Характерные черты политической элиты



1) Небольшая, достаточно самостоятельная социальная группа.

2) Высокий социальный статус.

3) Значительный объём государственной и информационной власти.

4) Непосредственное участие в осуществлении власти.

5) Организаторские способности и талант.

Функции политической элиты

1) Определение политической программы действий путем гене­рирования новых идей, отражающих интересы общества; выработка концепции развития страны на каждом этапе.

2) Осуществление на практике выработанного политического курса.

3) Укрепление стабильности и единства общества, обеспечение консенсуса по важнейшим вопросам, недопущение и разрешение конфликтных ситуаций.

4) Эффективное представление, выражение и защита интересов, потребностей, идеалов, ценностей, объединяющих различные соци­альные группы.

6. Политический лидер как субъект политики. Что такое политическое лидерство? Его общепризнанного определения нет. Мыслители разных эпох и народов рассматривали политическое лидерство под углом зрения индивидуальной роли выдающейся личности в политике, в государственной деятельности. Интерес к лидерству и попытки осмыслить этот сложный и важный социальный феномен восходит к глубокой древности. Так, уже античные историки Геродот, Плутарх и другие в своих описаниях уделяли политическим лидерам главное внимание, видя в героях, монархах и полководцах подлинных творцов истории. Лидерство - понятие многогранное; в нем можно выделить такие главные моменты, как характер и политическую социализацию самого лидера, свойства его сторонников, взаимосвязь его с массами, конкретную ситуацию и т.д. Однако у лидерства много аспектов и сводить все только к личностным факторам нельзя. Лидерство в общем плане - такой вид взаимодействия людей, когда личность (или группа) направляет других людей на организацию их совместной деятельности, осуществление целевых установок. У определения лидерства много общего с определением власти, властных отношений, поскольку властные отношения существуют не только в политической жизни, но и в других общественных сферах. Лидер может быть определен как субъект власти во всех видах социального развития общества. Он направляет ведомых; не просто ведет их, но и желает вести; ведомые также желают этого. Это отражает сущность социальной роли лидера, что конкретно проявляется в роли, в функции лидера. Субъектом политического процесса его делает то, что по своим незаурядным качествам он становится во главе социально-политического движения для реализации его целей. С этой целью лидер наделяется властными полномочиями, т.е. правом направлять людей и распоряжаться финансовыми ценностями. Политический лидер одновременно является и объектом политики. Он должен обладать такими качествами, главным критерием которых является эффективность его деятельности для удовлетворения интересов выдвинувшего его политического движения. Он испытывает влияние, давление различных заинтересованных сторон и должен воспринимать их предложения и требования, быть готовым к компромиссу. Политические лидеры, выражая интересы определенных классов, слоев, партий, движений, оказывают огромное влияние на развитие политических процессов в стране. Особенно велика роль лидера в переломные периоды развития общества, когда требуется быстрое принятие решений, высочайшая ответственность за их реализацию, способность оценить ситуацию и т.д. Лидер должен обладать аналитическими способностями, умением анализировать ситуацию, уверенностью, решительностью, последовательностью в своих действиях. Интересы общества, социальной справедливости должны быть для него выше личных. Кроме того, лидер должен обладать умением увлечь людей, вызывать у них доверие, обладать высокой культурой, быть честным, порядочным, корректным, уважать людей, идущих за ним. Политический лидер, осуществляя политическую программу, должен быть и волевым, и настойчивым, и целеустремленным.

