Генезис Ф. Осевое время. Особ-ти древневост ф.
Осевое время. Понятие ввел Карл Ясперс. Это эпоха резкого поворота от мифологического сознания к научно-философскому, м/у 800-200 годами до н.э., одновременно проходила в Китае, Индии и на Западе. В Китае в это время был Конфуций, в Индии – Будда, в Иране – Заратустра. В это время человек осознает бытие в целом, самого себя и свои границы. Перед ним открывается ужас мира и собственная беспомощность. Он ставит радикальные вопросы, требуя освобождения и спасения. Осознавая свои границы, он ставит перед собой высшие цели.
В это время появляется потребность в научных знаниях об окружающем природном мире.
Все учения осевого времени отличаются рационализмом и стремлением человека к переосмыслению существовавших до этого норм, обычаев и традиций.
Характерной особенностью восточной философии является нерасчлененность исследования: любая проблема рассматривается одновременно с позиций антологии, гносеологии, аксиологии и т.д.
Философия и наука на Востоке до ХХ в. были тождественными. Отсюда – практическая направленность философских принципов и их использование в различных областях человеческой деятельности.
Смыслом жизни в странах Востока является самоизменение, а идеалом самоизменения выступает древность. Философия была призвана комментировать древние книги.
Конфуцианство возникло в Древнем Китае спустя 300 лет после смерти Конфуция. (II век до н.э)
|
|
Главными в Конфуцианстве были вопросы этики, морали и управления государством.
Основным принципом конфуцианской этики является понятие жэнь ("гуманность") - высший закон взаимоотношений людей в обществе и семье. Жэнь достигается путём нравственного самоусовершенствования на основе соблюдения ли ("этикета") - норм поведения, базирующихся на почтительности и уважении к старшим по возрасту и положению, почитании родителей, преданности государю, вежливости и т. д.
Согласно конфуцианству, постичь жэнь могут лишь избранные, т. н. цзюнь цзы ("благородные мужи"), т. е. представители высших слоев общества; простолюдины же - сяо жэнь (дословно - "мелкие людишки") не в состоянии постичь жэнь.
+
Конфуций развивал принципы государственного управления. До сих пор эти принципы лежат в идеологии Китая. Основополагающая идея – Идея Неба. Небо – это первопредок, наделенный разумом. Вся жизнь Человека предопределена Небом.
Согласно конфуцианству все люди были разделены на пять категорий.
1 - люди привычки, живущие повседневной животной жизнью; их понятия дальше глаз, ушей и рта не простираются.
2 - люди грамотные, образованные, живущие в соответствии с законами и обычаями.
|
|
3 - люди здравого смысла, одинаковые в горе и радости, невозмутимые философы, умеющие говорить и молчать.
4 - люди прямодушные и истинно добродетельные.
5 - люди, совершенные во всех отношениях.
Человек по мнению Конфуция изначально добродетелен. Он обладает следующими добродетельными импульсами:
Любовь к людям
Справедливость
Искренность
Любовь к родителям
Эгоизм человека мешает его проявлению любви. Эгоистичные люди – ничтожества, добродетельные люди – благородные.
В основе учения о государстве лежит принцип стремления к добру. Главное – это не закон, а добродетель.
Считалось, что Император поставлен Небом специально, чтобы сделать народ добрым.
Буддизм возник в Индии в VI в. до н.э.
В буддизме огромную роль играла этическая сторона. Следуя «восьмеричному пути» человек должен полагаться на самого себя, а не искать помощи извне. Буддизм не признавал существование бога творца, от которого зависит все в мире, в том числе и человеческая жизнь. Причина всех земных страданий человека заключается в его личном ослеплении; неспособность отказаться от мирских желаний. Лишь погашением всяких реакций на мир, уничтожением собственного «я» можно достичь нирваны.
|
|
Основатель буддизма – принц Сиддхартха Гаутама, который потом стал называться Буддой. Будда рассматривал мир как поток постоянно изменяющихся частиц бытия – дхармы (‘держать’, ‘утверждать’) – это стихийные носители собственной жизненной энергии, из к-ых состоят все проявления человека: любовь, ненависть, страх, ложь. Мир – это постоянно меняющиеся дхармы. Они появляются, исчезают и снова появляются. Бытие человека – это также поток дхарм.
