Вопрос № 10 Средневек фил и ее проблемы(патристика,схоластика и проблемы универсалий)

Вопрос №8

Философия Платона (428-347 гг до н.э.)

В отличие от Сократа сведения о Платоне в основном верные. Его имя - Аристокл (светлый), Платон (широкоплечий) – прозвище. Его философия глубоко продумана, это целостная система(науки..)

Учение об идеях

Мир по всей природе двойственен – видимый мир изменчивых предметов и невидимый – царство идеальных сущностей.Мир идей божественен, совершенен, мудр и возвышается над неполноценным, призрачным миром чувств объектов. Идея Платона не только всеобщее, род, начало, причина, но и образ, образец. Идеи – источник бытия вещей. Задача человека – приближение к миру идей, где на вершине стоит идея Бога! Идея Блага – причина всего Правильного и Прекрасного.

Единое – Благо – трансцендентно – находится за пределами чувствительного бытия. Единое – это организующий принцип бытия, задаёт границы, определяет неопределённое. Единое, по Платону, есть принцип (сущность, субстанция) бытия. Вторая основа бытия –Ум – продолжение блага, одной из способностей души Третья основа бытия – Мировая душа, она выступает в качестве начала, объединяет мир идей с миром вещей(деление души..)

Теория познания.

как теория припоминания (анамнезис) – душа вспоминает пребывание в мире идей, происходит как бы переоткрытие того, что знала раньше. В память человеческой души заложены идея Блага, Красоты, Соразмерности и др. Создаёт первую систему из пяти категорий: сущее, движение, покой, тождество, различия. Одна категория вытекает из другой.

Социальная утопия Платона или Учение о идеальном государстве

Удовлетворять потребности человек может только сообща, это первый мотив создания государства. Пытается создать модель идеального государства, основанием которого выступают Благо, Справедливость

Выделяет четыре типа государств:

1. тимократия (власть честолюбцев);

2. олигархия (власть богатых);

3. тирания;

4. демократия (анархия).

Главный идеал – справедливость. Идеал – монархия или аристократическая республика(не демократия)

 

Вопрос № 9 Философия Аристотеля: учение о субстанции, теория познания, этика, учение о государстве.

Аристотель (384-322 гг. до н.э.)

Аристотель не соглашается с платоновским предположением об идеях как самостоятельных сущностях не зависимых от чувственных вещей. Аргументы:

1. идеи – простые копии, двойники чувств вещей и не отличаются от них по содержанию (идея человека);

2. идеи так удалены от вещей, что исчезают основания для их отношений;

у Платона противоречие – отношение как общего к частному (идея – вещь) и одновременно идея как сущность бытия вещей. В своём главном труде «Метафизика» Аристотель определяет философию как науку о причинах и началах, о «сущем как таковом». Аристотель ставит своей задачей решить проблему связи идеи и вещи, единого и многого.

Весь мир – ряд форм, которые располагаются в порядке всё большего совершенства. Здесь всё причинно обусловлено: материя связанна с формой, она связана с движущей причиной, а движущаяся причина – с целевой. Любая развивающаяся вещь обладает естественной способностью к изменению (семя – дерево). В связи с этим он выделяет четыре типа изменений:

1. субстанциональное;

2. количественное изменение (больше, меньше);

3. качественное;

4. пространственные изменения.

Теория Познания(бытие)

 Бытие Аристотель классифицирует по четырём группам

1)Бытие как категории – это роды или разряды Бытия. Здесь он выделяет десять категорий – субстанция (сущность), качество, количество…

2) Тенденция и актуализация они связаны друг с другом

3) Группа – бытие как акциденция – случайное бытие

4) Бытие как истина – она принадлежит человеческому интеллекту.

Первые две группы изучает метафизика (материя, форма и т.д.) Бытие, как истину, изучает логика (аналитика) – это орудие, которое используют все науки.

Этика Аристотеля

Общим принципом этики – средняя линия поведения. Особое место занимает идея справедливости: справедливым можно быть лишь по отношению к другому, а забота о другом и есть забота об обществе.

Теория познания(тетрадь)гносеология.

Учение о государстве По мнению Аристотеля причина возникновения государства – естественное стремление людей к совместной жизни и политическому общению.В работе Политея- цель гос-ва и скольо видов управленя властью.6 видов.Чиновники не правращали власть в источник своего дохода.

