Специфика познавательного отношения человека к миру. Проблема познаваемости мира



Познавательная деятельная деятельность присуща только человеку. Высшая деятельность ориентирована на получение знаний. Истоки познавательной деятельности и её формы:

Процесс практического преобразования действительности (деятельности). 1-ая форма познавательной деятельности – практическое познание. След. Формы познания

Мифологическая, религиозная, художественная, философская. В качестве предмета познания выступают явления природы, сам человек и его внутренний мир, социум. Гносеология – наука, отрасль философии, изучающая познание. Раздел философии, изучающий проблемы природы познания отношения знания и реальности, исследующая всеобщие предпосылки познания, достоверные знания, условия его истинности, возможности и границы познания, формы и уровни. Проблемы:

Познаваем ли мир? Проблемы структуры познавательного процесса, проблема истинности, чувственного или рационального. Гносеологический оптимизм, скептический агностицизм - проблемы познаваемости мира.

Познавательный оптимизм утверждает, что мир познаваем и то, чего человек в процессе познавательной деятельности, может познавать сущность, открывать истины, объективную деятельность и её познавание. Скептицизм – выражающий сомнение. Гераклит - глаза и уши – фальшивые свидетельства. Скептики отрицают возможность достоверности знаний и не верили в возможность рационального обоснование нравственных норм, полагали, что в одном месте считали нравственным, в другом – не считали. Познание скептицизм – резкая направленность против концепций истинности, единым критерием которой считалась видимость. Агностицизм - отрицание познания. Это учение, согласно которому вопрос об истинности познания не может быть окончательно решён. Возникновение в связи с обнаружением измены относительно и несовершенство знаний. Наиболее последней формой агностицизм нашёл отражение во взглядах философа Юма. Всё познание имеет дело с опытом. Отношение с опытом. Логическим путём невозможно устранить различия м/у объектом и системой знания.

 

Проблема субъекта и объекта познания. Структура и основные закономерности познавательного процесса

Субъект – человек, который познаёт выделенный в процессе практической и познавательной деятельности, фрагмент объективной реальности; овладевает созданным человечеством, фактами, культурой, знания, сохраняет и воспроизводит их. Объект познания – то, что он познаёт. Познание – отношение м/у субъектом и объектом. м/у объектом и субъектом сущ. Несколько моделей:

объективно – натуралистическая – в ней главную роль отводят по существу, объекту познания, а само познание – процесс отражение объекта в сознании субъекта, субъект – отдельный индивид, который будучи природным существом, взаимодействует с объектом, его полесозерцание познаваемых предметов. субъект в роли наблюдателя. Объект - активно воздействует на субъекта. Всё знание чувственно-воспринимаемый объект.

субъективно-рефлексивная. Творческая активность субъекта, теоретическое осмысление объекта и самого процесса познания

полусубъектодеятельская

а. определение моментов в отношениях объекта и субъекта выступает активная творческая деятельность

б. субъект познания всегда социально-окрашенная.

В. Познавательная деятельность субъекта

Г. Все компоненты познавания относятся к треугольнику развития общества

 

41познание как постижение истины. Истина и заблуждение

Истина – соответствие наших знаний объектов действительности, которые становятся единственной проистиной.

Цель, итог познания – получение истинных знаний, достижение истины. Знание – это то, что наиболее существенным образом возвышает одного человека над другим. Истинное знание состоит не в знакомстве с фактами, которое делает человека лишь педантом или эрудитом, а в осмыслении фактов, которое делает его философом. Вопрос об истинности знания наряду с вопросом о его источнике относится к самым важным в теории познания. Что же такое истина?

Истина – это соответствующее объективной реальности содержание наших знаний. Она являет собой итог процесса познания. Истина – центральная категория теории познания, любой философской системы. «Истина – дочь времени, а не авторитета», – отмечал Ф. Бэкон. Гегель утверждал, что истина «есть великое слово и еще более великий предмет», так что у духовно здорового человека «при звуках этого слова должна выше вздыматься грудь». Самая серьезная потребность человека – это потребность познания истины. Она не подобна цветам, которые легко срывают по пути. Это ["далекая цель трудного пути познания. «Недостаточно f просто открыть глаза и уши, чтобы стать мудрым и знающим. Многие только потому и спорят против истины, что пропадут, приняв ее за таковую» (Гете).