Сансара – это перерождение души. Если человек только подумал о плохом, значит в следующей жизни он будет находиться на низшей касте. Если сказал это – то превратится в животное, а если совершил – то в камень у дороги.
Будда отрицал бессмертие души, т.к. он полагал, что в человеке не существует целостной субстанции.
В основе буддизма лежит четыре истины, выражающих суть нравственной жизни человека:
Страдание пронизывает все человеческое существование (считалось, что даже наслаждение требует от человека определенной усилие, т.е. даже наслаждение – это страдание)
Две причины страдания:
- сансара, движение дхарм
- желание удовлетворить свои чувства
Необходимо ликвидировать те причины, которые порождают эти чувственные желания
|
|
Есть выход – НИРВАНА (угасание страданий)
Путь к Нирване состоит из 8 ступеней:
1. истинная вера
2. истинная устремленность /искоренение дурных поступков, неприязни к людям/
3. истинная речь /отказ от лжи/
4. истинное поведение /отказ от причинения зла кому-либо/
5. истинный образ жизни /не ради себя, а ради других/
6. истинная мысль /не лгать себе в мыслях/
7. истинная память /необходимо помнить о Сансаре Карме/
8. истинная концентрация /совокупность приемов позволяющих обуздать свои мысли и чувства/
Нирвана – это состояние, которое характеризуется абсолютной мудростью, абсолютной добродетелью и полным освобождением от страданий.
Античная ф.
Античная философия охватывает преиод с 6в до н.э. по 529г н.э.
Хар-ка этапов.
1) часто называют досократовским, носит космоцентрический характер и сохраняет вначале черты мифологии. На первом этапе развития греческой мысли не всегда осознается различие между понятиями и реальностью, бытием и мышлением, что приводит к их неявному или явному отождествлению. Это нашло отражение в построениях философов милетской школы, Гераклита, у которых нелегко провести границу между водой Фалеса, воздухом Анаксимена, огнем Гераклита как всеобщими сущностями, образующими начало бытия, с одной стороны, и соответствующими чувственно воспринимаемыми природными стихиями — с другой. Вместе с тем принципиально то, что впервые ставится вопрос о соотношении чувственных данных и понятий. Противоречие между чувственной всеобщностью и всеобщностью понятия начинает стимулировать развитие мысли. Открывается новый мир — мир мысли.
2) Классический - период расцвета греческой философской мысли — отличается от первого:
1. значительным качественным расширением предметного поля философии,
2. развитием категориальных средств постижения бытия и богатством мыслей, опередивших свое время;
3. появлением в рамках общефилософских представлений зачатков научного знания и логики, которые впоследствии оказали существенное влияние на все сферы человеческой деятельности. В частности, к Платону восходит мысль о философии как интеллектуально-духовной деятельности по преодолению противоречия между несовершенством наличной материальной данности и совершенством мира идей. Подобное противоречие — не внешнее для мыслящего субъекта, а выступает как личная проблема, решение которой приводит к совершенствованию. преображению, одухотворению человека.
Это этап расцвета греческого типа философии, наиболее полная реализация конструктивных возможностей разума.
3) эллинистический — характеризуется включением элементов восточной культуры. Зан-ся этическими проблемами: как найти счастье. Так, стоики и эпикурейцы больше интересуются философией практически, нежели с точки зрения Истины и Блага в традиционно греческом их смысле. Тем самым меняются акценты в понимании предмета философии, сужается сфера ее интересов, возрастают скептицизм и критицизм в противовес конструктивному мышлению предшественников, появляются эклектические философские течения.
