Основной вопрос философии и его стороны



Основной вопрос: 1- что первично материя или сознание дух или природа;2- познаваем ли мир;3- проблема “ мир-человек”. ОВФ – вопрос об отношении сознания к бытию, духовного к материальному, решение которого предопределяет поляризацию фил.учений, их принадлежность к одному из двух гл. направлений в ф. – материализму и идеализму. М.- одно из гл. ф. направлений, кот.признает объективность, первичность, несотворимость и неуничтожимость материи, существующей вне и незав. от сознания и выступающей первоосновой действительности. И. – одно из гл. напр. ф.; исходит из первичности духовного, мыслительного, психического и вторичности материального, природного, физического.

Основной вопрос философии (учебник)

«Великий основной вопрос всей, в особенности новейшей, философии,— подчеркивал Ф. Энгельс,— есть вопрос об отношении 'мышления к бытию». Важнейшее его содержание составляет альтернатива: «...что является первичным: дух или природа...» В целом же смысловое поле этой узловой философской проблемы образуют различные отношения человека как существа, наделенного сознанием, к объективному, реальному миру, припципы практических, познавательно-теоретических, художественных и других способов освоения мира. Одним из них, притом весьма важным, является принцип познаваемости мира.

В зависимости от того, как философы понимали данное соотношение, что принимали за исходное, определяющее, они составили два противоположных направления. Позиция, согласно которой мир объясняется, исходя из духа, сознания, получила название идеализма: в ряде моментов он перекликается с религией. Фи­лософы же, бравшие за основу миропонимания природу, материю, объективную реальность, существующую независимо от человеческого сознания, примыкали к различным школам материализма, во многом родственного по своим установкам науке. Существование этих радикально противоположных направлений определяется не только теоретическими причинами, но и обстоя­тельствами социально-экономического, политического, духовного развития общества, в свою очередь оказывая на него несомненное влияние.

 

Изучающим философию, а порой и тем, кто профессионально работает в данной области, бывает нелегко понять, почему и в каком именно смысле вопрос о соотношении материального и духовного является для философии основным и так ли это на самом деле. Философия существует более двух с половиной тысяч лет, и в течение долгого времени этот вопрос ни прямо, ни косвенно, как правило, не ставился философами. Для осознания мировоззренческой значимости полярности «материальное— духовное» потребовались века философского развития. Она отчетливо выявилась и заняла принципиальное место в период активного формирования собственно философской мысли (XVII —XVIII века), ее активного отмежевания от религии, с одной стороны, и от конкретных наук — с другой. Но и после этого философы далеко не всегда формулируют соотношение бытия и сознания в качестве основополагающего. Не секрет, что большинство философов не считало в прошлом и не считает сейчас своим важнейшим делом решение именно данного вопроса. На первый план в различных учениях выносились проблемы путей достижения истинного знания, природы нравственного долга, свободы, человеческого счастья, практики и др. Приведем, к примеру, точку зрения французского философа XX столетия Альбера Камю, который считает самой животрепещущей проблему смысла человеческой жизни: «Решить, стоит ли жизнь труда быть прожитой, или она не стоит этого,— значит ответить на основной вопрос философии».

Но может ли рассматриваться в качестве основного вопрос, который вообще не формулируется большинством философов? Может быть, он вводится postfactum(задним числом) в целях классификации философских направлений и позиций? Одним сло­вом, особое место в философии вопроса об отношении духовного к материальному не очевидно, его нужно пояснить, теоретически.обосновать.

Исторические этапы развития философии

 


Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 432; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!