Социально-философские идеи К. Маркса. Принципы материалистического понимания истории. (см. шпарг.)



Общая ф-я - диалектический материализм, в рамках которого развита теория исторического процесса - исторический материализм. Основными системообразующими принципами являются следующие: - принцип единства и целостности бытия как развивающейся универсальной системы, включая все формы действительности от объективной (материя) до субъективной (мышление). - принцип материальности мира, утверждение, что материя первична по отношению к сознанию, отражается в нем и определяет его содержание; - принцип познаваемости мира, мера его познанности, определяющей степень соответствия наших знаний объективной реальности, является практика; - принцип развития. Весь мир находится в непрерывном, постоянном диалектическом развитии, источник которого --- возникновение и разрешение противоречий; - принцип преобразования мира в целях достижения свободы личности на основе преобразования жизни общества и достижения равенства и братства. Диалектический материализм впервые распространяет мат понимание не только на природу, но и на общество. Отсюда теория прибавочной стоимости и теория исторического процесса.

Теория познания. Общественно-экономическая практика есть основа,цель и критерий познания. Практика порождает теорию, теория служит практике Практика есть единство субъективного и объективного, сознания и бытия, опредмечивания и рапредмечивания. Для Маркса объект --- это предмет приложения человеческих сил, то есть субъекта (чел, общ, гос).Действительность берется не созерцательно, а в форме приложения человеческой чувственной деятельности. Основные виды практики: обработка природы людьми(материально-производственная деятельность) и обработка людей людьми(социально-преобразующая деятельность). Вся общественная жизнь является практической. Практика связала теорию исторического процесса с гносеологией, была и в онтологии. Так как сущность сознания есть отражение в нем материальной жизни и условий, то процесс целеполагания у человека есть процесс отражения окружающего мира в форме образа предстоящей практической деятельности. Исторический материализм. Идея внести материализм в понимание общества есть основа всех общественных наук типа социологии. Исходный пункт: основа любого человеческого общества --- добывание средств к жизни. Отсюда базисом являются те отношения, в которые люди вступают при производстве своей жизни, который облекается надстройкой - политико юридической, общественной и др. Каждая система произ отнош возникает на определенном этапе развития производственных сил. когда есть соответствие, то производственные силы имеют большие возможности для развития (предметы производства, знания и опыт, человек). Когда пр отн отстают, то это почва для социальных революций. Надстройка-совокупность духовных образований (теории, учения, религия, искусство), отношений между людьми- идеология и учреждений и организаций -суды, партии, церковь и т.д.Надстройка вначале служит укреплению базиса, но в ходе развития и возникновения противоречий возникает новые надстроечные формы, активно воздействуя на базис. Новый базис вызревает в рамках старого, и кол перех в кач, революционный переход о одной ощественно-экономической формации к другой.

Материя как ф-ская категория. Основные формы движения материи.

Категория «материя» введена в ф-ю для обозначения объективной реальности. Существует множество определений этой философской категории, в качестве исходного: Материя — это объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им. На пути своего формирования понятие «материя» прошло несколько этапов; на первом этапе материя отождествлялась с той или иной природной стихией (огонь — у Гераклита, вода — у Фалеев, воздух — у Анаксимандра и т.д.); на втором этапе ма­терия отождествлялась с атомами, веществом, с комплексом их свойств (Демокрит, Гольбах, Гельвеций); на третьем — с объек­тивной реальностью (В. И. Ленин). В философском понимании категории «материя» можно вы­делить и четвертый этап, где эта категория предстает как сово­купность многих и многих атрибутов и (в определенной мере) в «снятом» виде содержит указанные ее трактовки. Это так на­зываемое субстанциально-аксиологическое представление о материи, которое берет свое начало в середине нашего столетия. На разных этапах развития научного познания существова­ли различные модели материи. Наиболее известными из них являются: • атомистическая модель (Демокрит); • эфирная модель (Декарт); • вещественная модель (Гольбах).

Понятие «материя», отражая предельно общие свойства объективного мира, является абстракцией. Не существует мате­рия вообще, как не существует человек вообще, стол вообще, бе­лизна вообще и т.д. Однако категория «материя» имеет под со­бой объективное основание: существование многообразной дей­ствительности НЕЗАВИСИМО от сознания и воли человека. Материя - это единственно существующая субстанция. Она вечна и бесконечна, несотворима и неуничтожима. Она есть causa sui, причина самой себя (Б.Спиноза). Все эти свойства неотделимы от материи и потому называются атрибутами. Известны и такие ее свойства, как отражение и движение, пространство и время, причинность и взаимодействие, качество и коли честно и др. Кроме атрибутов, неразрывно связанных с материей, различают еще иее модусы — такие свойства отдельных видов материи, которые характеризуют их различные состояния илиструктурные уровни развития (теплопроводность и электропроводность, получение или передача информации и т.п.). Материя немыслима без движения точно так же, как движе­ние немыслимо без материи. Если есть движение, то это движе­ние «чего-то», а не движение «само по себе», движение «ниче­го». «Движение, рассматриваемое в самом общем смысле сло­ва т.е. понимаемое как способ существования материи, как внутренне присущий материи атрибут, обнимает собой все про­исходящие во вселенной изменения и процессы, начиная от про­стого перемещения и кончая мышлением» — писал Ф.Энгельс.

Итак, движение — это всякое изменение вообще. Покой есть частный случай движения, его момент. Движение абсолютно, покой относителен. Не существует вечного состояния равнове­сия, состояния покоя. Это состояние когда-нибудь обязательно нарушается. Движение существует в различных формах, которые кроме общих свойств имеют и весьма существенные качественные от­личия. Можно выделить четыре основные формы движения материи, неразрывно связанные между собой: 1) ФИЗИЧЕСКАЯ Простое механичестое перемещение, изменение местоположения обьектов, движение элементарных частиц внутри­атомные и ядерные процессы, молекулярное или тепловое движение, электромаг­нитные и оптические и др. процессы 2) ХИМИЧЕСКАЯ Неорганические химические реакции, реакции,приводя­щие к образованию органических веществ, геологичес­кие процессы и др. 3) БИОЛОГИЧЕСКАЯ Различные биологи­ческие процессы, явления и состояния: обмен веществ, размножение, наследственносгь, приспособляемость, рост, подвижность, естественный отбор, биоценоз и т.п. 4) СОЦИАЛЬНАЯ Материальная и духовная жизнь индивида и социума во всех ее многооб­разных проявлениях Особым видом движения, изменения является развитие. Развитие — это такое количественно-качественное изме­нение объекта или его состояния, которое характеризуется направленностью, определенными закономерностями и не­обратимостью.


Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 229; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!