Раннегреческая философия
Главным вопросом был вопрос о первоначале мира.
Родоначальник греческой философии Фалес первоосновой бытия считал воду. Он утверждает, что все вещи возникают из воды и, разрушаясь, вновь превращаются в воду.
У Анаксимена таким первоначалом является - воздух.
У Анаксимандра - апейрон ("бесконечное") - неопределенное, вечное и бесконечное, постоянно находящееся в движении первоначало.
Гераклит - мир представляет собой огонь. В основе изм-я огненного мироздания – противоречие. Борьба явл-ся источником изменений.
Мир по Гераклиту - упорядоченный Космос. Он вечен и бесконечен. Он не создан ни богами, ни людьми, а всегда был, есть и будет вечно живым огнем. Все предметы и явления природы рождаются из Огня и, исчезая, вновь обращаются в огонь. "Все течет, все изменяется, нет ничего неподвижного".
Таким образом, в раннегреческой философии налицо совмещение философского и физического (естественно-научного) подхода в объяснении первоначала мира. С одной стороны, они довольно четко осуществляют субстанционалистский подход, с другой стороны, - субстанция бытия, как правило, отождествляется с конкретной стихией, явлением природы. Эта стихия в какой-то мере приобрела значение метафоры, в образной форме давала представление о первоначале всесущего.
Диалектика — учение о наиболее общих закономерностях становления, развития, внутренний источник которых видится в единстве и борьбе противоположностей. Диалектика состоит в том, чтобы дать различные определения одному понятию с разных сторон.
Античная диалектика, основанная на живом чувственном восприятии материального мира, уже начиная с первых представлений греческой философии, формулировала понимание действительности как изменчивой, становящейся, совмещающей в себе противоположности. Философы ранней греческой классики говорили о всеобщем и вечном движении, в то же время, представляя себе космос в виде завершённого и прекрасного целого, в виде чего-то вечного и пребывающего в покое. Это была универсальная диалектика движения и покоя. Далее, они понимали всеобщую изменчивость вещей как результат превращения какого-нибудь одного основного элемента (земля, вода, воздух, огонь и эфир) во всякий другой. Это была универсальная диалектика тождества и различия.
Софисты и Сократ.
Сократ (469-399 до н. э.)
Он полагает, что чел-к – это сущ-во самодостаточное, имеющее единое осонование в своем мышлении.
Общие основания нашего мышления: 1) разум; 2) добро; 3) свобода.
Понять добро – понять свободно, без принуждения на основе разума.
Полагает, что важные этические мысли форм – добро, красота, муж-во, справедливость – не имеют аналогов в матер. мире, их можно познать рациональным путем. Для этого сулжит ф-ия или майевтика. Майевтика – это нормативный путь к счастью.
Сократовский метод – это сложная игровая процедура, в к-ой участвует Сократ и его оппонент.
Сократ принимал человека прежде всего как нравственное существо. Сущность человека сосредоточена в его душе, а ценность души состоит в познании. «Если не знаешь, что такое добро, то не знаешь, как его достичь».
Зло – это незнание добра’
Для Сократа цель и высший смысл философского диалога в бескорыстном искании истины, в стремлении к истине, в совместном с собеседником постижении истины. Для софистов диалог –борьба с другим, победа в этой борьбе, подавление собеседника, эффективное средство самоутверждения за счет другого человека, инструмент манипуляции сознанием другого.
Представители:
Горгий: ничего не существует; если существует, то непостижимо.
Протогор: человек – еть мера вещей. сколько людей, столько и мнений.
Для софистов самым главным был человек и общество. Софисты повернули философскую мысль античности с проблем космоса на проблему человеческой жизни. Они отмечали, что человек должен руководствоваться законами природы, а не общества, потому что законы общества изменчивы, а законы природы вечны. Они полагали, что нет в мире никаких объективных категорий. Организация человеческой жизни зависит от его выгоды.
Ф-ое учение Платона.
