Западники» и «славянофилы» в русской философии 19 века.
Философская мысль в России начинает зарождаться в XI в. под влиянием процесса христианизации.
Оригинальные поиски русской философской мысли продолжались на протяжении XVI – XVIII вв. Эти поиски проходили в атмосфере противоборства двух тенденций. Первую тенденцию представляли славянофилы (центр – аристократический, европейски ориентированный Санкт-Питербург), вторую – западники (центр – Москва).
Старания славянофилов были направлены на разработку христианского миропонимания, опирающегося на учения отцов восточной церкви и православие в той самобытной форме, которую ему придал русский народ. Они чрезмерно идеализировали политическое прошлое России и русский национальный характер. Славянофилы высоко ценили самобытные особенности русской культуры и утверждали, что русская политическая и общественная жизнь всегда развивалась и будет развиваться по своему собственному пути, отличному от пути западных народов.
Западники, наоборот, были убеждены, что Россия должна учиться у Запада и пройти тот же самый этап развития. Они хотели, чтобы Россия усвоила европейскую науку и плоды векового просвещения. Западники мало интересовались религией. Если среди них и были религиозные люди, то они не видели достоинств православия.
Позитивизм и неопозитивизм. Принцип верификации.
Позитивизм:
Зарождается в 30-е гг. 19 века. Основоположник Огюст Конт. Он сформулировал основную мысль: все достоверные (позитивные) знания даются конкретными науками. Единственная задача философии – анализ самого процесса познания. Он решал эту проблему так: пытался выделить основные стадии исторического развития мышления, полагая, что это была сначала религиозная стадия, затем стадия метафизическая с умозрительными попытками находить причины сущего; затем научная стадия. Причем научное мышление отличается от метафизического тем, что наука строго придерживается фактов и старается точно описать их взаимосвязь. Вопросы же об общем характере бытия не являются предметом науки. Во 2-й половине 19 века позитивизму симпатизировало большое количество ученых. В 20 веке это направление получает название логического позитивизма (неопозитивизма).
|
|
Неопозитивизм:
Представители: Б. Рссел, Л. Витгенштейн, Р. Карнат (“Венский кружок”)
Неопозитивизм выдвинул программу анализа научного знания с целью очистить науку от вненаучных и философских допущений.
Выдвигалось 2 приема:
1. Определить в каждой области знаний исходные предложения, которые констатируют исходные факты.
2. Принцип верификации – проверки. Вводился тройственный критерий:
|
|
истинное, ложное, бессмысленное, для которых можно дать эмпирические указания. Положение, которые в принципе не поддаются такой проверке – бессмысленны. С этой точки зрения бессмысленным оказывалось все мировоззрение мышления и ряд общетеоретических положений гипотетического характер. Т.е. предполагалось создать строго научную систему знаний.
Экзистенциализм о человеке, его сущности и существовании и свободе.
Экзистенциализм – Философия существования.
Экзистенциалисты поставили вопрос о смысле жизни, о судьбе человека, о выборе и личной ответственности.
Экзистенциалистическая философия сосредоточена на проблеме духовной выдержки человека, заброшенного в иррациональный, вышедший из-под его контроля поток событий. Индивиду, чтобы устоять в этом мире, необходимо прежде всего разобраться со своим собственным внутренним миром, оценить свои возможности и способности.
Экзистенциалисты отрицают за миром всякую способность воздействовать на человека, побуждать его, определять его поступки. Тайна человеческого поведения состоит в его абсолютной необусловленности, спонтанности, индетерминизме.
Человек находится в ситуации личностного выбора: либо пассивно покориться существующей действительности, либо ответственность за прогресс общества взять на себя.
|
|
Человек делает самого себя, обретает свою сущность, уже существуя. Таким образом, нет заданной человеческой природы, никакая внешняя сила, никто кроме данного индивида не может за него осуществить его превращение в человека.
Философия неотомизма.
Неотоми́зм (от имени Фомы Аквинского) — официальная философия католицизма с 1879, современная версия томизма, который представляет собой христианскую адаптацию философии Аристотеля. Бог воспринимается как первопричина, вещи — как соединение материи и формы, процессы — как переход потенции в актуальность.
Неотомизм — философия современной католической церкви — основывается на учении Фомы Аквинского и имеет традиционную, объективно-идеалистическую ориентацию.
след за Фомой Аквинским, провозгласившим, что философия должна быть использована для защиты и обоснования католического вероучения, неотомизм принимает утверждение «Философия — служанка богословия». По словам Жильсона, философия свободна лишь в той мере, в которой она принимает контроль теологии, ее цель — интеллектуальная интерпретация истин откровения.
Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 213; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!