Диалектический материализм рассматривает истину как процесс. Она не дается непосредственно и не является неизменным отражением объекта. Истина – ', результат последовательного, противоречивого процесса углубления познания.

Проблема истинности наших знаний включает два вопроса. Существует ли объективная истина, т.е. может ли в человеческих представлениях быть такое содержание, которое не зависит ни от человека, ни от i человечества? Если да, то могут ли человеческие представления, выражающие объективную истину, выражать ее сразу, целиком, безусловно, абсолютно или [только приблизительно и относительно?

Под объективной истиной понимается такое содержание наших знаний, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.

Скажем, утверждения «ядра атомов состоят из протонов и нейтронов» или «Земля вращается вокруг Солнца», «труд создал человека» и другие являются объективно истинными. Быть материалистом – значит признавать объективную истину, открываемую нам органами чувств и разумом.

Как же познается объективная истина? Это есть вопрос о соотношении абсолютной и относительной истины.

Диалектико-материалистический принцип развития относится и к истине, которая не возникает сразу, без всякого отношения к предшествующим взглядам, а развивается постепенно, ибо развиваются и объект познания, и способности, и средства субъекта познавать объект. Абсолютная истина в философии понимается в трех смыслах:

1) абсолютно полное знание обо всем, что было, есть и будет в мире;

2) моменты абсолютного, непреходящего знания в составе знания относительного;

3) так называемые «вечные» («окончательные») истины.

В первом случае абсолютная истина недостижима, но нет пределов все более полному «овладению» ею.

Во втором и третьем смыслах абсолютная истина «включается» в человеческое познание на каждом из его этапов, и таким образом истиной является не только абсолютная истина, т.е. полное и совершенно точное отражение действительности, но и приблизительное, неполное, т.е. относительная истина.

Относительная истина – это истина неполная, неокончательная, приблизительная. Она уточняется с ходом развития познания. Относительными являются, например, все гипотезы. Относительна точность наших измерений. В процессе познания мы переходим от относительных истин к абсолютным.

Таким образом, зависимость между абсолютной и относительной истинами имеет достаточно сложный диалектический характер. Как и при объяснении явлений природы и общества, диалектика и здесь противостоит метафизике, которая проявляется в форме догматизма и релятивизма. То и другое течение содержат в себе верные моменты, но односторонне преувеличивают их. Догматики признают только абсолютные истины. Истина, считают они, познается сразу, полностью или же не познается вовсе. Так считал, в частности, Дюринг. Критику его взглядов дал Ф. Энгельс в работе «Анти-Дюринг». Другой крайностью являются полное отрицание абсолютной и признание только относительной истины. На этой позиции стоят релятивисты (релятивизм присущ махизму, прагматизму, неопозитивизму). (Нет такого нелепого заблуждения, которое не нашло бы своего защитника.)

Некоторые течения современной западной философии, признавая относительность человеческих знаний, абсолютизирует эту относительность, превращая ее в полный релятивизм, отрицающий не только переход от относительной истины к абсолютной, но и само существование последней. Релятивисты абсолютизируют отдельные моменты процесса познания: его зависимость от психического состояния личности (экзистенциализм), от биологических потребностей и эмоций субъекта (Ницше и прагматики) или же от логических форм и теоретических средств, как-то: символики и совокупности терминологии координат и методов отсчета и т.п. (неопозитивисты и семантические идеалисты).

