Роль христианства в правовой и политической мысли Древнего Рима

МИНОБРНАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Тульский государственный университет»

Интернет-институт

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине

«История и методология юридической науки»

на тему: «Политические и правовые учения в Древнем Риме»

 

 

Выполнил: студент гр. ИБ761061

Зазян Гор Маратович

Проверила: д.ю.н.,

Проф.Толстухина Татьяна Викторовна

 

Тула - 2018г

 

Содержание

Введение........................................................................................................3

Политические и правовые учения в Древнем Риме..................................5

Римских юристы, повлиявшие на политическую и правовую мысли Древнего Рима. Юридические школы: сабинианцы и прокулианцы   .................................................................................................................7

Роль христианства в правовой и политической мысли Древнего Рима..10

Заключение..................................................................................................15

Список использованной литературы...........................................................

 

 

Политические и правовые учения в Древнем Риме

Введение

История Римской политической и правовой мысли охватывает целое тысячелетие. В ней отражаются существенные изменения в социально-экономической и политико-правовой жизни не только Древнего Рима, но и большого количества других  античных государств .

История Древнего Рима знает три периода:

1. царский;

2. республиканский;

3. императорский

В 395 г. н.э. Римская Империя окончательно разделилась на Западную и Восточную империи, а последняя просуществовала до 1453 г.

Политико-правовые воззрения в стране развивались на протяжении веков  в условиях острой борьбы между различными слоями населения :

1. патрициями и плебеями;      

2. нобилитетом (из патрициев и богатых плебеев) и бедными;

3. оптиматами (приверженцами верхов общества) и популярами (сторонниками свободных низов);

4. свободными и рабами.

Значимую роль в дальнейшем развитии Древнего Рима сыграла борьба плебеев с  патрициями, целью борьбы было уравнение своего положения со свободными.  Патриции монополизировали политические и гражданские права. В результате этой борьбы начались  реформы Сервия Туллия. Итогом реформ стало то, что плебеи были включены в состав «римского народа», а они в свою очередь делились на пять разрядов, исходя из своего имущественного ценза. Власть полностью сосредоточилась в руках богатых.  Плебеи смогли достичь того, что получили право на участие в народном собрании и имели долю от общественной собственности.

В IV в. христианство становится государственной религией Римской империи. Именно христианству в дальнейшем удалось поменять политическую и правовую направленность римского общества, то есть поменялась вся тематика политических и правовых исследований.

Изначально римское право  было призвано активно формировать юридическое мышление, то есть способность видеть то или иное жизненное обстоятельство через призму права, включая вопрос о соответствии или противоречии закону, его духу, его цели и даже такому критерию действенности права, каким является нравственный критерий»[1].

В данной контрольной работе рассмотрены следующие пункты:

1. основы политико-правового учения в Древнем Риме,

2. воззрения римских юристов на политику и право

3. влияние христианства на политическое и правовое воззрение

4. выявлены его достоинства и недостатки.

Римские юристы, повлиявшие на политическую и правовую мысли Древнего Рима. Юридические школы: сабинианцы и прокулианцы  

Высокое развитие отношений частной собственности и права, превращение Рима в мировую державу, переход от республики к империи, а так же кризис рабского труда не могли не сказаться на политико-правовой реальности Древнего Рима, что и отразилось в работах многих римских ученых-юристов.

Марк Туллий Цицерон (106–43 гг. до н.э.) –римский оратор, юрист, государственный деятель и мыслитель. В его работах  значительное внимание уделено проблемам государства и права.

Цицерон в области государства и права был последователем учений Платона, Аристотеля, Полибия и стоиков. Цицерон стремился соединить их учения с римскими традициями в области государственно-правовой практики и политико-правовой мысли с реальной обстановкой и актуальными задачами социальной и политической действительности.

Цицерон определяет государство (respublica) как дело, достояние народа (res populi). При этом он под народом понимает соединение людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов. Тем самым государство в трактовке Цицерона представляется как определенное правовое образование, «общий правопорядок».

