Традиции и новации в динамике культуры.



Культура без традиции сущ. не может. Именно традиция передает из поколения в поколение осн. программы социокультурной деятельности и именно традиция формирует менталитет, нравы, обычаи, худ. предпочтения народов, создавая тем самым нац. культуры. 20 в. можно рассматривать как время новаций во всех областях жизни, зачастуя здесь даже господствует новация ради новации, распр. попытки полностью отвергнуть традицию как нечто тормозящее культурное развитие. Постсовременная культура говорит сегодня о постмодернизме, кот. добивается «пересечения» культуры и новации: культура постмодерна в искусстве и ф. провозглашает себя «культурой кавычек», цитируя и перефразируя лучшие достижения общественной мысли прошлого. В процессе развития общества усиливалось взаимодействие культур. По мере того, как история становилась всемирной, возможность взаимовлияния культур незримо возросла. Но имеют глубокие корни и различия культур.

Традиции – социальное и культурное наследие, передающееся от поколения к поколению и воспроизводящееся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени. Традиции включают в себя объекты социокультурного наследия (материальные и духовные ценности); процессы социокультурного наследования; способы этого наследования. В качестве традиций выступают определенные культурные образцы, институты, нормы, ценности, идеи, обычаи, обряды, стили и т.д.

Новации – механизм формирования новых технологий и новых моделей поведения, которые создают предпосылки для социаокультурных изменений. Способность общества к адаптации, которая делает возможным разрешение непосредственно стоящих и насущных для общества и человека проблем, исторически вырабатывается в ходе осуществления ритуалов, в играх и др. видах деятельности, не составляющих насущной потребности, но, тем не менее, требующих формирования в человеческой культуре сложностей отражать действительность, трансформировать действия и вносить элемент новизны. Инновация зависит от человеческой способности к творчеству и возможностей сообщества принимать или адаптировать результаты этого творчества.

В новационной культуре новаторство доминирует над традиционностью. Её отличают следующие черты:

- размывание шкалы жизненных ценностей. Разнообразные девиации поведения не встречают особого негодования в обществе. Расшатывание морали, падение нравов;

- ослабление нормативности культуры. Коллективистское начало уступает место индивидуализму. Рост автономии личности, возможность самостоятельного определения жизненных целей, идеалов, форм и средств деятельности. Свобода личности – одна из важнейших ценностей;

- создание благоприятных условий для развития творчества, социальное признание его результатов. Интенсивное развитие искусства, науки, техники, высокий престиж знаний, образованности. Критичность и самостоятельность мышления. Вера в мощь человеческого разума.

 

Религия и искусство как форма духовного освоения реальности.

Религия возникла еще в древности и претерпев различные изменения продолжает оказывать влияние на поведение и поступки очень многих людей и в наши дни. Связано это с тем, что в истории человечества не было ни одного народа, который не знал бы религии. В любом обществе религия как часть культуры является одним из основных социальных факторов. Религия - это основа и фундамент положительных качеств в человеке. Она ведет его к человечности, любви к ближнему, сочувствию, порядочности, отзывчивости и терпимости. Истинная религия ведет человека к добродетели в борьбе с его низменными качествами характера и поощряет стремление к чистоте, любви и благородству. Она есть основа самосовершенствования человека и ведет его к бессмертию. Религия указывает человеку на превосходящие его силы, обладающие собственными законами. Они могучи , таинственны и не изведаны. Но все же не всегда влияние религии носит абсолютно положительный характер. Атеизм сыграл немаловажную роль и огромное влияние на современные сложившиеся народы мира.

Ф. как виду знания присущи также черты, характерные еще для одного вида познавательной деятельности — для художественного освоения действительности, т.е. для искусства.

Искусство — образное освоение действительности, здесь превалирует индивидуальное, единичное; естествознание — понятийная форма отражения, в нем преобладают обобщения разных уровней генерализации знания, в том числе в виде законов. Искусство тоже отражает общее, но это общее (типичное) представляется в конкретных, живых образах.

Иск-во направлено на постижение эстетического в самой действит.

В искусстве велико значение синтетического начала. Если в естественных науках до сих пор преобладал элементаристский подход и лишь в последние десятилетия системный подход стал играть все большую роль, не претендуя, однако, на полное вытеснение первого, то в искусстве целостность постижения объектов — сознательная, неизменная установка художников. В силу особен. восприятия мира художников, у которых преобладает синтетич. начало, оно от природы оказывается целостным; результатом их творчества оказыв. синтетичные, целостные и, в идеале, гармоничные, эстетически ценные произв.

Ф. произвед., если они действит. осмысливают бытие человека и окружающ. его действит., тоже оказываются личностными, выражающими личность и переживания философа, его отношение к действит. Поскольку переживания у разных философов различны, различны отношения, постольку и пониманий этого мира в философии множество. Результаты философствования тесно связаны, как и в искусстве, с индивидуальностью. Философия, отмечал В. И. Вернадский, является попыткой из личности познать сущее; в то время как научные истины в своем существе безлики, в философии личность отражается не только на процессе (что свойственно также и Науке), но и на самих результатах познания. «Произведения великих философов есть величайшие памятники понимания жизни и понимания мира глубоко думающими личностями в разных эпохах истории человечества. Они отражают: 1) прежде всего личность в ее глубочайшем размышлении о мире, а личностей может быть бесконечное множество — нет двух тождественных; 2) выработанное свое понимание реальности; таких пониманий может быть по существу не так уж много; они могут быть собраны в небольшое число основных типов. Но не может быть среди них одного единого, более верного, чем все другие. Критерия ясного и определенного для этого нет и быть не может». На этом своеобразии философского знания, сопоставимого с результатами творчества в искусстве, основан феномен личностного, так сказать, «внутреннего» неприятия читателями одних философов и влечения к произведениям других.

Рус. Ф. второй пол. XIX века Н.Я. Грот в 1880 году опублик. статью «Философия как ветвь искусства». Несмотря на разнообразие и переменчивость вкусов в отношении к произведениям музыки, живописи, поэзии и философии, все они обладают в одинаковой мере способностью, если только они хороши, всегда вызывать в нас впечатление чего-то великого или высокого, волновать нас чувством красоты и гармонии, хотя бы мы вовсе не разделяли общую их идею и не одобряли ее исполнение в частностях. Платон, Аристотель, Декарт, Спиноза, Кант во всяком человеке возбуждают такое же изумление и уважение к своим творениям, как Фидий, Софокл, Эврипид, Рафаэль, Моцарт и Шекспир. Далее Н.Я. Грот замечает: «Философские системы, как все творения художников и поэтов, всегда остаются достоянием личности и неразрывно связаны с именем своего творца. Вхождение в содерж. филос. знания и в творческий процесс философского познания таких компонентов, которые специфичны для иск-ва, можно проследить по множеству линий, начиная от собственно эстетич. представл., составл., кстати, весьма значит. часть филос. знания (раздел «Эстетика»), вплоть до т.н. «картины мира», занимающей важное место в фил. бытия. Общая, фил. «картина мира» содержит в себе также человеч., эмоцион. отнош. к миру, его оценку с точки зрения судеб индивида и человечества.

Родственность философии и искусства и их взаимопроникн., вплоть до слияния демонстрир. еще тем фактом, что несомненно фил. труды нередко обретали форму худ. произвед., а многие выдающ. поэты и писат. были философами-мыслит.

 


Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 369; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!