Методические рекомендации для выполнения практических работ
В главе приведены рекомендации по применению операторов языка Турбо Паскаль и примеры близкие по теме с практическими заданиями.
Тема 1: «Программы разветвленной структуры»
Условный оператор
Условный оператор позволяет проверить некоторое условие и в зависимости от результатов проверки выполнить то или иное действие. Таким образом, условный оператор - это средство ветвления вычислительного процесса.
Структура условного оператора имеет следующий вид:
IF <условие> THEN <оператор1> ELSE <оператор2>,
где IF, THEN, ELSE - зарезервированные слова (если, то, иначе); <условие> - произвольное выражение логического типа; <оператор1>, <оператор2> - любые операторы языка Турбо Паскаль.
Условный оператор работает по следующему алгоритму. Вначале вычисляется условное выражение <условие>. Если результат есть TRUE (истина), то выполняется <оператор1>, а <оператор2> пропускается; если результат есть FALSE (ложь), наоборот, <оператор1> пропускается, а выполняется <оператор2>. Например:
var
х, у, max: Integer;
begin
.......
if x > max then
у := max else
y := x;
При выполнении этого фрагмента переменная Y получит значение переменной X, если только это значение не превышает МАХ, в противном случае Y станет равно МАХ.
Часть ELSE <оператор2> условного оператора может быть опущена. Тогда при значении TRUE условного выражения выполняется <оператор1>, в противном случае этот оператор пропускается:
|
|
var
х, у, max: Integer;
begin
.......
if x > max then
max := x;
Y := x;
В этом примере переменная Y всегда будет иметь значение переменной X,а в МАХ запоминается максимальное значение X.
Поскольку любой из операторов <оператор1> и <оператор2> может быть любого типа, в том числе и условным, а в то же время не каждый из «вложенных» условных операторов может иметь часть ELSE <оператор2>, то возникает неоднозначность трактовки условий. Эта неоднозначность в Турбо Паскале решается следующим образом: любая встретившаяся часть ELSE соответствует ближайшей к ней «сверху» части THEN условного оператора [4]. Например:
var
a,b,c,d : Integer; begin
a := 1; b := 2; c= 3; d := 4;
if a > b then
if с < d then
if с < 0 then
с := 0 else
a := b; {а равно 1}
if a > b then
if с then
if с then
с := 0
else
else
else
a := b; {а равно 2}
Рассмотрим программу , которая вводит произвольное десятичное целое число в диапазоне 0...15, преобразует его к шестнадцатеричному и выводит на экран полученный результат.
Пример
Program Hex;
{Программа вводит с клавиатуры целое число в диапазоне от 0 до 15, преобразует его к шестнадцатеричной системе счисления и выводит результат на экран}
var
n : Integer; {Вводимое число}
ch : Char; {Результат}
begin
Write ( ',n = ' ) ;
ReadLn(n); { Вводим число }
|
|
{Проверяем число на принадлежность к диапазону 0...15}
if (n >= 0) and (n <= 15) then
begin {Да, принадлежит диапазону}
if n < 10 then
ch := chr(ord('0') + n)
else
ch := chr(ord('A') + n- 10);
WriteLn('n = ',ch)
end
else {He принадлежит диапазону}
WriteLn('Ошибка')
end.
В шестнадцатеричной системе счисления используется 16 цифр в каждом разряде: цифры 0...9 обозначают первые 10 возможных значений разряда, буквы A...F - остальные шесть.
В программе учитывается непрерывность и упорядоченность множеств цифр 0...9, букв A...F и их кодов.
Тема 2: «Программы циклической структуры»
Пусть, например, в какой-то точке программы необходимо игнорировать все ранее нажатые клавиши, коды которых еще не прочитаны из буфера, т.е. необходимо очистить буфер. Этого можно достичь следующим способом:
Uses CRT;
var
С: Char;
begin
while KeyPressed do
С := ReadKey;
.......
end.