Политический идеал Цицерона –это  аристократическая сенатская республика. В общетеоретическом плане он обосновывает свой идеал учением о смешанной форме правления. Цицерон различает следующие основные формы государства:

1. царскую власть - монархию;

2. власть оптиматов - аристократию;

3. власть народа – демократию.

 Цицерон  являлся сторонником монархии.

 Он считал, что каждая из этих простых форм власти неизбежно вырождается, что приводит к тирании, господству богатых и власти толпы.

  В отличие от большинства стран средневековой Европы, в Византии сохранялось единое  коди­фицированное законодательство. Оно распространяло свое действие на тер­ритории всей империи. Вместе с тем право Ви­зантийской империи представляет собой уникальное явление в истории человеческой цивилизации. Многие из его институтов являются не только творческим развитием правовых традиций Рима, но и вновь созданы в результате многовекового развития общества второго Рима.

В Римской, да и в мировой политической и правовой жизни видное место занимали римские юристы, которые имели большой авторитет у знати и простых граждан, сами императоры обращались к ним за консультациями. Наиболее выдающиеся юристы получили привилегию, в силу которой их разъяснения пртобретали обязательную силу для судей по соответствующим делам.

В Древнем Риме занятие правом было делом коллегий жрецов.

 Каждый год один из понтификов сообщал частным лицам позицию коллегии по правовым вопросам.

Начало светской юриспруденции, согласно преданию, связано с именем Гнея Флавия. Флавий был вольноотпущенником и писцом видного государ-
ственного деятеля - Аппия Клавдия Цека. Ему удалось похитить и опубликовать, составленный Клавдием сборник юридических формул, которыу употреблялись по закону в процессе (legis actiones). Эта публикация получила название “Цивильное право Флавия”.
В 253 году до н. э. первый верховный понтифик из плебеев Тиберий Корунканий  начал в присутствии учеников разбирать
юридические вопросы и открыто высказывать свое мнение, положив тем
самым начало публичному обучению юриспруденции.[2]

 

Развитие римского права достигло высокого уровня во времена принципата, когда римское государство находилось в зените своего могущества. Римское прав смогло дать юридическое обоснование существующего строя, оправдать господство Рима над завоеванными народами.

Среди римских юристов было немало разногласий в решении ряда важнейших вопросов.

Так, римские юристы II в. н.э. Гай, Ульпиан, Флорентин считали незыблемым основное деление людей на свободных и рабов, причисляя рабов к категории вещей.

Исходя из теории естественного права все люди рождаются свободными. В этих разногласиях определенно отражается кризис рабовладельческой системы. Римские юристы в силу своей позиции еще не делают вывода о необходимости ликвидировать рабство.

Римские юристы делились на две школы :

1. сабинианцев;

2. прокульянцев.

 

Сабинианцы были сторонниками принципата. Принципат (лат. principatus, от princeps — первый сенатор, сенатор, открывающий заседание) — условный термин в исторической литературе для обозначения сложившейся в Древнем Риме в период ранней империи (27 до н. э. — 284 н. э.) особой формы монархии, совмещавшей монархические и республиканские черты. Обладатели высшей власти в основном именовались титулом принцепс, этим подчёркивался их статус не монарха-самодержца, а первого среди равных.[3]

Возникновению принципата предшествовал, как выделяет проф. А. Б. Егоров, один из больших системных кризисов в древнеримской истории — эпохи гражданских войн 133—31 гг. до н. э.[4]

Профессор МГУ В. С. Сергеев отмечал, что первые десятилетия принципата для всего римского мира характеризовались оживлением во всех областях экономической и культурной жизни.[5]

Прокульянцы были сторонниками республики и противопоставляли сабинианцам свою теорию, которая характеризует их как прогрессивных мыслителей. Республика (лат. respublica — общественное дело) — форма государственного правления, при которой высшая власть принадлежит представительным органам, избираемым населением на определенный срок[6].

В противоположность большинству прокульянцы не разделяли презрительного отношения к труду.

У сторонников этих двух школ был различный подход к труду, а именно спор заключался в том, кто же является собственником вещи, изготовленной из материала, принадлежащего другому лицу.