7. Сущность, основные элементы политической системы. После рассмотрения вопроса о понятии политическая система общества и ее функции следующим аналитическим действием является рассмотрение ее структуры, т.е. её внутренней организации, способа взаимосвязи и взаимодействия образующих ее компонентов. В структуре политической системы выделяются следующие ее основные элементы: политические организации и институты; политические и правовые нормы; политические отношения, политическое сознание и политическая культура. В политическую систему в качестве подсистемы включается избирательная система. Составной частью, фундаментом политической системы является политическая организация общества. Она представляет собой совокупность конкретных институтов, которые взаимодействуют с массами, осуществляют волю определенных социальных групп. Политическая организация цементирует политическую систему в целостный организм, придает ей устойчивость, формирует средства воздействия на общество, создает нормы политической жизни. Посредством политической организации обеспечиваются необходимые организационные формы и возможности участия масс в управлении обществом, их влияние на принятие государственных решений. Для общества должна быть характерна разветвленная политическая организация в силу того, что класс, нация и другие социальные группы не могут быть непосредственными субъектами политической организации. Их интересы могут быть выражены и обеспечены только создаваемыми ими общественными объединениями. Наряду с реализацией воли и интересов классов, наций, всего народа в политической организации общества находят выражение интересы различных слоев населения, различающихся и демографическими, и иными признаками (пенсионеры, молодежь, дети, женщины, город, деревня, регионы, интеллигенция и т.д.), У этих социальных слоев могут быть свои организации. Все структурные элементы политической системы взаимосвязаны друг с другом. Например, партии тесно связаны с политической идеологией, государство - с правом. Политическая культура накладывает отпечаток на все элементы политической системы. Вместе с тем каждый из элементов политической системы обладает своей определенностью и самостоятельностью. Возьмем такой элемент политической системы, как политические институты. Понятие "институт" (от лат.institutum – установление, учреждение) имеет несколько значений: совокупность норм в какой-либо области общественных отношений (институт брака, собственности); название высших учебных заведений или НИИ. Политический институт — это самостоятельное явление политической жизни, элемент политической системы (государство, политические партии, общественные организации, коллективы, избирательные системы). Важный признак политических институтов состоит в том, что они активно взаимодействуют в процессе осуществления власти и социального управления, причем как по горизонтали (государство, партии, избирательные системы и т.д.), так и по вертикали (политические институты страны, области, района). Среди политических институтов важнейшее место занимает государство, которое представляет все общество, обладает суверенитетом в рамках государственных границ и независимостью за их пределами. Институтом любой развитой политической системы являются политические партии, играющие значительную роль в жизни современного общества. Политические партии не являются непосредственными органами власти. Они выступают как самодеятельные организации определенных классов, социальных групп и слоев общества и оказывают опосредованное влияние на функционирование институтов политической власти. Однако, вне всякого сомнения, основным назначением политической партии являются достижение политической власти, борьба за овладение органами государства с тем, чтобы реализовать представляемые партией интересы социальных слоев. Характерным для деятельности партий является их стремление объединить различные социальные группы вокруг своих идеалов и программ, привлечь на свою сторону широкие слои граждан. Став правящей, политическая партия проводит свою политическую линию также не непосредственно, а через органы государства. Она участвует в разработке политического курса страны и его осуществлении, оказывает влияние на выдвижение лидеров государства и формирование состава правительственных учреждений. Партии являются основным источником кадров для законодательных, исполнительных я судебных органов. На политическую жизнь того или иного общества сильное влияние оказывают такие элементы политической системы, как общественные организации и движения, трудовые коллективы, церковь, средства массовой информации. Без них невозможны ни эффективное управление, ни развитие демократии. Чем более развиты в обществе разнообразные политические институты, тем благоприятнее их влияние на общественное развитие. И те и другие являются добровольными объединениями граждан, деятельность которых направлена на достижение каких-либо групповых или общественных целей. Примером таких объединений могут служить национальные движения, профессиональные» молодежные, ветеранские, предпринимательские союзы и иные общества и ассоциации. В сущности, общественной организацией является также церковь. Политическая роль каждой из этих объединений выражается в оказании влияния на ход изби­рательных кампании, а также давления на политические партии и органы государства. Некоторые из общественных объединений имеют тенденцию превращаться в политические партии, как это произошло, например, с народными фронтами в странах бывшего СССР. Важным элементом политической системы является также совокупность социально-политических норм,основу которых образует право. Именно право служит главным нормативным регулятором всех общественных отношений, нормативной базой функционирования как государственных, так и общественных организаций. Политические и правовые нормы выполняют роль регулятивного элемента политической системы, они призваны упорядочивать отношения между различными субъектами политики — как первичными, так и вторичными. Политическая норма — это образец, правило, принцип деятельности, признанный субъектом политики и которому он следует на практике. Существуют различные политические нормы: формальные и неформальные, устные и письменные, явные и латентные, универсального и частного характера. Принятые в установленном порядке, зафиксированные на бумаге и обязательные для социальных субъектов, политические нормы являются одновременно и правовыми нормами. Совокупностью политических и правовых норм, выработанных данным обществом, обеспечивается определенная последовательность, согласованность и предсказуемость в действиях субъектов политики. Благодаря им поддерживается целостность и относительная устойчивость самой политической системы общества.