 

 

Вопрос № 10 Средневек фил и ее проблемы(патристика,схоластика и проблемы универсалий)

Классическая патристика (IX-X вв.) – это проблема тринитарная (учение о соотношении в Боге – отца и сына и святого духа) и христологическая (сочетание в Христе двух природ – божественной и человеческой), антропологическая (вопрос о божественной благодати и греховной природе человека в плане его спасения и искупления).

    Схоластика – рациональное доказательство Бога, креационизм, теодицея, провиденциализм, аввероизм – учение о двойственной истине (разума и веры) и проблема универсалий.

 Ярким представителем патристики был Августин Аврелий, по прозвищу «Блаженный» (354-430 гг.).

    Главные его работы: «О свободной воле», «О троице», «Исповедь», «Град божий», «Град земной».

    Родом из Северной Африки, жил в Карфагене.

Аврелий говорит о двух властях – государство и церковь. Обе власти от Бога, они легитимны, но у них разные задачи – у церкви – духовные, у государства – земные. Они должны поддерживать друг друга.

Он разрабатывает идеи Добра и Зла (теодицея) – богооправдание. Бог творит только благо, добро, оно заключено в людях, в обществе.

 

Схоластика.

Яркая фигура – Ансельм Кентербирийский. Он классический схоласт. Это философско-религиозное мировоззрение, где философия – служанка богословия. Здесь абсолютное подчинение мысли авторитету догмата. Знание разделяется на два уровня – сверхчувственное и естественное, первое даётся в откровении, второе – трактаты Платона и Аристотеля, оно ищется человеческим разумом. Для первого – авторитет Священное писание. И на первом и на втором истины уже заложены, их нужно отыскать, вывести из текстов и сделать правильные логические рассуждения и заключения.

Важной проблемой в схоластике была проблема доказательства сущности общих понятий и утверждениео том, что общее существует вне и до существования конкретных вещей. И второе – раз есть идея веры (своего рода тезис), то она требует рациональных доказательств, что и попытался сделать Фома Аквинский. Бог у него существует также реально как добро и зло.

В самой схоластике идёт борьба мнений вокруг вопроса – существует ли объективное содержание в общих понятиях – универсалиях или нет, если существует, то в какой форме? Проблема универсалий и партикулярий (общие понятия и отдельные вещи). У Платона идеи реально существуют, связаны с универсалиями, не зависимо от того воспринимают их люди или нет (крайний реализм).

У Аристотеля – универсалии (формы) – существуют в единичных вещах, через вещи с помощью мышления, можно познать универсалии. Они неотделимы от вещей (справедливость существует только в человеке, обществе). В средние века – универсалии существуют до вещей, независимо от них, так как всё творимое Богом из его мыслей – универсалий – они порождают вещи.   

 

№11 вопрос томизм: учение Фомы Аквинского.

Фома Аквинский (1225-1274 гг.) Томазо д’ Аквино. Основные работы: «Сумма теологии», «Сумма философии», «Сумма против язычников». Опирается на труды Аристотеля.

Томизм-это учение в схоластической философии теологии католицизма.

Учение о человеке.

Человек – социальное существо. Государство должно заботится о благе народа. Человек – единство души и тела. Душа активное начало, самосущна и обретает всю полноту в единстве с телом. Душа уникальна, носит личностный характер, она бессмертна. Личность – самое благородное явление во всей разумной природе Человек должен подчинятся двум законам – «естественному» и «божественному», который определяет превосходство церкви над государством, гражданским обществом. Христос на Земле – Римский папа.

Теория познания.

Фома Аквинский пытается решить проблему связи разума и веры, философии и веры. между наукой и верой нет противоречия , хотя христианские истины выше разума. Познание начинается с чувственного восприятия. Истина - соответствие интеллекта и вещи. Он выдвигает принцип: нельзя одновременно нечто утверждать и отрицать. На этом принципе основываются все остальные принципы логического мышления.

 

Учение об универсалиях.

Общее существует реально, но не в уме, не в виде идей, а в Боге! Общее- это бытие созданное Богом и моменты общего есть в любой вещи, но то что они есть – это связывает их в единое целое. Только Бог общее.

Логическое доказательство Бога!

Тетрадь)


Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 120; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!