Сущностные и прикладные функции социально-коммуникационных явлений



Отличительные особенности сущностных и прикладных функций

Сущностные функции Прикладные функции
Первичны, исходны. Вторичны, производны.
Независимы от социальных, экономических, политических условий в пределах археокультуры, палеокультуры, неокультуры. Зависимы.
Стабильны, неизменны, ограничены по составу. Динамичны, изменчивы, неограниченны по составу.
Раскрывают сущность данного предмета.   Раскрывают конкретные возможности использования данного предмета для решения текущих общественных задач.
Изначально и необходимо присущи данному предмету. Появляются в процессе создания или общественного использования предмета

Языку и речи присущи, согласно лингвистическим тео­риям, две сущностные функции: коммуникационная и по­знавательная, причем коммуникационная функция расщеп­ляется на коммуникационно-временную и коммуникационно-пространственную функции. Коммуникативно-временная — сущностная функция языка; коммуникативно-пространственная — сущностная функция речи. На этих функциях основаны многочисленные прикладные социальные функции, используемые на различных уровнях коммуникации — межличностном, групповом и массовом.

Документная коммуникация выполняет те же коммуни­кационно-временные и коммуникационно-пространственные сущностные функции, но в связи с искусственным происхождением документов им присуща еще одна сущностная функция, которая отсутствует у естественно воз­никших языка и речи - ценностно-ориентационная, и определяется она целевым назна­чением документа: нет бесцельно созданных документов. Прикладные функции документов обусловлены появлением ДОКС и коммуни­кационных служб, которые начали оформлять, тиражировать, хранить и распространять документы по заказам различных социальных институтов (церковь, государство, литература, наука).

Индустриальная ОКС, как и предшествовавшая ей рукописная и мануфактурная коммуникационные систе­мы, унаследовала три сущностные функции документов, но освоила еще две сущностные функции: функцию формирования документных потоков и поисковую функ­цию. Эти пять функций распределились между социаль­но-коммуникационными институтами (см. рис. 9.1) сле­дующим образом: нормативные институты выполняют коммуникационно-временную, коммуникационно-про­странственную и ценностно-ориентационную функции (в пределах народных пониманий правды, добра, красоты); общедоступные коммуникационные институты и специ­альные коммуникационные службы функционально спе­циализировались на кумулятивные, которым свойствен­ны коммуникационно-временная, коммуникационно-про­странственная, ценностно-ориентационная и поисковая функции, и некумулятивные, ограничивающиеся коммуникационно-пространственной, ценностно-ориентационной и функцией формирования документных потоков; доинституционные службы имеют ту же функциональную специализацию, что и некумулятивные институты.

Итак, сущностные функции всех коммуникационных явлений — от естественного языка и речи до социально-ком­муникационных институтов включают две основополагаю­щие функции — коммуникационно-пространственную и коммуникационно-временную; остальные сущностные функции наращиваются на их основе по ходу социально-культурной эволюции человечества.

Такое положение естественно и вытекает из опреде­ления социальной коммуникации как движения смыслов в социальном времени и пространстве; в противном слу­чае эти явления не были бы коммуникационными.

Либерально-демократические принципы функционирования социально-коммуникативных институтов.

Социально-коммуникационные права и свободы

Либерально-демократическая схема управления соци­ально-коммуникационными институтами свойственна пра­вовому государству. Правовым государством,в отличие от деспотии (тирании, охлократии), признается государ­ство, которому свойственны, во-первых, верховенство пра­ва, во-вторых, реальность прав и свобод граждан, в-треть­их, осуществление принципа разделения властей. Право — это не любой законодательный акт, принятый народным собранием, царский манифест или президентский указ, а независимая от воли законодателя реализация социаль­ной справедливости.Социально справедливым призна­ется удовлетворение абсолютных потребностей личности, социальной группы, общества в целом. Коммуникацион­ные потребности относятся к числу абсолютных, поэтому в правовом государстве законодательно защищаются ком­муникационные права и свободы граждан. Право — это мера (норма) свободы, поэтому о правах и свободах гово­рят одновременно. Коммуникационными свободамияв­ляются: свобода слова и печати, свобода союзов и собра­ний, свобода совести (вероисповедания). Ограничение этих свобод есть коммуникационное насилие.

Правовое государство, в котором нет коммуникацион­ного насилия и беспрепятственно реализуются коммуни­кационные права и свободы, есть идеал.. Английская, амери­канская и французская революции XVII и XVIII веков стали полигоном для практического опробования идей социальной справедливости, прав и свобод человека.

Первым юридическим документом, «первой деклара­цией прав человека» (К. Маркс) стала Декларация неза­висимости США,составленная Томасом Джефферсоном в 1776 г. В ней провозглашаются естественные права чело­века. В 1787 г. была принята Конституция США,где зафик­сированы демократические принципы организации и функционирования государственной власти. Первая поправка к Конституции, принятая в 1791 г., гласила, что правитель­ство США не имеет права использовать прессу в своих целях.

