Проблема первоначала в ранней греческой натурфилософии



В VIII - VII вв. до н. э. зародилась древнегреческая философия, восходящая к учениям «семи мудрецов». Одним из семи был Фалес — основатель Милетской школы. Фалес и его ученики Анаксимен и Анаксимандр переосмыслили мифологические представления о возникновении мира и создали философское учение о первоначале бытия — архэ. Фалес считал первоначалом воду, Анаксимандр – апейрон (безграничное, беспредельное), Анаксимен – воздух.

Гераклит из Эфеса (520 - 460 гг. до н. э.), утверждавший, что первоначало - это огонь, рассматривал всеобщую гармонию космоса (логос) как результат борьбы противоположностей, заложенных в природе вещей. Он сформулировал принципы диалектики – учения об изменчивости бытия и развитии мира.

Пифагорейская философия представляла собой синтез религиозных, научных, политических идей. Основателем пифагорейской школы был Пифагор, живший во второй половине VI - начале V вв. до н. э. Пифагорейцы рассматривали числа как сущности вещей, изучали природу чисел, отношения между ними. Они предприняли первую попытку постижения количественных отношений бытия.

Представители элейская философской школы были Ксенофан, Парменид, Зенон и Мелисс. Ксенофан занимался теологическими и космологическими проблемами. Он критиковал традиционную религию, утверждая, что люди сотворили богов по своему образу и подобию. Стремясь к натуралистическому объяснению природных явлений, Ксенофан рассматривал универсальное бытие как вечное и неизменное, что сообщает его философии черты метафизики.

Парменид (540 — 470 гг. до н. э.) считал, что мнений о любой вещи можно высказать много, но истина одна. Что же представляет собой истинное бытие? Лишь руководствуясь разумом, а не чувствами, можно найти ответ на этот вопрос. Бытие едино, неделимо, неподвижно и неизменно. Парменид указал три пути познания: путь разума, путь изменчивых мнений и путь мнений, достойных похвалы. Заявив, что бытие и мысль о бытии – одно и то же, Парменид выразил идею тождества бытия и мышления.

Противоречия между знанием рациональным и чувственным рассматривал ученик Парменида — Зенон Элейский. Зенон привёл примеры апорий – неразрешимых затруднений, возникающих на пути мышления, допускающего существование движения и делимости бытия. И хотя это противоречило очевидности, он доказывал, что летящая стрела в каждый момент покоится в определенной точке, а быстроногий Ахиллес не сможет догнать медлительную черепаху.

Анаксагор (500 - 449 гг. до н. э.) считал первоначалом бытия гомеомерии («подобные части»)— семена вещей, приводимые в движение космическим разумом - Нусом, илиУмом.

Учение Демокрита о структуре мира и природе человека

Демокрит (460 -370 гг. до н. э.) создал общую картину мира на основе учения об атомах - неделимых, вечных и неизменных частицах бытия. Многообразие явлений мира обеспечивается множеством форм и взаимодействием атомов, движущихся в пустоте. Процесс чувственного познания Демокрит рассматривал как результат взаимодействия атомов тел с органами чувств человека, но считал, что истина познаётся не с помощью чувств, а с помощью разума. Комбинации движущихся атомов порождают миры. Всё в мире происходит по необходимости, случайности не существует.

Ученик Сократа Платон (427 - 347 гг. до н. э.) основал Академию — философскую школу, сочетавшую черты научного сообщества и религиозной общины. Философия его обличена в художественную форму диалога. Платон был объективным идеалистом, поскольку утверждал существование неизменного сверхчувственного мира идей как «истинного бытия». Идеальное, общее существует вне материального и единичного и до него. Идеи представляют собой формообразующее начало, а материя рассматривается как потенциальное бытие. Мировая душа обеспечивает их целесообразное соединение. Идеи, материя и душа — источник существования предметного мира, упорядоченного демиургом, богом. Именно демиург преобразовывает хаос в космос, соединяет ум с душой, душу с телом.

Сущность, или эйдос, человека, по мнению Платона – это его душа. Процесс познания Платон представляет как припоминание душой тех сущностей, которые она непосредственно созерцала, находясь в идеальном мире отдельно от тела. Теорию познания Платона называют «теорией припоминания.

Природа человека, согласно Платону, определяется душой, состоящей из трех частей – разумной, вожделеющей и аффективной. От того, какая из этих частей преобладает, зависит судьба человека, направленность его деятельности, смысл жизни.

Диалоги «Государство» и «Законы» являются синтезом этико-философских и политико-правовых взглядов. В государстве существуют три сословия: правителей-философов, воинов, охраняющих государство, и ремесленников, занятых производством материальных благ. Принадлежность человека тому или иному сословию определяется способностями его души. В этом и состоит справедливость как главный принцип идеального государства.

 


Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 401; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!