Платон (427-347 гг. до н.э.) - древнегреческий философ. Ученик Сократа. Нас имя – Аристокл.
От него идет линия идеализма. Согл Платону есть 2 мира: мир идей мир вещей. Мир идей – вечный, настоящий. Мир вещей – приходящий.
Хар-ки идей: объективны, совершенны, запредельны.
Платон дает иерархию идей:
1. Высшая идея – благо – начало всех начал.
2. Идеи физических явлений.
3. Идеи для отдельных видов живых существ.
4. Идеи предметов, к-ые создал чел-к (рукотворный мир)
5. Идея отн-й м/у людьми и вещами.
В гносеологии Пл. разработал категорию припоминания. Он был сторонником переселения душ. Познание – это припоминание душой того образа жизни, когда она жила в мире идей
Всего Платон делит души на три категории:
-Разум - это мудрецы и философы, которые должны управлять государством;
-Страсть - это воины, которые должны государство охранять
-Вожделение (чувственное начало) принадлежат крестьянам, ремесленникам, торговцам (их поведение следует регулировать для соблюдения благоразумности в обществе).
Все это называлось идеальным государством.
Неоплатони́зм — идеалистическое направление античной философии III—VI вв., соединяющее и систематизирующее элементы философии Платона, Аристотеля и восточных учений. Это учение о «восхождении» души к своему истоку. Наиболее известным и значительным выразителем идей неоплатонизма является Плотин. В основе этого учения лежал принцип эманации («изливания»), плавного перехода.
Единое Благо – начало всего
Ум – идеи и числа
Душа – все одушевленное
Материя
Парадигма неоплатонизма сводится:
-к концепции ступенчатого удаления-перехода от высшего «единого и всеобщего» к разобщенной материи;
-к мистически-интуитивному познанию высшего;
-к освобождению души человека от мате́рийной обременённости, к достижению чистой духовности с помощью экстаза.
Ф-ое учение Аристотеля.
Аристотель (384-322 гг до н.э) . Он выделил, теоретические, практические и творческие науки.
Теоретические науки. Главная наука – философия. Это - "первая философия", или метафизика, "вторая философия", или физика, и математика. «Физика занимается предметами, существующими самостоятельно, но предметы эти не лишены движения; у математики некоторые отрасли имеют дело с объектами неподвижными, но такими, пожалуй, которые не существуют отдельно, а даются в материи; что же касается метафизики, то она рассматривает и обособленные предметы, и неподвижные»
Практические науки - это науки о деятельности, о действовании ("праксис"), связанном со свободным выбором, совершаемым ответственным за свои поступки человеком.
Творческие науки – поэтика, риторика, искусство, ремёсла.
Практические и творческие «науки» ниже теоретических.
Метафизика – наука о наиболее общих сущностях
Ядром философии определял логику – науку о законах правильного мышления. Закон логики – правило непротиворечивости.
Закон непротиворечивости мышления - Не могут быть истинными два несовместимых высказывания об одном и том же предмете, взятом в одно и то же время в одном и том же отношении; одно из них будет обязательно ложным.
Аристотель выделил 4 основания бытия:
1) материя ( все сост.из материи) – это источник свободных вещей.
2) любая вещь – это форма. Главная форма всех форм – Бог.
3) целевое (Гл. цель – стремление к совершенству)
4) движущая причина. Все имеет источник движения. Источник движ-я – Бог. Сам Бог неподвижен.
Аристотелю принадлежит учение о категориях .Категории – отраж-е бытия в сознании чел-ка.. Категории: количества, качества, места, времени
Государство по Аристотелю существует через 6 типов: 1)монархия+, 2) тирания-, 3)аристократия+, 4) крайняя олигархия-, 5) охлократия (толпа)-, 6) полития (власть умеренных олигархов)+.
Эллино-римская ф-ия.
Эпикуреизм – учение о счастье. Позитивное состояние человека – удовольствие. Смысл удовольствия – это наслаждение духа (например, искусство, литература).
