Понятие причин и условий преступности. Социальная обусловленность причин преступности.



Под причиной преступности понимается явление (или совокупность взаимосвязанных явлений), которое при определенных условиях порождает другое явление, рассматриваемое как следствие или действие. Причина создает возможность или вероятность определенного действия. Условия же способствуют процессу реализации этой возможности или вероятности наступления события.

Значительную роль в существовании преступности играют условия. Условия – это комплекс явлений, которые сами по себе не могут породить преступность (следствие), но служат определенными обстоятельствами, способствующими ее возникновению и существованию в реальном режиме времени.

В юридической литературе не раз высказывалось мнение о том, что негативные социальные условия жизни и есть причина преступности, так как они (условия) ее (причину) порождают. Согласно другой точке зрения, внешние обстоятельства сами по себе не могут порождать преступность, а потому не могут быть ее причинами – они способны только формировать причину либо способствовать совершению преступлений. Такой подход представляется предпочтительным применительно к причинам конкретного преступления, так как оно не может быть совершено без волеизъявления самого лица. Об этом свидетельствует тот факт, что при одних и тех же социальных условиях далеко не каждый человек становится на преступный путь. Применительно же к преступности в целом негативные социальные условия жизни выступают в роли причины и условий преступности.


Классификация причин и условий преступности.

1) по социальной природе причины и условия преступности подразделяются на:

Коренные причины – это социальные явления, отражающие природу данной общественной формации (экономические, политические, идеологические основы общества, базирующегося на частной собственности, социальное неравенство, эксплуатация, господство меньшинства над большинством). Падение нравственности, размывание общественных устоев, рост социальной напряженности, порожденной экономическими и политическими катаклизмами, значительно влияют на криминальную ситуацию в государстве.

Некоренные причины преступности – явления, непосредственно не связанные с существенными характеристиками данного общества и имеющие временный, преходящий характер.

2) по уровню действия различают причины и условия:

- преступности в целом (общие);

- видов (категорий) преступлений;

- отдельных преступлений.

Все эти причины дополняют друг друга и действуют системно.

3) по содержанию: социально-экономические, идеологические, политические, социально-психологические (негативные явления и процессы в сфере социальной психологии общества, общностей и индивидуумов), культурно-воспитательные, организационно-управленческие.

5) по сущностным характеристикам причины и условия преступности подразделяются на объективные, субъективные, объективно-субъективные.

Объективные и объективно-субъективные причины – устойчивые негативные явления, связанные с социально-экономическими противоречиями общества (характер труда, форма собственности, материальное благополучие и др.).

Субъективные причины – недостатки в различных областях социальной жизни. Они являются менее устойчивыми и могут быть ликвидированы в более короткие сроки, чем объективные и объективно-субъективные причины и условия.

6) по близости к событию (совокупности событий) причины и условия преступности подразделяются на:

- ближайшие и отдаленные,

- непосредственные и опосредованные.

7) по источникам возникновения причины и условия преступности подразделяются на:

- внутренние – связаны с противоречиями развития самого общества

- внешние – обусловлены криминогенным влиянием из стран ближнего и дальнего зарубежья.


Причины и условия преступности в Республике Беларусь на современном этапе.

К настоящему времени накоплен значительный эмпирический материал, характеризующий причинный комплекс (причины, условия, иные детерминанты) преступности в современной Беларуси. Его объективней анализ позволяет сделать принципиальный вывод, что причинный комплекс преступности – это совокупность обстоятельств, не привносимых в общество откуда-то извне, а коренящихся в нем самом, в реально существующих отношениях. С учетом изложенного и исходя прежде всего из потребностей практики в изучении причиненного комплекса преступности, целесообразно рассмотреть его в разрезе различных сфер (видов) общественных отношений.

Среди последних и в криминологическом контексте роль исходных, базисных играют социально-экономические отношения. Причем в качестве таковых они выступают не только применительно к экономической, имущественной преступности, что представляется достаточно очевидным, но и другим ее видам – насильственной, преступности несовершеннолетних и др.

С распадом СССР в начале 90-х гг. Беларусь перешла в стадию глубокого социально-экономического кризиса. Руководство республики вынуждено было стать на путь рыночного реформирования. Однако кризис затянулся и продолжается до сих пор, хотя уже и в менее тяжелой форме.

Изменения в социально-экономической сфере непосредственным образом сказались на образе жизни людей, особенно на содержании их потребностей.

Изменения в сфере материальных потребностей неизбежно влекут за собой рост корыстной мотивации поведения.

Имущественное расслоение на богатых и бедных, нарастание учтенной и скрытой безработицы порождает не только корыстную, но и агрессивную преступность.

Множество негативных явлений, отрицательно влияющих на состояние правопорядка, играющих роль сильно действующих криминогенных детерминант, накопилось в духовно-нравственной сфере общества.

Снижен престиж образованности, учености, профессионализма. Определенная часть населения отдает предпочтение легкодоступным видам деятельности, достижению успеха любой ценой.

Наблюдается общее ожесточение нравов, деморализация межличностных отношений, усиления индивидуализма, эгоизма и эгоцентризма.

Криминогенная значимые деформации духовно-нравственной сферы во многом обусловлены злоупотреблениями свободой слова в средствах массовой информации, пропагандой насилия, жестокости, «суперменства», культа наживы любой ценой, порнографии, тесная связь которых с преступностью давно известна.