Диалектическо-материалистическая философия решительно отвергает сведение релятивного к чисто субъективному. Она включает в себя момент релятивизма, отрицания, скептицизма, но не абсолютизирует их. С точки зрения диалектического материализма разница между абсолютным и относительным тоже относительна. Если понятие «объективность истины» подчеркивает основную ее черту как верное отражение действительности, а понятие «относительная и абсолютная истина» – сам процесс ее познания, то понятие «конкретность истины» говорит о возможном практическом применении полученных знаний. Диалектический материализм исходит из того, что абстрактной истины нет, истина всегда конкретна. Это означает необходимость учета границы, пределов применимости результатов познания, а соответственно и их уточнения.

Принцип конкретности истины есть одно из гносеологических выражений внутренней противоречивости в природе и обществе, из чего вытекает необходимость всестороннего учета противоречий и различных тенденций развития. Эти принципы неразрывно связаны с анализом и осмыслением новых явлений, возникающих в научной практике и общественной жизни.

Но бывают времена, когда истина скрыта столькими покровами, а обман, заблуждение так прочно укрепились, что распознать истину может лишь тот, кто горячо ее любит. Истине противостоит заблуждение, принимаемое за истину искажённое представление о действительности. Было бы неверно считать заблуждение чем-то сугубо субъективным, что можно исключить при желании из познавательного процесса. Какими бы точными ни казались методологическая регулятивы и правила, указывающие дорогу к истине. Процесс познания осмысливается глубже, если выявить его особенности в науке.

Заблуждение вначале – точно желуди; затем они становятся мощными дубами, которые разум не в силах вырвать с корнем. И если человек не знает основ нравственности, наука об окружающем мире не принесет ему утешения в тяжкие минуты жизни.

 

42Понятие науки, ее структура и функции.

Наука - это исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, направленна на познание и преобразование объективной действительности, такое духовное производство, которое имеет своим результатом целенаправленно отобранные и систематизированные факты, логически выверенные гипотезы, обобщающие теории, фундаментальные и частные законы, а также методы исследования. Наука - это одновременно и система знаний и их духовное производство, и практическая деятельность на их основе.

Современная наука - чрезвычайно разветвленная совокупность отдельных научных отраслей. Предметом науки является не только внеположный человеку мир, различные формы и виды движения материи, но и их отражение в сознании, то есть сам человек. По своему предмету науки делятся на естественно-технические, изучающие законы природы и способы ее освоения и преобразования, и общественные, изучающие различные общественные явления и законы их развития, а также самого человека как существа социального (гуманитарный цикл). Среди общественных наук особое место занимает комплекс философских дисциплин, изучающих наиболее общие законы развития и природы, и общества, и мышления.

В естественных науках одним из главных приемов исследования является эксперимент, а в общественных науках - статистика.

Общенаучными логическими приемами являются индукция, дедукция, анализ, синтез, а также системный и вероятный подходы и многое другое. В каждой науке различается эмпирический уровень, то есть накопленный фактический материал - итоги наблюдений и экспериментов, и уровень теоретический, то есть обобщение эмпирического материала, выраженное в соответствующих теориях, законах и принципах; основанные на фактах научные предположения, гипотезы, нуждающиеся в дальнейшей проверке опытом. Теоретические уровни отдельных наук смыкаются в общетеоретическом, философском объяснении открытых принципов и законов, в формировании мировоззренческих и методологических сторон научного познания в целом.

 

43понятие метода и методологии. Методы и формы научного познания

Формы и методы научного познания

Метод - путь исследования, совокупность правил, приёмов и способов познания. Методология - учение о методах.

В наст. время методологические вопросы ставятся и решаются в русле таких течений:

- философия науки

- материалистическая диалектика

- феноменология

- структурализм

- пост позитивизм

- герменевтика - теории интерпретации текста. Любой метод разрабатывается на основе определённой теории. Классификация методов научного познания:

I. выделяют всеобщие, общие и частные методы научного познания

II. с учётом уровней познания выделяют методы эмпирического и теоретического исследования

III. в зависимости от структуры познавательной деятельности

выделяют обще логические методы познания. Методы эмпирического исследования:

- наблюдение

- эксперимент

- сравнение

- измерение

Наблюдение - целенаправленное восприятие явлений действительности. Исследователь не вмешивается в ход исследования. Наблюдение - непосредственное и с помощью приборов.