Мера удовольствия – счастье внутри тебя, ты – хозяин счастья. Отказ от многого. Главное – разум, а не страсть. Избавление от страха (перед смертью, перед богами, перед судьбой)
Эпикуреизм ищет способ избавления человека от страдания.
Эпикурейцы считали, что для счастливой жизни человеку необходимо:
-отсутствие телесного страдания;
-невозмутимость души (атараксия);
-дружба.
Главный интерес для эпикурейцев представляет чувственный мир, поэтому их основной этический принцип — удовольствие. Но Эпикур представлял удовольствие не вульгарно и упрощенно, а как благородное спокойствие, уравновешенное удовольствие. Он считал, что желания человека безграничны, а средства их удовлетворения ограничены. Поэтому необходимо себя ограничить лишь потребностями, неудовлетворение которых ведет к страданию. От остальных желаний следует отказаться, в этом необходимы мудрость и благоразумие.
Эпикурейцы наделяют человека свободой воли. Человек может предаваться удовольствиям соотвествуя своим желаниям. Жизнь — вот главное наслаждение.
Стоицизм.
1. Древний стоицизм конец 4-2в до н.э.
2. Средняя эра 2-1в до н.э.
3. Новая стоя 1-2в н.э.
Всякое нравственное действие является, согласно стоикам, ничем иным, как самосохранением и самоутверждением и это увеличивает общее благо. Все грехи и безнравственные поступки — это саморазрушение, утрата собственной человеческой природы. Правильные желания и воздержания, поступки и дела — гарантия человеческого счастья, для этого надо всячески развивать свою личность в противовес всему внешнему, не склоняться ни перед какой силой.
Цель человека заключается в том, чтобы жить «в согласии с природой». Это единственный способ достижения гармонии.
Стоики выделяют четыре вида аффектов: удовольствие, отвращение, вожделение и страх. Их необходимо избегать, пользуясь правильным суждением (ортос логос).
Все вещи стоики делят на благо, зло, безразличие (адиафора).
Предпочитать следует вещи, сообразные с природой. Такие же различия стоики проводят и между поступками. Существуют дурные и благие поступки, средние поступки называются «подобающими», если в них реализуется естественная предрасположенность.
Во времена империи учение стоиков превратилось в своего рода религию для народа. Этика стоицизма пользовалась большим влиянием в средние века и эпоху Возрождения.
Средневековая ф-ия.
Философия средних веков охватывает период с 5 по 15 века. Этот период тесно связан с христианством. Главное в душе человека – воля, вера и духовность.
Фазы разв-я Средн-ой ф-и:
1) патристика (2- 6 века)
2) схоластики (6- 15 века).
Патристика - совокупность теолого-философских взглядов "отцов церкви", которые взялись за обоснование христианства, опираясь на античную философию и, прежде всего, на идеи Платона.
1) 2-3вв н.э. апологетика – защита христианского мировоззрения.
2) 4-6вв н.э. классическая патристика. Триединство Бога – отец, сын, Святой дух.
Схоластика – рацион-ое обоснование христианского вероучения с особым подходом к логическим проблемам.
1) ранняя сх. (XI-XII в.в.);
2) зрелая сх. (XII-XIII в.в.);
3) поздняя сх. (XIII-XIV вв.).
Главная отличительная особенность схоластики состоит в том, что она сознательно рассматривает себя как науку, поставленную на службу теологии. Фома Аквинский - пик средневековой схоластики. На этом этапе происходит систематическая разработка христианской философии под влиянием наследия Аристотеля.
Проблемы средневековья
1) Соотношение веры и разума
Апологеты: вера выше, чем знание
А. Августин (патрист): верю, чтобы понимать
Ф. Аквинский (схоласт): понимаю, чтобы верить
Поздняя схоластика: и верю, и понимаю.
