их сопротивление процессу ассимиляции и спровоцировала вооруженный мятеж. Наиболее важный фактор успеха или неуспеха процесса изменения идентичности - насколько правительство сильнее этнической группы, чью идентичность оно собирается изменить. Также важное значение имеет позиция интеллигенции, потому что она сохраняет память о конфликте и пользуется ею как орудием мобилизации группы. В 1980-1990-х гг. XX в. в западной и отечественной социологии получила распространение либеральная теория мультикультурализма, объясняющая перспективы урегулирования конфликтов в полиэтнических обществах  в эпоху глобализации.25 Мультикультурализм был реакцией либеральных интеллектуалов развитых стран на рост этнокультурного разнообразия общества и усиление местного этнического напряжения, вызванные, главным образом, массовостью иммиграционных потоков. Западные страны не могли справиться с этим давлением методами привычной политики ассимиляции. В основу мультикультурализма были положены принципы терпимости к этническим различиям и культурная автономия этнических пришельцев. Принцип терпимости к этническим различиям обосновывает Д. Ролз в своей теории «моральной нейтральности» государства. Ролз признает факт этнических различий, дающих повод к враждебности.

Справедливость либерального государства состоит в том, что оно признает эти различия и нормативно гарантирует условия, позволяющие индивиду и этногруппам «преследовать свои интересы и жить в соответствии со своими обязанностями». Ю. Хабермас определяет роль мультикультурализма в урегулировании этнических конфликтов по эволюционистской схеме. Хабермас считает аккультурацию (ассимиляцию) легитимной только в рамках политической культуры и неприемлемой в других сферах жизни этногрупп. По мнению Т. Эриксена, мультиэтническое общество в целях своей стабилизации отказывается от принципа национальности, т.е. совпадения этнической и гражданской принадлежности людей. В этом случае происходит децентрализация государства в сфере регулирования межэтнических отношений. Таким образом, к стратегиям контроля насилия в этнонациональном конфликте относятся манипуляция этническими идентичностями и мультикультурализм.  В основу стратегии мультикультурализма положены принципы терпимости к этническим различиям (Д. Ролз, Ю. Хабермас) и культурная автономия этногрупп (0. Бауэр). Стратегия мультикультурализма применима в интегрированном полиэтническом обществе со свободной миграцией, в котором гражданская приверженность конституции поддерживается чувством этнической самобытности людей. Данная стратегия неэффективна в этнически разделенном обществе с затяжными

 

 


Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 534; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!