Измерение - даёт количественную сторону явления. Эксперимент - характеризуется вмешательством исследователя в ход события. Эксперимент - мысленный и с помощью приборов. Сравнение - устанавливает сходство и различие предметов. Методы теоретического исследования: 1. метод восхождения от абстрактного к конкретному. Задача теоретического анализа - дать целостный образ предмета, открыть законы его развития. Выделяют 2 этапа теоретического анализа:

1).образование абстракций, в которых фиксируются отдельные свойства целого. Движение от конкретного в чувственности к абстрактному; 2).движение от абстрактного к конкретному в мышлении, выявление сущности явления

2. исторический (описание истории реальных объектов) и логический

(общая направленность развития) методы. Они существуют в единстве

3. метод формализации - упорядочение какого-то фрагмента знаний с

помощью средств матем. Логики

4. моделирование - исследование объектов на основании модели. Модели - физические и знаковые. Обще логические методы познания:

- анализ - мысленное или реальное расчленение целого на части

- синтез - воссоединение целого из частей

- индукция - рассуждения от частного к общему, знания носят вероятностный характер

- дедукция - рассуждения от общего к частному

- аналогия - установление сходства в некоторых сторонах предмета на

основании имеющегося сходства в других сторонах

- абстрагирование - процесс отвлечения от ряда свойств изучаемого

явления и выявление интересующих свойств

- обобщение - установление общих признаков ряда объектов Логиka, методология и методы нayчного nознaния.

Для научного познания характерно наличие 2 уровней: эмпирического и

теоретического. Для эмпирического познания характерна фактофиксирующая деятельность. Теоретическое познание - это сущностное познание, осуществляемое на уровне абстракций высоких порядков. Пытаться решить поставленную проблему можно 2 путями: искать нужную информацию или самостоятельно исследовать ее с помощью наблюдений, экспериментов

и теоретического мышления. Наблюдение и эксперимент важнейшие методы исследования в научном познании. Часто говорят, что теория - это обобщение практики, опыта или наблюдений. Научные обобщения часто используют ряд особых логических приемов: 1)прием универсализации, который состоит в том, что общие моменты и

свойства наблюдаемые в ограниченном множестве экспериментов, распространяются на все возможные случаи. 2)прием идеализации, состоящий в том, что указываются условия, при которых описываемые в законах процессы происходят в чистом виде, т.е. так, как в самой действительности они происходить не могут. 3)прием концептуализации, состоящий в том, что в формулировку законов вводятся понятия, заимствованные из других теорий, и получившие в них достаточно точный смысл и значение. Важнейшие методы научного познания: 1)Метод восхождения от абстрактного к конкретному. Процесс научного познания всегда связан с переходом от предельно простых понятий к более сложным

- конкретным. Поэтому процедуру построения понятий, все более соответствующих действительным называют методом 1)

2)Метод моделирования и принцип системности. Состоит в том, что объект недоступный непосредственному исследованию заменяется его моделью. Модель обладает схожестью с объектом в свойствах, интересующих исследователя. 3)Эксперимент и наблюдение. В ходе эксперимента наблюдатель искусственно изолирует ряд характеристик исследуемой системы и изучает их зависимость от других параметров. В XX веке наука активно математизируется. Эмnиpичеckий и теоpетичеckий ypовни nознaния: методы и формы. В науке различают эмпирический и теоретический уровни познания. Для

эмпирического познания характерна фактофиксирующая деятельность. Теоретическое познание - это сущностное познание, осуществляемое на уровне абстракций высоких порядков. Оба эти уровня связанны, предполагают друг друга, хотя исторически эмпирическое предсшествовало теоретическому. Наблюдение и эксперимент важнейшие методы эмпирического познания. Наблюдение - преднамеренное, целенаправленное восприятие, имеющее целью выявление существенных свойств и отношений объектов познания. Исследование требует также и эксперимента, ставящего объект в определенные заданные условия, отвечающие целям исследований. В процессе научного познания применяется так называемый мысленный эксперимент, когда ученный в уме оперирует определенными образами и понятиями, мысленно создает нужные условия. Эксперимент двусторонен: с одной стороны он позволяет проверить и подтвердить гипотезу, с другой стороны он дает данные для новых