2) Доказательство существования Бога:
1.интуитивное
2.онтологическое: бог – подлинное бытие
3.космическое – все имеет смысл и цель
Бог нематериален, бестелесен.
3) Сущность и существование (эссенция и экзистенция)
Сущность и существование в мире не совпадают, только в Боге
Сначала сущность (мысли Бога), потом существование.
4) Добро и зло
Ср. века: зло идет от павшего ангела. Зло – это отсутствие добра или маскировка под добро.
5)Проблема универсалий:
Реализм – общее существует реально, в виде идеальных или реальных вещей
а) Крайний реализм – общее существует до вещей
б) Умеренный реализм –общее сущ. в самих вещах, как их форма. И в мыслях людей после вещей.
Номинализм – реально сущ. сама вещь
Умеренный номинализм – универсалии сущ.после вещей в нашем сознании
Крайний номинализм – есть только вещь, остальное просто звук.
13)Аврелий Августин (354–430 гг.) – представитель патристики.
Идея креационизма – абсолютное творение мира от Бога.
Бог создал мир из ничего, то есть ни из собственного существа (божественной субстанции), ни из чего-то внешнего. Бог представляет собой высшую сущность, он - единственное в мире, что не зависит ни от кого и ни от чего, все остальное определяется и зависит от божественной воли. Бог сотворил мир и продолжает постоянно творить его. Августин стоит на позициях дуализма Бога и мира: природа и человек созданы Богом и полностью зависят от него, Бог же от человека и природы никак не зависит.
Понимание времени – для Бога времени нет, он вечен.
Бог существует вне времени. Есть настоящее настоящего, настоящее будущего и настоящее прошлого.
Прошлое — это воспоминание, настоящее — созерцание, будущее — ожидание или надежда.
Истолкование добродетелей и греха.
Говоря о деяниях Бога, мыслители подчеркивали его всеблагость. Но в мире творится и зло.
Зло — не некая сила, существующая сама по себе, а ослабленное добро, необходимая ступень к добру. Видимое несовершенство является частью мировой гармонии и свидетельствует о принципиальной благости всего сущего
Бывает и так, что мучащее человека зло в конечном счете оборачивается добром. Так, например, человека наказывают за преступление (зло) с целью принести ему добро через искупление и муки совести, что приводит к очищению. Иными словами, без зла мы не знали бы, что такое добро.
Бог, согласно Августину, творит только добро, зло же, которым наполнен мир, всецело лежит на совести человека и виновна в этом его свободная воля. Свободная воля постоянно толкает человека на путь греха. К добру человека направляет воля Бога, к греху человек влечется сам через свою свободную волю.
Фома Аквинский.
Есть 2 мира – потусторонний (Богомир) и посюсторонний (несовершенный мир).
Понимаю, чтобы верить. В основе тезиса – принцип гармонии м/у верой и разумом.
Аквинский предполагает, что религиозная вера и знание – различные пути постижения Бога, который открывается естественным образом через познаваемый разумом сотворенный мир и сверхъестественным образом - через Откровение, божественное слово. Сущ-ет три формы постижения истины: наука, философия и теология.
наука фиксирует явления и устанавливает причинно-следственные связи между ними. Но это лишь выявление непосредственных ближайших причин, дальше которых наука не идет.
Философия - более высокая ступень рационального знания. Главной ее задачей должно быть познание Бога как первопричины и конечной цели всех вещей.
Рациональное знание ценно, согласно утверждению теологов, потому что оно позволяет более полно понять истины Откровения.
5 док-в сущ-я Бога:
1) от движ-я. Все, что движется, имеет причиной движ-я иное, внешнее.
2) от причинности. Любая причина имеет в кач-ве сущ-я внешнюю причину. Бог – первопричина.
3) от случайности необходимости. Бог не имеет случайности – это чистая необходимость.
4) любая вещи, любой предмет имеют разную степень совершенства. Абсолютное мерило красоты – Бог.
5) Цель движ-я. Это Бог.
Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 317; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!