При использовании процедуры ReadKey необходимо учесть, что в клавиатурный буфер помещаются так называемые расширенные коды нажатых клавиш. Если нажимается любая алфавитно-цифровая клавиша, расширенный код совпадает с ASCII-кодом соответствующего символа. Например, если нажимается клавиша с латинской буквой «а» (в нижнем регистре), функция ReadKey возвращает значение chr (97), а если «А» (в верхнем регистре) - значение chr (65). При нажатии функциональных клавиш F1...F10, клавиш управления курсором, клавиш Ins, Home, Del, End, PgUp, PgDn в буфер помещается двухбайтная последовательность: сначала символ #0, а затем расширенный код клавиши. Таким образом, значение #0, возвращаемое функцией ReadKey, используется исключительно для того, чтобы указать программе на генерацию расширенного кода. Получив это значение, программа должна еще раз обратиться к функции, чтобы прочитать расширенный код клавиши.
|
|
Т.е. код сканирования клавиши. Этот код определяется порядком, в соответствии с которым микропроцессор клавиатуры Intel 8042 периодически опрашивает (сканирует) состояние клавиш.
Следующая простая программа позволит Вам определить расширенный код любой клавиши. Для завершения работы программы нажмите клавишу Esc.
Uses CRT;
var
С: Char;
begin
repeat
С := ReadKey;
if C<>#0 then
WriteLn(ord(C))
else
WriteLnCO1 ,ord(ReadKey) :8)
until C=#27 {27 - расширенный код клавиши Esc}
end.
Операторы цикла
В языке Турбо Паскаль имеются три различных оператора, с помощью которых можно запрограммировать повторяющиеся фрагменты программ.
Счетный оператор цикла FOR имеет такую структуру:
FOR <пар_цик> := <нач_знач> ТО <кон_знач> DO <оператор>.
Здесь FOR, TO, DO - зарезервированные слова (для, до, выполнить);
|
|
<пар_цик> - параметр цикла - переменная типа INTEGER (точнее, любого порядкового типа, см. гл.4);
<нач_знач> - начальное значение - выражение того же типа;
<кон_знач> - конечное значение - выражение того же типа;
<оператор> - произвольный оператор Турбо Паскаля.
При выполнении оператора FOR вначале вычисляется выражение <нач_знач> и осуществляется присваивание <пар_цик> : = <нач_знач>. После этого циклически повторяется:
проверка условия <пар_цик> <= <кон_знач>; если условие не выполнено, оператор FOR завершает свою работу;
выполнение оператора <оператор>;
наращивание переменной <пар_цик> на единицу.
В качестве иллюстрации применения оператора FOR рассмотрим программу, осуществляющую ввод с клавиатуры произвольного целого числа N и вычисление суммы всех целых чисел от 1 до N .
Пример
Program Summ_of_Integer;
{Программа вводит целое положительное число N и подсчитывает сумму всех целых чисел от 1 до N}
var
i, n, s : Integer;
begin
Write('N = ');
ReadLn(n); . {Вводим N}
s := 0; {Начальное значение суммы}
for i : = 1 to n do {Цикл подсчета суммы}
s : = s + i;
writeln('Сумма = ',s) {Выводим результат}
end.
Отметим два обстоятельства. Во-первых, условие, управляющее работой оператора FOR, проверяется перед выполнением оператора <оператор>: если условие не выполняется в самом начале работы оператора FOR, исполняемый оператор не будет выполнен ни разу. Другое обстоятельство - шаг наращивания параметра цикла строго постоянен и равен (+1). Существует другая форма оператора:
FOR<пар_цик>: = <нач_знач> DOWNTO <кон_знач> DO <оператор>
Замена зарезервированного слова ТО на DOWNTO означает, что шаг наращивания параметра цикла равен (-1), а управляющее условие приобретает вид <пар_цик> = <кон_знач>.