гипотез. Теория - это высшая, обоснованная, логически непротиворечивая система научного знания, дающая целостный взгляд на существенные свойства, закономерности, и.т.д. Теория - развивающаяся система верных, проверенных практикой научных знаний. Сердцевину научной теории составляют входящие в  нее законы. Многообразию форм современного теоретического знания соответствует и многообразие типов теорий, а также многообразие их классификаций. Различают описательные, математизированные, интерпретационные, дедуктивные.

 

48 глобальные проблемы современности

В процессе исторического развития человеческой деятельности происходит ломка устаревших технологических способов, а вместе с ними и устаревших социальных механизмов взаимодействия человека с природой. В начале человеческой истории действовали преимущественно адаптационные (приспособительные) механизмы взаимодействия. Человек подчинялся силам природы, приспосабливался к изменениям, происходящим в ней, изменяя по мере этого свою собственную природу. Затем по мере развития производительных сил возобладало утилитарное отношение человека к природе, другому человеку. Современная эпоха ставит вопрос о переходе к новому пути социальных механизмов, который следует назвать коэволюционным или гармоническим. Глобальная ситуация, в которой оказалось человечество, отражает и выражает всеобщий кризис потребительского отношения человека к природным и социальным ресурсам. Разум подталкивает человечество к осознанию жизненной необходимости гармонизации связей и отношений в глобальной системе "Человек - Техника - Природа". В связи с этим особое значение приобретает осмысление глобальных проблем современности, их причин, взаимосвязи, путей их решения.

Глобальными проблемами называют те, которые имеют общечеловеческий характер, затрагивают интересы человечества в целом и каждого отдельного человека практически в любой точке планеты. Например, угроза термоядерной катастрофы, угроза деградации природной среды и экологического самоубийства человечества, продовольственная проблема, проблемы борьбы с опасными для человечества заболеваниями и т. д. Все эти проблемы порождены разобщенностью человечества, неравномерностью его развития. Сознательное начало еще не стало важнейшей предпосылкой человечества как единого целого. Отрицательные результаты и последствия несогласованных, непродуманных действий стран, народов, отдельных людей, накапливаясь в глобальных масштабах, стали мощным объективным фактором мирового экономического и социального развития. Они оказывают все более существенное влияние на развитие отдельных стран и регионов. Их решение предполагает объединение усилий большого количества государств и организаций на международном уровне.

Все глобальные проблемы современности можно свести к трем основным группам:

1. Проблемы экономического и политического взаимодействия государств:

а) проблема предотвращения мировой термоядерной катастрофы и создания благоприятных условий для социального прогресса всех стран и народов;

б) проблема преодоления технологической и экономической отсталости развивающихся стран и установление нового международного порядка.

2. Проблемы взаимодействия общества и природы:

а) предотвращение катастрофического загрязнения окружающей среды;

б) обеспечение человечества необходимыми природными ресурсами (сырьем, энергией, продовольствием);

в) освоение мирового океана и космического пространства.

3. Проблемы взаимоотношений людей и общества:

а) проблема роста народонаселения;

б) проблема охраны и укрепления здоровья людей;

в) проблемы образования и культурного роста.

