Социальная философия.Общество
Социа́льная филосо́фия — раздел философии, призванный ответить на вопрос о том, что есть общество и какое место занимает в нём человек.
Социальная философия в этом понимании сближается с теоретической социологией. Различие заключается прежде всего в том, что социология занимается анализом общества и выявлением закономерностей в его существовании, в то время как философия выполняет критическую функцию. Социальная проблематика в философии восходит к античной традиции и прежде всего к текстам Платона («Государство») и Аристотеля («Политика»).
Среди наиболее влиятельных философских и социологических концепций общества можно отметить марксизм (Маркс, Энгельс) и неомарксизм (Георг Лукач), либеральную теорию (фон Мизес, Хайек), теорию массового общества (Ортега-и-Гассет), теорию менеджериального общества (Бернхэм), теорию тоталитарного общества (Юнгер, Арендт, Мангейм), теорию развитого индустриального общества Франкфуртской школы (Хоркхаймер и Адорно, Маркузе), теорию постиндустриального общества и информационного общества (Белл, Тоффлер), теорию общества «позднего модерна» (Гидденс) и теорию имперского глобализма (Хардт и Негри).
В современной социальной философии разрабатывается концепция социального натурализма (А.Н.Костенко), в соответствии с которой общество рассматривается как "третья природа", наряду с "физической природой" и "биологической природой". В соответствии с "теорией трех природ" А.Н.Костенко социальные феномены существуют по законам социальной природы так же как физические явления существуют по законам физической природы, а биологические - по законам биологической природы. Основной вопрос социальной философии, основанной на "теории трех природ", формулируется так: "Какова роль воли и сознания людей в общественной жизни, существующей по законам социальной природы?". В соответствии с концепцией социального натурализма этот вопрос решается следующим образом: роль воли и сознания людей заключается в том, чтобы познавать законы социальной природы и подчинять жизнь людей в обществе этим законам. Благодаря этому происходит социальный прогресс. Иначе - в обществе происходят кризисы, обуславливающие социальный регресс.
|
|
Основные факторы соц-историч развития
На протяжении всей истории человечества совместное существование людей являлось предметом познания. С возникновением философии представления об обществе стали неотъемлемым компонентом философского знания. Характерные для традиционной философии размышления об обществе и человеке чаще всего имели не специальный, а дополнительный, контекстуальный статус, и осуществлялись в русле разработки проблем онтологии, гносеологии, антропологии, этики, философии истории, философии права.
|
|
На ранних этапах это объяснялось синкретизмом слабой дифференциацией природного и социального миров и, соответственно, натуралистическим пониманием общества, на более поздних – постепенно наступившим осознанием сложности социальной жизни и ее феноменов. В итоге вплоть до середины XIX столетия социальная философия находилась в процессе, связанного с поиском собственного предметного ареала. Произошедшая в XIX веке институализация этих наук, приведшая к созданию социологии, политологии, культурологии, социальной психологии и др., способствовала кристаллизации предмета, структуры.
Во-первых,Существование этих принципиальных ориентаций определяет своеобразие философского знания одновременно и как специфически научного, и как мировоззренческого, выходящего за строгие рамки канонов научной рациональности, следование которым является обязательным для конкретных научных дисциплин.
Во-вторых, существование двух взаимосвязанных и взаимообусловленных подходов к познанию мира, классификация и определение которых восходит к Аристотелю. В изучении общества первый путь, представляющий собой путь познания общественных событий, явлений. Второй путь заключается в познании общественного бытия как такового и составляет предмет социальной метафизики, ориентированной на раскрытие глубинных закономерностей и ценностных параметров общественной жизни. Эти знания метафизического или метатеоретического уровня составляют первую принципиальную особенность социальной философии как учения об обществе.
|
|
39.Развитие общества как цивилизациооный процессВ современной социальной философии при объяснении факторов исторической динамики общества всё чаще используется понятие «цивилизация». Сам термин «цивилизация» (от лат. сivilis – гражданский, государственный) до сих пор не имеет однозначного толкования. В мировой философской литературе он чаще всего употребляется в следующих основных значениях:
1. Как синоним культуры (А. Тойнби).
2. Как определённая стадия в развитии локальных культур, характеризующаяся их деградацией и упадком (О. Шпенглер).
3. Как ступень исторического развития человечества, следующая за варварством (Л. Морган, Ф. Энгельс).
В последнее время понятие «цивилизация» легло в основу цивилизационного подхода к анализу социодинамики. Сущность этого подхода заключается в построении такой типологии общественных систем, при которой периоды развития социума анализируются на основе выделения качественно различающихся между собой технико-технологических условий развития, социально-этнических и социально-психологических особенностей тех или иных регионов планеты.
|
|
Существует несколько типологий цивилизаций. Одной из наиболее распространённых является выделение восточной и западной цивилизаций.
Западная цивилизация характеризуется целенаправленным стилем мышления, ориентированным на конкретный результат деятельности и эффективность социальных технологий, на изменение мира и самого человека в соответствии с человеческими представлениями и проектами. Для Западной Европы характерна установка на инновационный путь развития, для которого характерно сознательное вмешательство людей в общественные процессы, культивирование таких интенсивных факторов развития как наука и техника. В политической сфере для западной цивилизации характерны гарантии частной собственности и гражданских прав личности, стремление к установлению гармонии общества и государства, к формированию институтов гражданского общества.
Восточная цивилизация чаще всего характеризуется как традиционалистская, при этом обращается внимание на социально-политические и духовные особенности данного региона. В познании господствовал не логический, а интуитивный метод познания, что предполагало ненужность строгого понятийного языка. Высшей целью науки считалась трактовка трудов древних мыслителей, при которой демонстрировались идейная привязанность к классическим авторитетам. На Востоке доминировал художественно-образный стиль мышления.
Весьма широко распространены типологии цивилизаций в которых выделяются доиндустриальный, индустриальный и постиндустриальный периоды развития человечества
Доиндустриальное общество иногда ещё называется аграрным, традиционным, для него характерна ориентация на аграрный сектор экономики и хозяйства. Формирование индустриальной цивилизации связано с переходом к промышленно развитому обществу, где господствует массовое рыночное производство.
Постиндустриальная цивилизация характеризуется рядом новых особенностей по сравнению с индустриальной.
Развитие современной цивилизации характеризуется рядом особенностей. Среди них следует отметить так называемый «диалог культур», взаимодействие западной и восточной цивилизаций. С данным обстоятельством тесно связана и следующая особенность современной цивилизации, характеризующаяся как процесс глобализации. Нарастающие мировые хозяйственные и экономические связи реально объединяют все регионы Земного шара.
Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 390; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!