15. Можно выделить 5 осн. концепций:

1. Концепция специфической причины. Объясн-я пр-ти в к-и закл. в отыскании возможности влиять на состояние и динамику пр-ти. Под причиной в фил-фии поним. явление, действие кот. вызыв., определяет, производит или влечет за собой др. явление (следствие). Фактор, выступ. как причина или условие прест. поведения, наз. криминог. Фактор, препятств. действию причины или условиям прест. поведения, наз. антикриминог. Различие между условием и причиной относ-но, поэтому нередко их объединяют термином «детерминанты». В некот. случаях причина может играть роль условия, и наоборот. Категория причинности имеет первостеп. значение в недостаточно развитых дисциплинах.

 Выделяют 2 осн. трактовки категории причины. Так, причина – это совок-ть всех необход. условий, без кот. определ. явление наступить не может. Однако соврем. научным представлениям больше соотв. идея о выделении в комплексе необход. условий гл. явления, порождающего др. явление (следствие). Это явление, связ. со следствием, наз. специфич. причиной. Гл. его задача закл. в «отсечении» от причины др. факторов. Концепция специфич. причины предпол. разграничение причин и условий в генезисе того или иного явления. Филос. осмысление категории причины указывает на нее как на наиболее активный фактор, тяготеющий к сущности явления. Основой теории причин преступности может служить категория социального противоречия. Именно противоречие является источником всякого движения, развития и изменения. В русле данной концепции впервые в кр-и была подчеркнута важность соц. условий, продемонстр. соц. детерминированность прест-ти, ее относит. независ-ть от воли и усмотрения отдельных людей, ее производный хар-р от условий соц. среды.

2. Концепция социального детерминизма. Франц. криминолог А. Лакассань вывел знамен. формулу: «каждое общ-во имеет тех прест-ков, кот. оно заслуживает».

В русле данной концепции впервые в кр-и была подчеркнута важность соц. условий, продемонстр-на соц. детерминированность прест-ти, ее относит. независ-ть от воли и усмотрения отдельных людей, ее производный хар-р от условий соц. среды. Концепция позволила превратить казавшиеся случайными и разрозненными факты в серьезный показатель господств. соц. условий. Впервые в истории человеч. мысли прест-сть стали рассм. в кач-ве соц. явления.Позиция соц. детерминизма в кр-ии влечет за собой чрезв-но важные выводы. Первый из них закл. в том, что, не изменив соц. условий, вызыв. к жизни п-я, тщетно было бы пытаться радикально повлиять на прест-сть. Если осн-нием прест-сти явл. объект. (т. е. не зависящие от воли людей) факторы, то прест-сть отныне перестает казаться всего лишь порождением эгоистич. устремлений некот. людей.

3. Примитивно-рационалистическая концепция. Философы-просветители (Монтескье, Вольтер) впервые сделали попытку противопоставить средневековому, теологич. объяснению мира объяснение, основан. на рацион., научном, во многом стихийно-материалистич. понимании природы и общ-ва. С этих же позиций они стремились определить понятия п-я, прест-ти и ее причин. Освобожд-е разума в эпоху Просвещения выступало как неизбежная предпосылка освобождения чел-ка, а стремление распростр. свет и знания разума – как высшая цель и предназнач. философии. В полит. плане это была борьба за права личности против влияния церкви и феод. гос-ва, за демократию против абсолютизма, за раскрепощение самого чел-ка от пут феод. завис-ти. Возникн-ю нового представления о личности прест-ка, а следов-но, и о причинах прест-ти, предшествовал один из наиболее грандиозных в истории соц. переворотов – смена феод. строя буржуазным, замена религ. мировоззрения ф-фией гум-ма и просвещения. Вопреки религ. догмам и теологич. пониманию причинности чел. поведения философы-просветители сформул. понятие п-я как акта свободной воли чел-ка, где он не игрушка в руках высших сил, но сознательно действ. и свободный в своих поступках индивидуум. В этот период радикально меняется представление об общ-ве, о природе человека. В центр системы общ-ва помещ. чел-к, наделенный неотъемл. правами, кот. «по природе обладает властью... охранять свою собств-ть, т. е. свою жизнь, свободу и им-во, от повреждений и нападений со стороны др. людей». Право собств-ти выступает здесь как данная от природы характ-ка чел-ка, забота о своем благополучии – законный центр. мотив его действий.

4. Антропологические концепции причин преступности. По убежд-ю тюремного врача, итальянца Ч. Ломброзо, в чертах прест-ка прис. характ. черты примит., первоб. чел-ка и животных. «Прест-к – это атавистическое сущ-во, кот. воспроизводит в своей личности яростные инстинкты первоб. чел-ва и низших животных». Эти инстинкты обладают отчетливо различимыми физич. чертами. По утв-нию Ломброзо, прирожд. инд. факторы – осн. причины прест. поведения. На основ. таких умозаключений Ломброзо разработал таблицу признаков прирожд. прест-ка, т. е. таких черт (сигм), по кот., выявив их путем непосредств. измерения физ. параметров того или иного лица, можно было, как он верил, решить, имеем ли мы дело с прирожденным прест-ком или нет. Первые же проверки таблиц Ломброзо показали, однако, что наличие у прест-ка особых физич. черт, отлич. его от всех остальных соврем. людей и сближающих с первоб. чел-ком, не более чем миф.


Дата добавления: 2018-05-09; просмотров: 1174; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!