 Сабинианцы решали этот спор в пользу собственника материала, они исходили из того, что важна материя, а не форма. Прокульянцы были того мнения, что материя приобретает форму в результате человеческого труда, поэтому собственником вещи является тот , кто приложил труд.

Утверждение монархического строя в древнем Риме потребовало юридического обоснования этого факта.

Гай оправдывал тот факт, что римские императоры отобрали у народного собрания право законодательствования под видом издания конституций.

Ульпиан говорил: “что угодно принцепсу, имеет силу закона, так как народ свою власть уступил императору”. В другом месте Ульпиан утверждал, что принцепс вообще не связан законами.

Римские юристы занимались также разрешением многих общих теоретических вопросов права. Они были последователями стоической философии, поэтому в определении сущности права они смешивали право не только с нравственностью, но и с законами природы.

Римские юристы при определении сущности права исходили из понятия справедливости. Справедливость имело для них больше социальный смысл. Это особенно ярко видно в определении права, данном Ульпианом. Он считал, что  основными принципами права являются:

1. честно жить;

2. не вредить другим ;

3. каждому воздавать свое.

Последнее предписание права вполне отвечало интересам знати, так как оправдывало политическое и правовое неравенство в римском государстве, что непосредственно было в их пользу.

Римские юристы, в отличии от Цицерона, более точно определили право. Они разделили право на три области:

1. право естественное;

2. право народов;

3. право цивильное.

По их определению естественное право – это совокупность правил, которая вытекает из природы всего сущего и определяет поведение не только людей, но и животных.

«Право народов» определялось как совокупность правил, которые у всех народов установил естественный разум и которые являются общими для  всех. «Право народов» имеет универсальный характер, применяется ко всем участникам торгового оборота независимо от национальности. Такое понимание jusgentium вполне соответствовало тому расширению товарно-денежных отношений, которое происходило в данный период истории римского государства.

Под “цивильным правом” они понимали положительное право каждого народа, которое каждый народ устанавливает у себя. Это право называется именем того государства, в котором оно принимается и действует.

Следует отметить, что римские юристы так же делили право на публичное и частное.  К публичному они относили все то, что относится к интересам государства и общества, а к частным – то, что имеет отношение к интересам отдельного лица.

 

 

Роль христианства в правовой и политической мысли Древнего Рима

Появление христианства как мировой религии в пределах Римской империи стало важным фактором обновления мира, поиска новой модели жизнеустройства. Христианство за пять столетий распространилось на все народы Средиземноморья, а затем и всей Европы, оказав огромное влияние на общественно-политическую мысль. С точки зрения историков-материалистов, главной причиной возникновения христианства были тяжелые условия жизни народных масс, которые в новой религии искали для себя утешение. В условиях экономичного и национального гнета, идеологического разброда в Римской империи в I-III вв. н.э. это учение было воспринято большими массами населения огромной империи, так как оно провозглашало равенство всех людей перед Богом, разрушало этнические и социальные перегородки в обществе. Все это способствовало распространению христианства во многих странах, несмотря на гонения со стороны властей.[7].

Христианство проповедовало идеи всеобщего равенства и свободы людей. Христианство способ­ствовало устойчивости общества. Все нормы и ценности, сложившиеся в римском обществе получили сакральный характер. Канонические нормы создавали предпосылки для того, чтобы человек выполнял свои обязательства.

Политико-правовая система заключалась в тесном взаимодействии канонического права и светского законодательства. Именно в Византии, как нигде, церковь стремилась отожде­ствить закон церкви с законом государства.

    В формировании христианского вероучения сыграли большую роль греко-римская философия и религии Востока. Так, христианство восприняло идеи Филона Александрийского о мессии, спасителе рода человеческого, философию римского стоика Сенеки, высказывавшего мысли о потустороннем воздании, о равенстве всех людей, в том числе и рабов. Большое влияние на христианство оказала культы Исиды и Осириса, Митры и др.[8]

Ранние христиане обрушивались с нападками на всех богатых и властвующих, отвергали частную собственность, а так же деление людей на сословия.

