Движение как атрибут материи.
Важнейшим атрибутом материи, способом ее существования наряду с пространством и временем является движение. В философском плане оно признавалось и изучалось еще древними греками (Гераклитом, Зеноном и др.). Однако в течение длительного времени в философии и естествознании движение понималось как механическое перемещение тел в пространстве. Только в XIX-XX вв. была разработана диалектическая концепция развития как всякого (количественного и качественного) изменения сущего.
Движение – неотъемлемое внутреннее свойство материи. Это означает, что материи без движения не существует. В этой же степени нет движения без материального носителя (вещества или поля). Всякое движение имеет определенную физическую меру. Такой мерой является энергия, и формула Эйнштейна E = mc2 устанавливает взаимосвязь физической меры движения с массой в любой ее форме.
Следовательно, один из основных законов движения состоит в его нерасторжимой связи с материей, ее объектами. Данная связь носит объективный характер, значит, само движение объективно. Оно бытийно, не зависит от каких-либо внешних субъектов, чьего-либо сознания, мирового Разума или воли индивида – всего подобного, кроме самой материи, первопричины ее собственных изменений, перемен.
Из этого проистекают и другие философские характеристики движения. Материя как объективная форма бытия имеет всеобщий характер, ввиду чего такой же характер присущ и движению. Все материальное бытие пребывает в состоянии изменений – без всяких исключений. Этот же принцип относится и к проявлениям духа, сознания, поэтому всеобщность движения относится ко всему сущему: материальному и идеальному. Другими словами, движение абсолютно.
|
|
С этим связаны также философские вопросы покоя. Он существует, но как явление временное, преходящее, относительное. Вещь покоится по отношению к другой вещи, находясь одномоментно в движении вместе с нею и всем окружающим. Значит, покой – часть всеобщего движения, его момент, хотя человек это не обнаруживает, не ощущает с помощью своих органов чувств. Люди воспринимают Землю устойчивой, покоящейся, между тем она непрерывно вращается вокруг Солнца и собственной оси.
В науке превалирует точка зрения, что движение, как и материя, не имело начала (в том числе и «первотолчка») и бесконечно.
Однако, если не было первотолчка и материю никто и ничто не толкает извне, то чем же объяснить сам факт движения? Философия любое движение трактует как самодвижение, т.е. всякий объект является одновременно и субъектом всех своих изменений, собственного движения. А его источником выступает борьба противоположностей, внутренних начал, которые составляют единство предмета и в то же время сталкиваются, отрицают друг друга.
|
|
В физической, химической, биологической, социальной средах эта борьба отличается большим своеобразием, установить которое – задача науки и философии. Так, простое перемещение тел обусловлено вскрытыми еще Ньютоном действием и противодействием механических сил; движение в биологической клетке вызывается противоположными процессами ассимиляции (лат. assimilare – уподоблять) и диссимиляции (лат. dissimilatio – расподобление); в обществе движущей силой выступает столкновение, борьба противоположных социальных сил, преследующих свои классовые, национальные и другие интересы. Особенности источника движения предопределяют и специфику механизма его осуществления, который также нуждается в конкретном изучении.
Наконец, требуют систематизации взгляды естествоиспытателей и философов на формы движения и его соотношение с таким понятием, как развитие. Формы движения в земных условиях целесообразно классифицировать, исходя из того, в какой сфере оно имеет место, и, соответственно, что является его материальным носителем.
Внутриядерное движение представлено взаимодействием заряженных частиц; физическое движение имеет место как молекулярное движение; химическое движение – как движение атомов внутри молекул; механическое движение выражено в перемещении тел в пространстве; геологическое движение охватывает тектонические и другие изменения в земной коре и планете в целом; биологическое движение присуще живой матери, биосфере; социальная форма движения – разнообразные общественные процессы.
|
|
Любое движение, независимо от его формы, философия трактует как способ существования бытия (материи и духа), как всякое изменение и взаимодействие объекта – субъекта. Движение проявляет себя как единство абсолютного и относительного, изменчивости и устойчивости, прерывности и непрерывности.