Эти нормы регулируют политические отношения в обществе, через них официально признаются и закрепляют.

8. Классификация политических систем. Классификация политических систем довольно разнообразна и основывается на различных критериях. Рассмотрим основные черты общепризнанных политических систем. 1. Англо-американская система характеризуется гомогенной политической культурой. Она гомогенна в том смысле, что политические цели и средства их достижения разделяют практически все. Для данной политической культуры свойственна специализация политических отношений (партий, групп интересов и др.) на выполнении особых функций. Власть и влияние внутри политической системы разделены, структура ролей в этой группе политических систем глубоко дифференцирована, четко выражена, организована и бюрократизирована. 2. Континентально-европейские системы отличаются фрагментарностью политической культуры, имеющей в целом общие корни и общее наследие. Для них характерно сосуществование старых и новых культур. Политические системы такого типа существуют во Франции, Германии, Италии. Страны Скандинавии и Бенилюкса занимают промежуточные позиции между континентально-европейской и англо-американской системами. 3. Доиндустриальные и частично индустриальные политические системы имеют смешанную политическую культуру. Трудности коммуникации и координации, резко расходящиеся политические ориентации, слабая степень диверсификации ролей всех звеньев системы порождают необходимость применения насилия. 4. Политические системы тоталитарного типа. Тоталитарная политическая культура создает принудительный тип политической активности. В ней отсутствуют добровольные объединения, а политическая жизнь контролируется монолитной партией. Понятие «тоталитаризм» происходит от лат. totalis – всеобщий, целый и означает стремление власти контролировать все сферы общественной жизни. Характерные черты тоталитаризма:

— Всеобщая политизация и идеологизация общества. Законодательная, исполнительная и судебная системы контролируются из одного центра – политического и идеологического института – партии.

— Политические свободы и права граждан зафиксированы формально, но реально отсутствуют. Законы защищают только интересы государства. Действует принцип: «Запрещено все, что не приказано».

— Легальная политическая оппозиция отсутствует. Оппозиционные взгляды проявляются преимущественно в форме диссидентства.

— В стране признается право на существование только одной правящей партии. Подавляются всякие попытки создания альтернативных политических и общественных объединений.

— Существует строгая цензура над всеми СМИ, запрещено критиковать представителей власти.

— Полиция, армия, спецслужбы наряду с функциями обеспечения правопорядка выполняют функции карательных органов государства и выступают в качестве инструмента массовых репрессий.

— В обществе функционирует только одна официальная идеология, жестокому преследованию подвергаются все иные идейные течения.

— Экономика находится под жестким контролем государственных органов.

Демократическая политическая система характеризуется следующими признаками:

· Власть разделена на независимые друг от друга исполнительную, законодательную и судебную власти. Верховный законодательный орган – парламент. Высшая исполнительная власть действует в пределах своих полномочий. Судебная власть может отменить как решения законодательной, так и исполнительной власти.

· Граждане обладают большим объемом прав и свобод, которые не только провозглашаются, но и юридически закрепляются за ними. Закон защищает, прежде всего, права личности. Главный принцип: «Все, что не запрещено – разрешено».

· Легальная оппозиция пользуется всеми политическими правами и свободами. В демократическом обществе оппозиция является неотъемлемым элементом политического процесса.

· Функционирует многопартийная система, при которой одна партия может сменить у власти другую на законных основаниях в результате выборов.

· СМИ полностью свободны от цензуры и могут не только критиковать власти на законных основаниях, но и существующую форму государственного правления, не призывая при этом к его насильственному свержению, что в условиях демократии запрещено законом.

· В обществе отсутствует какая-либо одна официальная идеология. В условиях плюрализма многие идейные течения противостоят друг другу; сохраняются общенациональные мировоззренческие ценности. Церковь отделена от государства и государство не вмешивается в дела церкви. Государственная власть носит светский характер.

· В демократическом обществе могут происходить многие негативные явления, и в то же время дисциплина основывается преимущественно на личном интересе, а не на принуждении со стороны властей. Демократии часто может сопутствовать высокий уровень преступности. Существуют и другие классификации. Многообразие классификаций свидетельствует о многомерности политического мира. Сложность политических систем такова, что один взятый в отдельности подход или метод недостаточен, чтобы дать полную картину. Для анализа многомерных политических систем требуется многомерный подход.