Предыдущий пример можно модифицировать так, чтобы сделать его пригодным для подсчета любых сумм - положительных и отрицательных:
..................
s := 0;
if n >= 0 then
for i := 1 to n do
s := s + i else
for i := -1 downto n do s : = s + i ;
...............
Два других оператора повторений лишь проверяют условие выполнения или повторения цикла, но не связаны с изменением счетчика цикла.
Оператор цикла WHILE с пред проверкой условия:
WHILE <условие> DO <оператор>.
Здесь WHILE, DO - зарезервированные слова (пока [выполняется условие], делать);
<условие> - выражение логического типа;
<оператор> - произвольный оператор Турбо Паскаля.
Если выражение <условие> имеет значение TRUE, то выполняется <оператор>, после чего вычисление выражения <условие> и его проверка повторяются. Если <условие> имеет значение FALSE , оператор WHILE прекращает свою работу.
Рассмотрим пример, иллюстрирующий использование оператора WHILE. Найдем так называемое «машинное эпсилон» - такое минимальное, не равное нулю вещественное число, которое после прибавления его к 1.0 еще дает результат, отличный от 1.0.
Пример
Program EpsilpnDetect;
{Программа вычисляет и выводит на экран значение "машинного эпсилон"}
var
epsilon: Real;
begin
epsilon := 1;
while epsilon/2 + 1 > 1 do
epsilon := epsilon/2
WriteLn('Машинное эпсилон = ',epsilon)
end.
У читателя, привыкшего к непрерывной вещественной арифметике, может вызвать недоумение утверждение о том, что в дискретной машинной арифметике всегда существуют такие числа 0<X<eps, что 1.0+Х=1.0. Дело в том, что внутреннее представление типа REAL может дать «лишь» приблизительно 1014 возможных комбинаций значащих разрядов в отведенных для него 6 байтах. Конечно же, это очень большое число, но оно несопоставимо с бесконечным множеством вещественных чисел. Аппроксимация бесконечного непрерывного множества вещественных чисел конечным (пусть даже и очень большим) множеством их внутреннего машинного представления и приводит к появлению «машинного эпсилон».
Оператор цикла REPEAT... UNTIL с постпроверкой условия:
REPEAT <тело_цикла> UNTIL <условие>.
Здесь REPEAT, UNTIL- зарезервированные слова (повторять до тех пор, пока не будет выполнено условие);
<тело_цикла> - произвольная последовательность операторов Турбо Паскаля;
<условие> - выражение логического типа.
Операторы <тело_цикла> выполняются хотя бы один раз, после чего вычисляется выражение <условие>: если его значение есть FALSE, операторы <тело_цикла> повторяются, в противном случае оператор REPEAT. . . UNTIL завершает свою работу.
Для иллюстрации применения оператора REPEAT... UNTIL модифицируем программу из примера 2.3. Модификация (пример 2.7) состоит в том, что программа будет все время повторять цикл ввода символа и печати его кода до тех пор, пока очередным символом не будет символ CR (вводится клавишей Enter).
Пример
Program Codes_of_Chars;
{Программа вводит символ и выводит на экран его код. Для завершения работы программы нужно дважды нажать Enter}
var
ch : Char; {Вводимый символ}
const
CR = 13; {Код символа CR}
begin
repeat
ReadLn(ch);
WriteLn(ch,' = ',ord(ch))
until ord(ch) = CR
end.
Обратите внимание: пара REPEAT... UNTIL подобна операторным скобкам begin. .. end, поэтому перед UNTIL ставить точку с запятой необязательно.
Для гибкого управления циклическими операторами FOR, WHILE и REPEAT в состав Турбо Паскаля включены две процедуры:
BREAK - реализует немедленный выход из цикла; действие процедуры заключается в передаче управления оператору, стоящему сразу за концом циклического оператора;
CONTINUE - обеспечивает досрочное завершение очередного прохода цикла; эквивалент передачи управления в самый конец циклического оператора.
Введение в язык этих процедур практически исключает необходимость использования операторов безусловного перехода GOTO.
Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 370; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!