Философские подходы к построению теории коммуникации в XVIII-XIX вв.



На рубеже XVIII — XIX вв. в немецкой классической философии начинает разрабатываться категориальный аппарат, принципиально важный для построения ТК. Речь идет о категориях «субъект» и «объект».

Шлейермахер (немец) рассматривал проблему общения. Для него общение между людьми — это общение между индивидами, равными сторонами (субъект-субъектное отношение). Признание этого факта стало фундаментальной основой теории понимания (герменевтики). Он рассматривал герменевтику как «искусство постижения чужой индивидуальности». Помимо простой техники понимания и толкования различных сочинений, например священных текстов, герменевтика раскрывает саму интерпретативную структуру. Принцип герменевтического круга: для понимания целого необходимо понять его отдельные части, но для понимания отдельных частей уже необходимо иметь представление о смысле целого.

Семиотикановое направление исследования коммуникации, возникшее в XIX в. Семиотика уделяла особое внимание знаковой природе коммуникации, исследовала свойства знаков и знаковых систем, которым определенным образом придавалось некоторое значение. Основные принципы семиотики сформулировал американский философ и логик Ч. Пирс: «любая мысль — это знак, участвующий в природе языка», «мыслить без знаков невозможно». В любой коммуникативной ситуации можно выделить: знак в функции объекта и в отношении к интерпретатору. Не только человеческое мышление состоит из знаков, но и сам человек может быть понят как знак.

Ницше стал одним из ярких критиков коммуникации в XIX в. Он убежден, что мышление неотделимо от языка, но язык с необходимостью искажает реальность, подменяет жизнь-как-она-есть-сама-по-себе ее искусственной картиной, лишенной естественности, страстей, непосредственности, стихийности. Деиндивидуализация и универсальная применимость понятий — залог существования общества, члены которого должны иметь возможность «договориться».

Проблемы коммуникации в философии ХХ в.

Философская традиция изучения коммуникации в XX в. многообразна. Экзистенциализм (Хайдеггер,Ясперс, Сартр, Камю, Бердяев).Предмет и цель философских исследованийэкзистенциализма — внутренний мир личности,изолированной от общества. По своему характеру этофилософия человеческой некоммуникабельности.Термином «экзистенциализм» обозначается рядконцепций, сущность которых есть способпереживания личностью противоположной ей чуждойи враждебной действительности.

 «Персонализм» (Мунье). Кризис общения, характерный для первой половины XX в.,Мунье объяснял пороками индивидуализма. Онформирует изолированного человека, который постоянно защищается, онзавистлив и мстителен.

Диалогическая философия, исходным пунктом является понятие диалога. Утверждая первичный характер отношения Я — Ты, представители настаивают на том, что вне этого отношения человеческий индивид вообще не может сложиться в качестве «самости».

В герменевтике(Шпет, Хайдеггер, Гадамер) разрабатываются категории, важные для ТК. Среди них категории «понимание» и«интерпретация».Понимание — уразумение смысла или значения чего-либо. Интерпретация - истолкование текстов, направленное на понимание их смыслового содержания.

Неопозитивизм - аналитическое направление. Представлен:

Логический позитивизм. (Вайсман, Ган, Гедель, Карнап, Нейрат). Необходимо сформироватьсовершенный язык, не допускающий никакихнеопределенностей. Задачафилософии в том, чтобы очищать научныезнания от предложений, которые не имеют смысла.

Лингвистическая философия( Мур, Витгенштейн, Остин). Сторонники ее отказываются от жестких логических требований к языку, полагая, что объектом анализа должен быть естественный язык. Витгенштейн ввел термин «лингвистическиеигры»:уподобление логики правилам игры накладывает запрет на любые попытки подчинить язык единым логическим правилам, поставить логику над языком.

Семиотика в XX в. получила дальнейшее развитие в работах Морриса. Центральными понятиями стали понятия знака и семиозиса. Знак определяется как некий предмет, который выступает в качестве представителя некоторого другого предмета и используется для приобретения, хранения, переработки и передачи информации. Семиозис - процесс, при котором некое явление функционирует в качестве знака.

Критическая философия Франкфуртской школы (Хабермас)заострила вопрос о роли и значении коммуникации всовременном западном обществе.Рассматривает коммуникацию какдеятельность, которая опирается на строгие нормы,признаваемые сообществом людей. Такаякоммуникация позволяет избежать тотальногогосподства, разрушающего личность. Консенсус являетсяследствием коммуникации. Его функции состоят в том, чтобыпредупреждать принуждение со стороны какотдельных лиц, так и учреждений общественногохарактера, а также способствовать интеграцииобщества.

 


Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 654; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!