9. Политический режим и их классификация. Политический режим- способ организации политической системы, который отражает отношения власти и общества, уровень политической свободы и характер политической жизни в стране.

Во многом эти характеристики обусловлены конкретными традициями, культурой, историческими условиями развития государства, поэтому можно говорить, что в каждой стране сложился свой уникальный политический режим. Однако у многих режимов в различных странах можно обнаружить сходные черты.

В научной литературе выделяют два вида политического режима:

§ демократический;

§ антидемократический.

Признаки демократического режима:

§ господство закона;

§ разделение властей;

§ наличие реальных политических и социальных прав и свобод граждан;

§ выборность органов государственной власти;

§ существование оппозиции и плюрализм.

Признаки антидемократического режима:

§ господство беззакония и террора;

§ отсутствие политического плюрализма;

§ отсутствие оппозиционных партий;

Антидемократический режим подразделяется на тоталитарный и авторитарный. Поэтому мы будем рассматривать характеристики трёх политических режимов: тоталитарного, авторитарного и демократического. Демократический режим основан на принципах равенства и свободы; основным источником власти здесь считается народ. При авторитарном режиме политическая власть сосредоточивается в руках отдельного человека или группы людей, однако вне сферы политики сохраняется относительная свобода. При тоталитарном режиме власть жестко контролирует все сферы жизни общества. Авторитарный режим (от греч. autocritas — власть) возникает, когда власть сосредоточивается в руках отдельного человека или группы людей. Обычно авторитаризм сочетается с диктатурой. Политическая оппозиция при авторитаризме невозможна, однако в неполитических сферах, например в экономике, культуре или частной жизни, сохраняются автономия личности и относительная свобода. Тоталитарный режим (от лат. totalis — весь, целый) возникает, когда все сферы жизни общества контролируются властью. Власть при тоталитарном режиме монополизирована (партией, вождем, диктатором), единая идеология обязательна для всех граждан. Отсутствие всякого инакомыслия обеспечивается мощным аппаратом надзора и контроля, полицейскими репрессиями, актами устрашения. Тоталитарный режим формирует безынициативную личность, склонную к подчинению. Авторитарный режим — это недемократический государственный строй, характеризующийся режимом личной власти, «самочинными» диктаторскими методами правления. Демократический режим — это режим, в котором власть отправляется свободно выражающим себя большинством. Демократия в переводе с греческого означает буквально «власть народа» или «народовластие».

 

10. теории происхождения государства. Человечество с давних пор интересовалось проблемами, касающимися государства и права. В результате сегодня мы имеем множество теорий происхождения и государства, и права. Эти теории разрабатывались в различные исторические периоды и изменялись в процессе развития общественных отношений и экономики. Основными теориями происхождения государства принято считать следующие. 1. Теологическую теорию. Это теория о божественном начале в происхождении государства. Согласно данной концепции государство было создано и существует в современном мире по воле Бога, при этом право считается божественной волей. Таким образом, считалось, что власть церкви имеет более высокое положение, находится над светской властью, монарх при вступлении на престол освящался церковью, почитался представителем Бога на земле. Сторонники теологической теории: Ф. Аквинский, Ф. Лебюфф, Д. Эйве и др. 2. Патриархальную теорию. Согласно данной теории государство произошло в результате исторического развития семьи. Разросшаяся семья превратилась в государство. Поэтому монарх приходится отцом (патриархом) всем своим подданным, которые обязаны его слушаться и относиться к нему с большим почтением. Обязанность же монарха – забота о своих подданных и справедливое управление ими. Сторонниками патриархальной теории являются: Аристотель, Конфуций, Р. Филмер, Н.К. Михайловский и др. 3. Договорную теорию. По этой теории государство является продуктом человеческого разума, но не проявлением воли Бога. В результате государство возникло вследствие заключения людьми общественного договора между собой, для того чтобы обеспечить общую пользу и интересы. Если же будут нарушены или не выполнены условия общественного договора, то народ вправе расторгнуть его, причем даже через революцию. Сторонники договорной теории: Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, А.Н. Радищев и др. 4. Материалистическую теорию. В соответствии с этой теорией образование государства стало результатом трансформации общества под действием социально-экономических причин. Сторонники материалистической теории: К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин, Г.В. Плеханов. 5. Психологическую теорию. Данная теория состоит в том, что возникновение государства связывается с особенными свойствами человеческой психики, а именно с тягой к власти одних над другими и потребностью одних подчиняться другим. Сторонники психологической теории: Л.И. Петражицкий, Д. Фрезер, 3. Фрейд и др. 6. Теорию насилия. Сторонники теории насилия считают, что государство возникло как результат насилия, через завоевания более слабых и беззащитных народов более сильными и организованными племенами. Представители теории насилия: Е. Дюринг, К. Каутский и др. 7. Патримониальную теорию. Согласно патримониальной теории государство образовалось от права собственности на землю и права владения ей теми лицами, которые проживают на этой земле. Сторонник патримониальной теории – А. Галлер. 8. Органическую теорию. Сторонники органической теории считали, что государство появилось и развивалось дальше как биологический организм. Представители органической теории: Г. Спенсер, А.Э. Вормс и др.