Прогнозируя будущее человечества, следует учитывать три важнейших обстоятельства. Во-первых, НТР, которая посредством автоматизации производства, интеллектуализации техники коренным образом изменяет место и роль человека в технологическом процессе. Во-вторых, НТР предполагает такого работника, который по уровню своего интеллектуального развития и разносторонности способен сформировать достойную человека искусственную среду его жизнедеятельности (ноосферу). Потребность в человеке универсальном, гармонически развитом, творчески активном и социально ответственном не выдумка философов. Становление человека новой формации выступает как технологическая, экологическая и экономическая необходимость. Без такого человека, который все свои решения и дела соизмерял бы с интересами и делами всего человечества, общественный прогресс невозможен. Следовательно, в-третьих, люди должны овладеть новым мышлением, перейти к новому типу рациональности. Рационализация общества, односторонне ориентированная на рост производства вещей или извлечение прибыли, оборачивается иррациональными катастрофическими последствиями для человечества в целом и каждого отдельного индивида. Такая рациональность должна быть заменена рациональностью гармонического развития. Только гармонизация отношения человека к природе и к другому человеку, осуществленная в планетарном масштабе, - залог спасения человечества. Не сама по себе красота спасет мир, а красота, ставшая отношением человека к человеку, внутренним источником полноценной творческой жизни каждого.

Глобальные проблемы человечества в XX веке.

В настоящий момент перед человечеством стоят следующие глобальные проблемы:

экология и жизненное пространство;

выживаемость человека;

войны и мир.

Беспрецедентный характер нынешней мировой истории заключается в том, что до сих пор человечество было господином творения на земле в том смысле, что ни силы природы, ни кто-либо из людей не мог уничтожить или даже прервать человеческий прогресс. Человечество издавна знало кризисы, вызывавшимися стихийными силами природы, как-то: землетрясения и наводнения, засухи, эпидемии и т.д. Однако кризисы эти порождались внешними для человека причинами, и сам он был лишь их жертвой. Кризисы, с которыми пришлось столкнутьс современному человечеству являются уже результатом деятельности самого человека, являютс уже результатом деятельности самого человека, носят антропогенный характер.

С изобретением ядерного оружия приобрела особое глобальное значение проблема войны и мира. В мире прогрессировало не только добро, но и зло. Зло концентрировалось в большей степени именно в войнах, которые разрушали все, что, создавалось людьми, и уничтожая самих людей. Первым средством в борьбе против войн должен быть отказ от войны как средства продолжени политики. Ныне стал очевидным ее иррациональный смысл, а точнее полная абсурдность как какого бы то ни было средства решения международных проблем.

Помимо глобальной атомной угрозы существуют и иные глобальные проблемы, порожденные кризисным состоянием взаимоотношения природы и общества в результате научно-технического развития. Среди них наиболее значимым является экологический кризис, выражающийся в повседневном загрязнении окружающей среды, одновременно с прогрессирующим истощением запасов планеты - ее земных и водных ресурсов. Для решения экологической проблемы необходимо правильно рационально и экономно использовать природные ресурсы. Один из рациональных способов организации природопользования - изменение производственной технологии, в чем воплощается непосредственно материальное взаимоотношение человека и природы. Но дл его осуществления требуется и изменение ценностных ориентаций человека - формирование его экологического мышления, новой экологической этики.

Еще одной не менее тревожной глобальной проблемой является проблема физического и нравственного здоровья человека. Информационные перегрузки, общий, все ускоряющийс ритм жизни особенно в гигантских, крупных городах, злоупотребление лекарственными препаратами, химические свойства которых по своим неблагоприятным для организма последствиям оказываются зачастую неизвестными - все это пагубно действует на человека. Это лишь маленькая толика из общего количества неблагоприятных для человека факторов.

 

49Единство и многообразие культурно-исторического процесса.

Авторы убеждены, что культуры вообще не существует, ибо она всегда конкретизирована в тех или иных образованиях, однако сущность ее едина.

Классификация культурного многообразия такова:

- по типам: а) исторически: культура античная, средневековая, Возрождения, нового времени, модерна, постмодерна, б) этноцивилизационно: культура Запада и Востока;

- по сферам: материальная и духовная;

- по культурно-стратификационным подсистемам: элитарная, народная, массовая (ориентированная не на творчество, а на потребление, от народной отличающаяся стремительной изменчивостью) + субкультуры: маргинальная (отщепенческая) и контркультура (бунтарская);

- по формам: мораль, право, политика, религия, мифология, искусство, философия и наука.

