Конфликт и девиантное поведение: Эмиль Дюркгейм.



Для Дюркгейма свойственен подход, связанный с проблемой взаимоотношений общества и личности.

Для него общество есть «реальность suigeneric». Оно стоит над человеком, каждый индивид, появляющийся на свет, застает общество и его институты в готовом виде. Поколения людей сменяют друг друга, а система общественных институтов остается неизменной. Вся совокупность общественных связей и институтов скрепляется коллективным сознанием, которое и есть лишь другое название для общества. Коллективное сознание существует независимо от индивидуального. Индивид черпает свои представления об окружающем мире благодаря тому, что общество создает средства восприятия этого мира.

Важнейшей категорией социологии Дюркгейма является понятие солидарности. Это то, что соединяет индивидов, превращает их в некоторую целостность. Дюркгейм выделяет два вида солидарности – механическую и органическую.первая имеет в своей основе одинаковость отношения индивидов к обществу. Вторая основана на глубоко эшелонированном разделении труда.

Особое месть в социологии Дюркгейма занимает проблема нравственности, которую он противопоставляет отношениям, основанным на интересе. Если интерес и сближает людей, то лишь на несколько мгновений, – считает Дюркгейм. Нравственность рассматривается Дюркгеймом в качестве конкретной совокупности норм, воздействующих на реальное поведение индивидов через понимание ими своих прав и обязанностей.

Фундаментальные понятия социологии Дюркгейма –нормальное и патологическое состояния общественных отношений. Для каждого типа социальных отношений имеется своя социально допустимая норма патологии или отклонения. Так, преступления, самоубийства, психические заболевания или несчастные случаи, пожары, дорожные происшествия – все это явления нежелательные. Для каждого общества существуют свои нормы социальной патологии – преступлений, самоубийств, которые фиксируются социальной статистикой. Как правило, самоубийства совершаются в условиях нравственного кризиса. Далеко не все социальные потрясения порождают нравственный кризис в обществе. Война, например, ведет к усилению патриотических чувств, солидарности и внутренней сплоченности общества. Эти периоды характеризуются резким уменьшением самоубийств и даже психических заболеваний.

С точки зрения Дюркгейма, в настоящее время необходимо создать себе нравственность. Существенный компонент которой, заключается в регулировании конфликтов. «Точно так, как частные конфликты могут сдерживаться только регулирующим действием общества, заключающего в себе индивидов, так и интерсоциальные конфликты могут сдерживаться только регулирующим действием одного общества, заключающего в себе все другие.»

 

Теории поведения личности в конфликте

При анализе конфликта и выборе адекватных решений по управлению этим конфликтом необходимо учитывать типичные модели поведения личностных субъектов конфликтного взаимодействия. В настоящей теме рассматриваются некоторые теории, раскрывающие поведение личности в конфликте, обусловленное различными факторами.

Материал для самостоятельного изучения

Основные модели поведения личности в конфликтном взаимодействии

В литературе выделяют три основные модели поведения личности в конфликтной ситуации: конструктивную, деструктивную и конформистскую (табл. 5.1). Каждая из этих моделей обусловлена предметом конфликта, образом конфликтной ситуации, ценностью межличностных отношений и индивидуально-психологическими особенностями субъектов конфликтного взаимодействия. Модели поведения отражают установки участников конфликта на его динамику и способ разрешения.

Давая общую оценку приведенным выше моделям поведения, отметим, что желательной и необходимой моделью является конструктивная. Деструктивная же модель поведения не может быть оправданной. Она способна превратить конструктивный конфликт в деструктивный.

Таблица 5.1


Дата добавления: 2018-05-09; просмотров: 870; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!