Основные этапы русской философии
· 1. Период зарождения древнерусской философии и раннехристианской философии Руси
· 2. Философия периода татаро-монгольского ига, зарождения, становления и развития централизованного русского государства
· 3. Философия XVIII в.
· 4. Философия XIX в.
· 5. Русская и советская философия XX в.
· 6. Советская философия
· 7. Современная русская философия
· 8. Философия либерализма
· 9. Консервативная философия
Русская философия XVIII века.
Два фактора, под влиянием которых развивается не только философия, но и вся духовная культура того времени: 1. Процесс европеизации России, связанный с реформами Петра Великого; 2. секуляризация общественной жизни (снижение роли религии в сознании людей). Философия отходит от схоластических образов и освобождается от церкви.
В России эпоха Просвещения -XVIIIв: развитие науки, искусства; возникли 1ые русские универ-ы, библиотеки, театр, публичные музеи. Хотя в России в эту эпоху произошли существенные перемены, отличие России от зап-го Просвещения -здесь не произошло сдвига общественного мнения в сторону развития либеральных идей, они были встречены крайне настороженно.
Включает два основных этапа в своем развитии:
1. философию эпохи петровских реформ. Феофан Прокопович, В.Н. Татищев, А.Д. Кантемир. Основная направленность- соц-полит: вопросы устройства монархии; императорской власти, ее божественности и нерушимости; прав императора (казнить, миловать, самому назначать наследника и других); войны и мира.
|
|
2. русский материализм (сер. и 2-ая пол. XVIII в.) Ломоносов М.В. (1711 – 1765) -сторонник механистического материализма, но понимал материю только в качестве вещества. Им заложена материалистическая традиция в рус. философии. Выдвинул атомическую («корпускулярную») теорию строения вещества, т.е. всё вокруг состоит из мельчайших частиц («копрускул» =есть атомов) – материальных монад. Отнош. М.В. Ломоносова к Богу – деистическое (он допускал наличие Бога-Творца, но не наделял Его сверхъестественной силой и возможностями). А.Н. Радищев (1749-1802) обоснование материалистических начал бытия. Уделял внимание соц-полит философии. Ее кредо – борьба с самодержавием; борьба за народовластие, правовую и духовную свободу, торжество права; идея человечности.
Философия русского космизма
Космизм - философское направление, в котором рассматривается определённая соотнесённость между познавательной и созидающей деятельностью человека и человечества с внеземными космическими процессами; подчёркивается влияние внеземных космических факторов на все процессы, происходящие на Земле; и неизбежность выхода человечества в космос, космическая экспансия человечества.
|
|
Основные направления космизма:
· Естественно-научный - Философские и мировоззренческие представления Н.А.Умова во многом не согласуются с традицией русского космизма. Космос Н.А.Умова - космос физика, который свободен от антропоморфизма. В общем представлении о космосе у Н.А.Умова не содержится ни малейшего намёка на некие гарантии роста жизни, её безудержной экспансии, и тем более человекоразмерности космоса. Космос абсолютно равнодушен к жизни, к человеку. Весь смысл существования и главная задача человеческого гения в одном: "Охранение, утверждение жизни на Земле" · Филосовско-теологический – П.А.Флоренский является одним из тех, кого по праву относят к традиции" русского космизма". Он считал, что существует "идеальное родство" мира и человека, их "пронизанность друг другом", взаимосвязанность. Подобно древнегреческой философии он соотносит мир и человека как макрокосмос (космос, большой мир, среду) и микрокосмос. Можно считать мир биологически - вселенским телом человека, а экономически - сферой его хозяйствования.· Поэтически-художественное направление в русском космизме требует обновления способов приобщения человека к абсолютным посылкам культуры путем переосмысления соотношения души и космоса.Философия общего дела Н.Ф.Фёдорова: В своём основном философском труде "Философия общего дела" Н.Ф.Фёдоров провозглашает общечеловеческие, общепланетарные задачи эпохи ноосферного выбора: управление природой ("внесение в неё воли и разума"), которое для Фёдорова является исполнением библейской заповеди об обладании землёй; победа над стихийными силами, над голодом, болезнями и смертью; перевод военной мощи в созидательную и мирную. Фёдоров отчётливо понимал то катастрофическое направление, в котором движется развитие нынешней "эксплуатирующей, а не восстанавливающей" природу цивилизации.Естественно-научная философия Вернандского:
|
|
Философия Чижевского:
|
|
Философия Циолковского:
Важнейшими принципами космической философии, которые лежат в основе метафизики и научной картины мира Циолковского являются принципы атомистического панпсихизма, монизма, бесконечности, самоорганизации и эволюции.1) единство материального и духовного начал Вселенной;2) единство живой и неживой материи: "материя едина, так же ееотзывчивость и чувствительность";3) единство человека и Вселенной, т.е. его участие в космическойэволюции, в противовес христианским представлениям о бессмертиидуши;4) выводимость этических норм из метафизики космоса.Философия Рериха:
Основным путем формирования качества жизни будет закономерный, по спиральному закону развития, возврат к целостному мировоззрению, характерному для древней мудрости и школы русского космизма. Важнейшим инструментом реализации ноосферного мышления является понимание этики взаимосвязи Человека и Природы. Средством ее практического внедрения могут стать правовые механизмы нового международного законодательства, опирающиеся на природообусловленные факторы, формирующие жизнедеятельность Человечества и всего живого мира, в том числе энергоинформационного благополучия Человечества.
Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 331; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!