В процессе движения тот или иной объект может оставаться более менее устойчивым. При этом качественная его природа сохраняется: происходящие количественные изменения не меняют качественной определенности предмета. Движение способно также приводить к перестройке, изменению внутренней структуры тела, явления, процесса, что приводит к появлению качественно новых объектов.
Данный тип природного, социального и духовного движения в философии идентифицируется с развитием. Оно характеризуется как восходящее, прогрессивное, если структура объекта в ходе движения оптимизируется, становится более сложной, его организация повышается. Напротив, движение в обратном направлении, вспять ведет к деградации объекта, снижению параметров его организации. Тогда развитие определяется как регрессивное, сопровождающееся распадом, упадком и т.п. Обобщающими концепциями развития выступают диалектическая и метафизическая.
|
|
Законы диалектики
1. закон единства и борьбы противоположностей;
Закон единства и борьбы противоположностей раскрывается через категории: противоположность, противоречие, тождество, различие.
Противоположность – черты, стороны, признаки предмета, которые коренным образом отличаются друг от друга и вместе с тем не могут сущ. друг без друга, взаимно дополняют друг друга (день и ночь, добро и зло, верх и низ).
«Противоречие – это импульс, толчок к изменению и развитию предмета.
Различают виды противоречий:
1. Антагонистические и неантагонистические.
Антагонистические - это такие противоречия, которые сущ. между классами, группами, слоями, интересы которых различные, взаимоисключающие.
Неантагонистические – противоречия, противоположные антагонистическим. Этот вид противоречий характерен только для общества.
2. Внутренние и внешние.
Внутренние – противоречия между противоположными сторонами предмета (пр. между производством и потреблением).
Внешние - противоречия между данным явлением и другими явлениями (пр. между обществом и природой, живым организмом и внешней средой).
3. Основные и неосновные.
Основные - противоречия между ведущими (главными) сторонами предмета.
Неосновные - противоречия между другими сторонами предмета.
Сущность закона. Любой предмет обладает: противоположностями, которые в процессе взаимодействия приводят к противоречию. Противоречие дает толчок к изменению и развитию предмета.
2. закон перехода количественных изменений в качественные и обратно
Любой предмет и явление обладают как количеством, так и качеством.
Качество –
1. свойство предмета - такие черты и особенности предмета, которые характеризуют его способность взаимодействовать с другими предметами.
2. структура предмета, то из чего состоит предмет, из каких элементов
3. функции предмета, т.е. то, для чего предмет предназначен.
4. место предмета, т.е. является он исходным пунктом или его результатом, находится он в развитом или неразвитом состоянии.
Любое явление обладает как количественными, так и качественными показателями. Связь их проявляется в том, что количественные изменения не приводят к качественным до определенного момента, которым является мера.
Сущность закона. Проявляется в том, что количественные изменения по достижению определенного момента приводят к качественным, а качественные изменения приводят к определенным количественным изменениям. Данный закон показывает механизм развития предмета.
3. закон отрицания отрицания
Каждое явление, предмет, изменяясь, имеет определенный исходный пункт и результат. При этом результат данного процесса составляет исходный пункт дальнейшего процесса, который также имеет определенный результат. Так происходит в обществе, природе и мышлении. Одни явления отмирают, уходят в прошлое, другие становятся на их место.
Отрицание – такая связь старого и нового в процессе развития, когда новое возникает на базе старого под влиянием свойственных ему внутренних противоречий, преодолевает его и при этом сохраняет в той или иной степени, некоторые положительные черты, присущие старому.
Сущность закона. Закон отрицания отрицания показывает связь старого и нового в процессе развития, которая состоит в том, что новое качество отбрасывает старое и вместе с тем включает в себя, в преобразованном виде, некоторые черты, стороны старого. Данный закон носит противоречивый характер, показывает направленность развития предмета (явления).
Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 948; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!