Со II в. ряды христиан пополнялись выходцами из имущих и образованных слоев общества. Богатые и честолюбивые люди по-своему  переживали гнет Римской империи, кризис рабовладельческого строя, всеобщую апатию и деморализацию, тоже искали духовного утешения и освобождения. Это привело к изменению социального состава, организационных принципов и идеологии христианских общин.

Церковь стремилась к союзу с императорской властью. С IV в. императоры уже вынуждены были считаться с церковью и даже искать у нее поддержки.

Ранние христиане  апеллировали к божественному «закону свободы», характерно использование в духе требований новой религии целого ряда прежних естественно-правовых идей и представлений, при этом большое значение придавалось принципу равенства всех людей. Ранние христиане выделяли принцип – воздаяние равным за равное. Главными идеологиями ранних христиан были: «Каким судом судите, таким будете судимы»; «Какою мерою мерите, такою отмерено будет вам».

Между императорской властью и церковью порой возникали несогласия. Императоры посягались на авторитарные решения духовенства, а  духовенство, сильное своим идейным влиянием, вовсе не имело желания превращаться в послушных исполнителей. Более того, церковь притязала не только на полную независимость в религиозных делах, но и на участие в политической власти.

Притязания церкви на участие в государственной власти обосновывались так называемыми теократическими теориями.

Одним из первых теократов был константинопольский епископ Иоанн Златоуст (345–407 гг.). Апостол считал, что всякая власть от бога, богом дан лишь общий принцип власти.

Также наиболее яркими являются учения гиппонского епископа Аврелия Августина (354–430 гг.), прозванного православной церковью “Блаженный”, а католической – признанного святым и учителем церкви.

В произведении “О граде божием” Августин писал, что в мире существует два государства: “божий град” (церковь) и “град земной” (государство). Церковь “странствует по земле, имея цель на небе”, “церковь и теперь есть царствие небесное”. К граду божию принадлежит первый праведник – Авель. Основателем града земного был братоубийца Каин; государство – создание человеческое, его цель – временная, оно создано насилием, держится принуждением: “При отсутствии справедливости, что такое государства, как не большие разбойничьи шайки, так же как и самые разбойничьи шайки что такое, как не государства в миниатюре”.

Оправдание государства в том, утверждал Августин, что оно поддерживает земной, временный порядок, причем и тут государства разные: есть два вида земных царств.

Аврелий утверждал, Бог сотворил материю и наделил её различными формами, свойствами и назначениями, тем самым имеено Бог сотворил все сущее в мире. Все сущее есть благо, так как все сотворено Богом. Зло – это  порок и небытие.

Бог же — источник бытия. Мир существует благодаря непрерывному творению Бога, который перерождает всё умирающее в мире. Мир один, - и несколько миров быть не может.

Аврелий считал, что всякая вещь и всякий человек имеет свое установленное Богом, место.

Августин считал, Бог сверхприроден

Проблема второго учения Августина – это соотношение Бога и его отношения к миру и человеку – является центральной, основополагающей. Бог, по Августину, - сверхприроден. Мир, природа и человек, будучи результатом творения Бога, зависят от своего Творца. Августин истолковывал Бога как личность, сотворившую все сущее. И специально делал различия толкований Бога от Судьбы и фортуны.

Бог - бестелесен, а значит божественное начало бесконечно и вездесуще. Сотворив мир, он позаботился о том, чтобы в мире царил порядок, и в мире все стало подчиняться законам природы.

Человек, в свою очередь, — это душа, которую вдохнул в него Бог. Тело - презренно и греховно. Душа есть только у людей. Человек создавался Богом, как свободное существо, но, совершив, грехопадение, сам выбрал зло и пошёл против воли Бога. Так возникает зло. Так человек становится несвободным. Человек несвободен и неволен ни в чём, он всецело зависит от Бога. С момента грехопадения люди предопределены ко злу и творят его даже тогда, когда стремятся делать добро.[9]

 

Заключение

Политико-правовая идеология Древнего Рима, как указывалось выше,  сложилась под сильным влиянием идей греческих мыслителей, разработала ряд своеобразных институтов и конструкций, которые оставили свой  огромный след в истории политических и правовых учений не только Древнего Рима, но всего мира . Среди них – знаменитое определение государства,  данное Цицероном: государство – это  “дело народное”, а также его идея о том, что право является связью и основой общества.

