Практика как специфический способ отношения человека к миру. Формы практики
Этот способ включения человека в окружающий его природный и социальный мир путем активного преобразования объективно существующих предметов и явлений внешнего мира и определяется как практика
Практика как специфически человеческий способ бытия в мире представляет собой деятельность, которая обладает сложной системной организацией. Она включает в себя: 1) реальное преобразование внешней среды при помощи искусственно созданных орудий и средств (субъект - объектные отношения ), тогда как животные ощущают, воспринимают, представляют мир лишь в той мере в какой вещи свойства и отношения окружающего мира имеют для них прямой или косвенный биологический смысл 2) общение людей в процессе и по поводу этого преобразования (субъект-субъектные отношения ) и 3) совокупность норм и ценностей (ценностно-целевые структуры), которые существуют в виде образов сознания и обеспечивают целенаправленный характер практической деятельности
практики по отношению ко всей системе человеческой деятельности в многообразии ее форм и разновидностей следует связывать прежде всего с тем, что в возможностях практически-преобразовательного воздействия человечества на окружающий его мир
Формы практической деятельности.
Исходной формой практической деятельности, лежащей в основе всех остальных видов и форм жизнедеятельности человека в целом, является материальная производственная деятельность, способ производства материальных благ. Развитие способа производства материальных благ является основной движущей силой всего общественного развития.
|
|
Преобразуя природу, созидая специфически человеческую среду обитания, люди преобразуют самих себя. Формирование и развитие общественных отношенийтакже является необходимой формой практически-преобразовательной деятельности, направленной уже не на окружающую людей природу, а на самих себя, на свои отношения с другими людьми .
Наряду с производственной и социальной практикой можно выделить также ее особую форму, имеющую более узкую социальную значимость, но тем не менее необходимую в современном обществе. Все большую роль в обществе начинает играть наука, превращающаяся в непосредственную производительную силу и становящаяся средством управления социальными процессами. Научное познание по своей природе нацелено не только на отражение уже существующих объектов, которые могут быть получены и воспроизведены в способах практической деятельности, но и обладает проективно-конструктивной функцией, т.е. дает знание о таких объектах, которые можно освоить в производственной и социальной деятельности только в будущем. Проверка истинности знаний о таких объектах требует особой формы практики , в качестве которой выступает научный эксперимент.
|
|
Практика — это чувственно-предметная совместная и целенаправленная деятельность людей по освоению и преобразованию природных и социальных процессов.
Практика включает три основных вида деятельности:
материально-производственную (объект — природные материалы и процессы);
общественно-политическую (объект — социальные процессы и отношения);
научно-экспериментальную (объект — природные или социальные процессы, изучаемые локально или на моделях).
Познание как отражение и деятельность. Объект и субъект познания
Процесс познания составляют следующие элементы - объект познания , субъект познанияи процесс взаимодействия между ними в формах чувственного и логического познания .
Объект познания – часть реального бытия, подвергающаяся исследованию. Им может быть – явления и процессы объективного мира, субъективный мир человека ( образ мышления, психологическое состояние, общественное мнение ), а так же “вторичные продукты” интеллектуальной деятельности человека ( закономерности развития религии, идеальные категории наук и т.д.)
|
|
Субъект познания – общественный. Социально сформированный человек , который реализует познание , формирует новое знание ( человек носитель культуры, языка, опыта, знаний, целей, методов), научное сообщество, отдельные народы, человечество.
Введем понятие “предмет познания ” – это аспект объекта познания , который вовлекается в сферу научного анализа. Объект может образовывать различные предметы познания ( так живой мир изучается и зоологией и биологией ).
В своей сущности познание есть отражение мира.. Отражение, это способность любых материальных тел так или иначе реагировать на воздействия других материальных образований и воспроизводить их особенности. Отражение в своем развитии приходит к сознанию. И не в этом ли свойстве истоки удивительной способности человека к познанию ?
Логично предположить, что человеческое познание можно рассматривать как отражение, как процесс и результат отражения . Это высшая, человеческая, социальная форма отражения . Но, остановившись на этом отражательном характере познания мы не можем объяснить творчество, постоянное движение человеческого мышления ко все более глубокому и всестороннему знанию.
|
|
Что является результатом познания ? – Конечно, знание ! Знание является человеческой информацией о мире, которая существует в виде субъективной реальности. .
( Познание возникло в ходе практики, развивается благодаря ей, практика – источник фактов науки, поставляет основные материальные средства исследователю, выступает критерием истины ).
Т.о. познание – есть социальное, исторически развивающееся отношение человека к миру, процесс отражения в человеческом сознании в форме идеальных образов объективной реальности, осуществляемый в ходе практической деятельности людей.
Познание имеет в основе 2 уровня отражения , характеризующиеся спецификой их форм и связей этих форм между собой.
Чувственное познаниеосуществляется посредством органов чувств, биологически наследуемых, но развиваемых трудовой деятельностью человека. Для него характерно:
1. Непосредственность ( прямое воспроизведение отражаемого объекта ).
2. Наглядность и предметность возникаемых образов.
3. Воспроизведение объектов со стороны их внешних сторон и свойств.
Чувственное познание осуществляется в 3 формах, ощущениях, восприятиях, представлениях.
Ощущение – исходная, элементарная форма чувственного познания и дает представление об отдельной стороне, свойстве объекта (звуке, цвете и т.д.). В ощущении энергия внешнего раздражителя превращается в факт сознания.
Однако, мир состоит не из свойств и качеств, а из цельных предметов, явлений, процессов. Охватить эту целостность позволяет восприятие. Восприятие – синтез ощущений, формирующий ценный образ объекта. Оно зависит:
1. От самих объектов
2. От прошлого опыта
3. От психологического состояния и здоровья человека.
Оно позволяет видеть мир как взаимодействие предметов и процессов, взаимосвязь качеств и свойств в них.
Наглядное воспроизведений прошлых восприятий с помощью памяти рождает “Представление” – образ ранее воспринятого или созданного воображением явления. Представления более расплывчаты, чем восприятия, фиксируют характерное в предмете (общее), могут видоизменять облик предмета за счет воображения ( фантазии, мечты ).
Чувственный облик человека углубляется благодаря труду, речи и мышлению, но не способен формировать образ сущности познаваемых объектов. Эту ограниченность снимает рациональное познание .
Этот вид познания наиболее полно реализуется в мышлении – процессе обобщенного и опосредственного отражения действительности путем сознания абстракции.
Рациональное познание характеризуют:
1. Опора на чувственные данные;
2. Опосредованность (человек не контактирует с предметами о которых мыслит);
3. Обобщенность и абстрактность;
4. Воспроизведение объектов на уровне сущности, внутренних связей и отношений;
5. Связь с речью, фиксация в языке;
Оно осуществляется в форме понятия, суждения и умозаключение.
Понятие – это обобщенный логический образ предмета. Это означает, что оно лишено чувственности. Это мысль, в которой отражаются общие закономерные связи, существенные стороны, признаки предметов возникновение понятия это скачек от единичного к общему, от конкретного к абстрактному, от чувств к мысли, от явления к сущности.
Суждение – мысль, в которой связываются несколько понятий и отражаются отношения между различными вещами и свойствами т.е. утверждающая или отрицающая что-либо.
Умозаключение – мысль, посредством которой на основании имеющихся суждений выводятся новые суждения.
При анализе мышления выделяют уровень развития ума, как способности к мышлению. Различают рассудок – исходный уровень мышления, способность оперировать абстракциями в рамках заданной схемы. Разум – высшая ступень рационального познания , позволяющий творчески оперировать абстракциями, исследовать и создавать их.
Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 2376; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!