Диалектика категорий, выражающих универсальные связи: единичное и общее, явление и сущность.



Единичное, отдельное, индивидуальное, философская категория, выражающая относительную обособленность, дискретность, отграниченность друг от друга в пространстве и во времени вещей, событий, присущие им специфические индивидуальные особенности, составляющие их неповторимую качественную и количественную определённость. Как Е. может рассматриваться не только отдельный предмет, но и целый класс предметов, если он берётся как нечто единое, относительно самостоятельное, существующее в границах определённой меры. Вместе с тем сам предмет есть некоторое множество единичных частей. Вещи, события абсолютно нетождественны, индивидуальны. Они занимают разное место, находятся в различных связях и обладают, следовательно, разными свойствами. События неповторимы. Явления подчинены принципу необратимости времени. Т. н. повторное отличается уже тем, что оно происходит в другое время и, следовательно, в новых условиях, накладывающих отпечаток на явление.

Общее ? философская категория, которая выражает сходство признаков предметов.
Всеобщее ? общее присущее всем без исключения классам.
Категории философии ? формы всеобщего.
Диалектика единичного и общего проявляется в их неразрывной связи:
1) Предметы ? всегда единство всеобщего, общего, обособленного и единичного.
2) Разграничение на единичное и общее относительно.
3) В процессе развития общее может превратиться в единичное и наоборот.
Превращение единичного в общее и обратно хорошо прослеживается в процессе социализации человека.
Противоположность индивидуальному ? типовое.

Сущность и явление, философские категории, отражающие всеобщие формы предметного мира и его познание человеком. Сущность - это внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия; явление - то или иное обнаружение (выражение) предмета, внешние формы его существования. В мышлении категории С. и я. выражают переход от многообразия наличных форм предмета к его внутреннему содержанию и единству - к понятию. Постижение сущности предмета составляет задачу науки.

Диалектика категорий, выражающих связи детерминации: причина и следствие; необходимость и случайность; возможность и действительность.

Принцип детерминизма ? все реальные явления, процессы детерминированы, т.е. возникают, развиваются и уничтожаются в результате действия определ?нных причин.
Причина ? явление, повл?кшее за собой другое явление.
Следствие ? явление, возникшее в результате действия причины.
Типы причинных связей:
I. однонаправленные причинно-следственные связи.
II. взаимодействие
Взаимодействие ? это, когда причина испытывает обратное влияние со стороны следствия.
Причинные основания ? совокупность всех обстоятельств, при которых наступает следствие:
§ причина
§ условие
§ мотивы и т.д.
Детерминизм ? концепция мира, которая основывается на принципах причинности и закономерности.
Формы детерминизма:
 механистический (лапласовский) ? причинная связь понимается как§ однозначная, т.е. определ?нное состояние системы определяет последующее состояние системы. Причинность ? необходимость.
§ статистический ? признание многозначного соотношения между причиной и следствием.
В причине заключается ряд возможностей и вариантов развития.
Индетерминизм ? отрицание закономерностей и причинной обусловленности явлений.
Казуальность ? похоже, то же самое.

Необходимость ? такая однозначная связь явлений, при которой наступление причины влеч?т обязательно за собой наступление следствия.
Случайность ? такая связь причины и следствия, при которой причинные основания допускают реализацию любого из множества возможных следствий.
Случайность также имеет причины.
Диалектика необходимости и случайности:
1) случайность ? форма проявления и дополнения необходимости
2) случайность может переходить в необходимость
Необходимость связана с динамическими законами, случайность ? со статистическими.
Вероятность ? мера возможности наступления случайного события.
Действительность ? то, что уже возникло, осуществилось. Это совокупность реализованных возможностей.
Возможность ? то, что содержится в данной действительности как предпосылка е? изменения и развития, нереализованная действительность.
Возможность и действительность ? 2 этапа закономерного развития явлений природы и общества. Возможности ? реальные и абстрактные:
§ реальные ? это, когда условия превращения возможности в действительность уже созрели или находятся в процессе становления.
§ абстрактные ? те, которые в данных условиях не могут превратиться в действительность
Возможности ? прогрессивные и регрессивные.
Условия превращения возможности в действительность:
1) в развитии природы это происходит стихийно
2) в общественной жизни:
§ объективные ? условия материальной жизни, процессы не зависящие от людей
§ субъективные ? сознательная деятельность людей

 


Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 206; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!