11. Правовое государство и гражданское общество. Гражданское общество— это общество с развитыми экономическими, культурными, право­выми и политическими отношениями, независимое от государства, но взаимодействующее с ним, общество граждан высокого социального, политического, культурного и морального статуса, соз­дающих совместно с государством развитые правовые отношения. Это определение идеального общества, реальность которого определяется соотношением идеала и достигнутого состояния об­щества, которое провозгласило построение гражданского общества своей целью. Это фактически бесконечный процесс совершенствования общества, власти, политики и человека, охватывающий все без исключения стороны жизни. Идея гражданского общества (термин введен Аристотелем) возникла первоначально как фило­софская концепция. В XVII в. английский философ Т. Гоббс в двух своих трудах «О гражданине» и «Левиафан» изложил принципиально новую концепцию гражданского общества, которое возни­кает при переходе от естественного природного состояния всеобщей вражды и страха смерти к упорядоченному культурному обществу, граждане которого дисциплинированы властью государ­ства, водворяющего в стране мир и порядок. Решающим образом меняется и сам человек, который становится развитой, целостной и активной личностью. Гражданское общество, согласно воззре­ниям виднейших философов Нового времени (Дж. Локка, И. Канта и др.) — это «союз индивиду­альностей», коллектив, в котором его члены обретают высокие человеческие качества. Три начала формируют гражданское общество — человек, коллектив и власть.В идее граж­данского общества заложено непрерывное движение: постоянное изменение, совершенствование и переход от менее развитого состояния человека, общества и власти к более развитому и более ци­вилизованному. Ж.Ж. Руссо так сформулировал критерии этого развития: движение к гражданст­венности, естественности (разумности) и цивилизованности, что означает формирование все более развитой личности, совершенных гражданских отношений и рациональной цивилизованной вла­сти. Становление гражданского общества предстает как цивилизованный процесс, в котором ци­вилизуются и гражданин, и гражданские отношения между членами общества, и само общество как коллективное начало гражданственности, и государство, и отношения между ним, граждани­ном и обществом. Особой проблемой является взаимоотношение гражданского общества и государства. Граж­данское общество — это социально-организованная структура, в основном складывающаяся за пределами государственных структур, но охватывает и их, так как они образованы гражданами, то есть членами гражданского общества. Такие элементы государственной власти, как разделение властей, наличие легальной оппозиции, многопартийность и т.д. сами по себе не представляют структуру гражданского общества, но порождены им и являются формами закрепления его влия­ния в политической организации общества. Одной из самых важных проблем, стоящих перед современным российским обществом, явля­ется построение правового государства. Правовое государство— это такая форма организации и деятельности государственной вла­сти, которая строится на верховенстве права во всех сферах жизни общества. Представления о государстве как организации, осуществляющей свою деятельность на основе закона, начали формироваться уже на ранних этапах развития человеческой организации. В России в конце XIX — начале XX в. проблемами правового государства занимались крупные правоведы, философы и политические деятели — Б.Н. Чичерин, П.И. Новгородцев, М.М. Ковалевский, Н.М. Коркунов, Б.А. Кистяковский и др. Но после революции сформировав­шаяся советская правовая доктрина отвергла эту теорию, считая ее выражением немарксистских, оппортунистических, буржуазных взглядов. Только в конце 80-х гг. прошлого века проблема пра­вового государства вновь возвращается в общество как тот идеал, к которому следует стремиться при реформировании его политических структур.


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 489; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!