Другим классическим документом, отразившим либе­рально-демократическую идеологию, стала Декларация прав человека и гражданина,торжественно провозглашенная 26 августа 1789 г. во Франции. Декларация исходит из теории естественного права, в соответствии с которой че­ловек представляет собой самостоятельную ценность. Он от природы, с самого рождения наделен определенными, неотъемлемыми правами, которые не должны произвольно ограничиваться. Государство же, напротив, производно, воз­никает в результате «общественного договора» и призвано защищать неотъемлемые права человека. Опыт Франции, сводящийся к периодической отмене цензуры и новому ее восстановлению, довольно типичен.

Современное международное право, сформировавше­еся после Второй мировой войны, включает нормы, регу­лирующие сотрудничество государств в области прав и свобод человека.

Всеобщая декларация прав человекабыла принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. Несмот­ря на рекомендательность Декларации, она пользуется большим моральным авторитетом, стала основой для раз­работки международных пактов о правах человека. Всего в Декларации 30 статей. Перечислим те, которые касаются социально-коммуникационных прав и свобод:

Ст. 18. Каждый человек имеет право на свободу мыс­ли, совести и религии.

Ст. 19. Каждый человек имеет право на свободу убеж­дений и на свободное выражение их; это право облегчает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеж­дений и свободу искать, получать, распространять инфор­мацию и идеи любыми средствами независимо от государ­ственных границ (эта статья гарантирует свободу слова, свободу вхождения в социальную коммуникацию).

Ст. 26. Каждый человек имеет право на образование. Начальное и общее образование должно быть бесплатным. Начальное образование должно быть обязательным. Выс­шее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого.

Ст. 27. Каждый человек имеет право свободно участво­вать в культурной жизни общества, наслаждаться искус­ством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами. (В данном случае речь идет о праве свободного доступа к социальной памяти).

Развернутые и четкие формулировки социально-ком­муникационных прав и свобод содержатся в Междуна­родном пакте о гражданских и политических правах,принятом Генеральной Ассамблеей ООН в 1966 г. Про­цитируем некоторые из них.

Ст. 19. Каждый человек имеет право беспрепятствен­но придерживаться своих мнений. Каждый человек име­ет право на свободное выражение своего мнения; это пра­во включает свободу искать, получать и распространять всякого рода информацию и идеи независимо от государственных границ устно, письменно или посредством пе­чати или художественных форм выражения, или иными способами по своему выбору.

Ст. 20. Всякая пропаганда войны должна быть запре­щена законом. Всякое выступление в пользу националь­ной, расовой или религиозной ненависти, представляю­щее собой подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию, должно быть запрещено законом.

Ст. 21. Признается право на мирные собрания.

Ст. 22. Каждый человек имеет право на свободу ассо­циации с другими, включая право создавать профсоюзы.

Итак, можно сделать вывод, что в международном об­щественном мнении прочно утвердилась идея социально-коммуникационных прав и свобод, которая закреплена юридически в международных декларациях и договорах, разработанных под эгидой ООН. Всякое государство, являющееся членом ООН, не может игнорировать приня­тые мировым сообществом документы о правах человека.

2. Либерально-демократическая схемафункционирования социально-коммуникационныхинститутов

Либерально-демократическая концепция правового го­сударства отстаивает право гражданского общества на не­контролируемую государством хозяйственную, полити­ческую, семейную и социально-культурную деятельность. За государством остается роль «ночного сторожа», охра­няющего общественный порядок, безопасность, нрава и свободы граждан.

На рис. представлена схема индустриальной ОКС, построенной согласно либерально-демократическим принципам.

Схема включает 4 функциональных узла:

1. Публика — социальный заказчик в лице граждан­ского общества, добровольного потребителя коммуника­ционных продуктов и услуг.

2. Самоуправляющиеся социально-коммуникацион­ные институты (СКИ) в составе которых действуют: коммуникационные работники; менеджеры СКИ.

3. Государственное правовое регулирование — законо­дательные и нормативные акты, регулирующие права и свободы субъектов коммуникационной деятельности.

4. Правительственные, общественные, частные хозяй­ственные органы (учреждения, фирмы, предприятия, обще­ства), выступающие в качестве источников финансирования (учредителей, спонсоров) коммуникационных учреждений.

Частные фирмы охотно финансируют коммуникаци­онные учреждения, которые способны приносить при­быль. В этом качестве часто выступают шоу бизнес, ин­формационный сервис, средства массовой коммуникации. Общественные организации обеспечивают социальную коммуника­цию между своими членами, как правило, не преследуя коммерческих целей. На долю правительственных орга­нов приходится финансовая поддержка социально-ком­муникационных проектов национального значения и бес­прибыльных коммуникационных учреждений (учебных заведений, библиотек, музеев, архивов). Правительствен­ная поддержка осуществляется в следующих формах:

• Предоставление налоговых льгот частным лицам или фирмам, жертвующим деньги на образование, куль­туру, искусство.

• Прямое субсидирование через независимые эксперт­ные советы, принимающие решение о распределении суб­сидий без участия правительственных чиновников. Действу­ет так называемый принцип «длины руки», который при­зван держать политиков и бюрократов на расстоянии «длины руки» от распределения денежных средств, а также ограж­дать СКИ от прямого политического давления. Экспертные советы поддерживают, как правило, элитарное искусство и бесприбыльные проекты, следуя советам профессионалов.

• Прямое субсидирование через правительственные органы (министерство культуры, департамент культуры), которые ориентируются на принятые государственные программы и спрос населения, а не творческий поиск.


Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 580; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!