Многообразие форм и типов организуется в диалогическое пространство без ущемления чьей бы то ни было уникальности.

Дополнение: Вышеприведенный ответ хорош в качестве дополнения при ответах на вопрос № 39 Примерного перечня вопросов вступительного экзамена в аспирантуру Белгосуниверситета: «Понятие цивилизации. Единство и многообразие исторического процесса», а также вопроса № 41 из того же перечня (смотри выше).

42-аспирантам. Мораль и право как формы нормативной регуляции поведения.

Право (от русского «править») - система общеобязательных социальных норм, установленных или санкционированных государством, а также вся совокупность отношений, возникающие при правовом регулировании. Помимо правоведения право изучается философией права и различными социальными науками.

В трактовке права два основных подхода:

1 юстиционный (есть высшая справедливость (естественные права), которая превыше закона и закон должен ей соответствовать);

2) легистический (право – это всего лишь совокупность законов, реализующих волю властей или людей вообще).

Мораль (от лат. moralis — нравственный) – второй основной способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. Моральные нормы закрепляются в виде идеалов добра и зла, должного, справедливости и т. п.

В отличие от права исполнение требований морали обеспечивается лишь средствами духовного воздействия (общественной оценки, одобрения или осуждения). Мораль изучается специальной философской дисциплиной — этикой.

Мораль зачастую отличают от нравственности как должное поведение от реально существующих нравов.

Правовые и нравственные нормы закрепляют и запреты, и нормы должного поведения. После появления права, оно развивалось во взаимодействии с моралью, они дополняли и обогащали друг друга.

В современной философии различают обыденно-практическое и нормативно-теоретическое состояние морали и права.

43-аспирантам. Искусство как форма духовного освоения мира. Природа художественного творчества.

Искусство – форма человекотворчества, художественное творчество в целом, включая литературу, архитектуру, скульптуру, живопись, графику, декоративно-прикладное искусство, музыку, танец, театр, кино и другие разновидности художественно-образных форм освоения мира.

Философия искусства – эстетика. В истории эстетики сущность искусства истолковывалась тремя принципиально разными способами:

1) Искусство – отражение бытия;

2) Искусство - чувственное выражение сверхчувственного;

3) Искусство – продукт свободного человеческого творчества (самореализации).

В искусстве человек выражает себя и ищет истину художественными средствами.

Искусство делят по видам (литература, живопись и т.д.), разновидностям (например, поэма, роман, повесть), по родам (эпос, лирика и т.п.), жанрам (триллер, мелодрама и т.п.), историческим типам (барокко, классицизм и т.д.)

Природа художественного творчества полна загадок и здесь многое неисповедимо, спонтанно, интуитивно, требует врожденного таланта и трудолюбия.

Искусство не следует толковать прагматически, ибо в нем много бескорыстного любования и искусства ради искусства. Все произведения искусства являются носителями некоего смысла, не сводимого к его материальным носителям.

И далее уместен совершенно свободный рассказ на тему «Все, что я знаю об искусстве», но в самом общем виде и с использованием философского жаргона.

44-аспирантам. Религия как специфическая форма духовности.

Религия (от лат. religio — набожность, святыня, предмет культа) – вид мировоззрения (миропонимания), основанный на вере в существование сверхъестественного (бога, богов), определяющего происходящее и предписывающего людям нормы правильного поведения. В религию так же включают соответствующее поведение верующих – специфический культ (богослужение).

В религии все исходит от Бога, но у человека есть некая свобода выбора, делающая его ответственным за свое поведение и дающая ему возможности либо соблюсти Божьи предписания, либо понести наказание за строптивость.

Религиозный канон подается в облачении тех или иных мифов (сказаний, притч, священных писаний).

Исторические формы развития религии: племенные, национально-государственные (этнические), мировые (буддизм, христианство, ислам).

Можно дополнительно рассказать о том, как философия и религия соотносились между собой в различные периоды истории и у разных философов

 


Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 687; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!