Категория единичного и общего, их методологическое значение.
Единичная– совокупность специфических, присущих лишь данному явлению свойств.
Общая – объективно существующее сходство, тождественность явлений определенного класса.
Особенная - реальность явлений в единстве единичного и общего.
Общее и единичное, расширенное до всеобщего, общего и единичного.
Всеобщее – присущее всем классам. Общее – то, что присуще классу. Особое – подклассу. Единичное - элементу.
Категория содержания и формы, их связь и взаимодополнительность.
Содержание – совокупность всех элементов и их связей, определяющая качественную определенность данного явления.
Форма – способ внешнего выражения содержания, его организации.
- Содержание определяет форму
- Форма обладает определенной самостоятельностью. Форма не может остановить содержание.
Категории сущности, явления, видимости и их значение в познании.
Явление – (выражение сущности во вне). Внешняя сторона предмета, представляющая собой совокупность таких свойств в которых проявляется сущность.
Сущность – (главное, устойчивое, определяющее в вещи). Внутрення сторона предмета, представляющая собой совокупность элементов, определяющая его глубинную природу.
- Сущность скрыта, на поверхности только явление. Явление богаче сущности.
- Сущность можно познать с помощью логического познания. Явление явлению, за которым скрывается сущность.
- Нам даны явления со скрытой в них сущностью.
15. Сущность и значение категорий возможности и действительности.
|
|
Возможность - неосуществимая действительность.
Действительность – реализованная возможность.
2 класса возможностей:
- Реальная возможность - осуществление которой не противоречит объективным законам.
- Абстрактная возможность - возможность, для реализации которой нужно пройти целый ряд этапов.
Невозможность (формальная возможность) - возможность, реализация которой противоречит объективной реальности (законам материального мира). Количественная мера возможности - вероятность (степень необходимого возможного).
Развитие - превращение возможности в действительность.
Парные категории – всеобщие, т.е. могут использоваться во всех науках => являются методологией.
Категории причины и следствия. Причинная связь
Причинная связь (казуальная) выражает генетическую то есть порождающую связь между явлениями.
Причина – (то, что порождает другое). Явление, которое порождает, обуславливает появление другого явления, как своего следствия.
Следствие – (то, что другим порождается). Явление, порождаемое другим, как своей причиной.
Категории необходимости и случайности. Необходимость и свобода.
|
|
Необходимость – (то, что должно быть) Выражает в явлении то, появление которое обусловлено закономерными необходимыми причинами.
Случайность – (то, что может быть) Выражает в явлении то, что обусловлено внешними, побочными причинами.
Случайность форма дополнения и проявление необходимости.
Бытие, как наиболее общая категория философии. Материальное и духовное бытие.
Онтология (Бытие) – философская наука о всеобщих определениях бытия сущего.
Бытие – философская категория, рассматривающая в единстве все существующие в мире явления и процессы.
- Бытие вещей (тел), процессов включает бытие вещей, процессов, состояний природы; бытие природы как целого и бытие «второй природы», то есть вещей и процессов, произведенных человеком.
- Бытие человека — как в мире вещей, так и специфически человеческое бытие.
- Бытие духовного (идеального) разделяется на индивидуализированное духовное и объективированное (внеиндивидуальное) духовное.
- Бытие социального делится на индивидуальное бытие (бытие отдельного человека в обществе и в процессе истории) и бытие общества.
Материальное бытие - это бытие природы, ее состояний, явлений и процессов; это мир вещей, созданных человеком.
|
|
Духовное бытие проявляется, во-первых, в форме индивидуализированного духовного бытия, неотъемлемого от данного конкретного человека, индивида. Это бытие реализуется в сознании и самосознании каждого из нас. Во-вторых, духовное бытие выступает в виде объективизированного, опредмеченного духовного бытия и проявляется посредством языка, различных символов и знаков, искусства, принципов поведения, принятых в обществе, через посредство достижений человеческого духа и мысли. Именно через освоение этого объективизированного духовного мира и происходит становление Человека в полном смысле этого слова; приобщение его к культурному и социальному наследию человеческой цивилизации.
Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 253; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!