Римским юристам удалось отделить теорию права от философии, этого они добились благодаря тому , что смогли разработать догмы права.

В идеологии Древнего Рима проблема преодоления политического отчуждения выражена слабо. Терминологически она намечена определением государства как “дела народного”(Цицерон), а на самом деле  оправдывалась система сдержек и противовесов.  

Цицерон определял право как связь народа, но именно в его понимании оно распространялось лишь на свободных, право существовало исключительно для высшего слоя общества. То есть изначально римское общество рабов не относило к субъектам права, они были бесправными.

Но не стоит забывать его утверждение, что во время войны “умолкают законы”, то есть, исходя из этой логики, мы можем считать, что все равны, вне зависимости от того, представителем какого слоя является человек.

Исключительная  роль в истории общественно-политической и правовой  мысли Рима отведена именно христианству. Следует отметить, что христианство повлияло не только на политическую и правовую мысль римского общества , но и многих других государств того времени.  

Сам процесс становления христианства как новой мировой религии был достаточно сложным.

Именно такой сложный процесс удтверждения смог обусловить долговременное господство христианства в Европе, а так же дал возможность в дальнейшем использовать его в прямо противоположных целях: от рабовладельческого строя и крепостничества до обоснования демократически-революционных и коммунистических программ.

Римским юристам удалось оказать большое влияние не только политическую и правовую мысли Древнего Рима , но и на последующее развитие права и политики других государств .

Данное  явление обусловлено несколькими факторами:

1. высокой юридической культурой римской юриспруденции ;

2. обстоятельностью и аргументированностью анализа;

3. четкостью формулировок.

4. уникальностьюметодологииправа

5. приемлемостью комментариев «buona fides» (позиция доброй воли)

6. наличием права частной собственности: право на жизнь, частную собственность

Исключительность римского права состоит в том, что оно продолжило свою жизнь даже после распада и перерождения государства, давшего ему первую жизнь.

За все это время римские юритсы смогли разработать и переосмыслить многие стороны правовой жизни общества, а так же юридические проблемы и казусы.

Логичность и доскональность—достоинства римского права. «Именно непоследовательность римских юристов и преторов следует считать одним из их величайших достоинств, которое позволяло им отступать от несправедливых и отвратительных институтов».[10]

Одним из феоменов римского права являтся то, что оно живет и по сей день.

Это проявляется тем, что именно римсое право лежит в основе романо –германской правовой семьи.

 В романо–германскую правовую семью включаются:

1. страны континентальной Европы;

2. Россия

3. страны Латинской Америки; 

4. значительная часть Африки;

5. страны Ближнего Востока.

 Основной источник права в вышепречисленных странах является закон.

 

Благодаря своему огромному труду римские юристы разработали целый ряд
фундаментальных институтов юриспруденции, которые и по сей день продолжают привлекать внимание  современных ученых-юристов .

 И это является вполне закономерным явлением и естественно уже потому,
что многие современные понятия, термины и институты непосредственно  ссылаются к римскому праву и римским юристам.

 

 

Список использованной литературы

1. Воротилин Е. А. История политических и правовых учений. Учебник для вузов. Сер. «Классический университетский учебник» / Е. А. Воротилин, О. Э. Лейст, И. Ф. Мачин, В. Н. Струнников, В. А. Томсинов, Е. А. Фролова, — М. : Зерцало-М, 2009. — 584 с.

2. Гегель Г.Ф. Философия права. М.: Мысль, 1990..

3. Графский В. Г. История политических и правовых учений : учебник для вузов. — 4-е изд., перераб. и доп. / В. Г. Графский, Н. М. Золотухина, Л. С. Мамут, В. С. Нерсесянц, Л. Р. Сюкияйнен / под общ. ред. В. С. Нерсесянца. — М. : Норма, 2004. — 944 с.

4. Грыжанкова М. Ю. Иоанн Златоуст в социуме ранней Византии и России. - Саранск, 2002.

5. Демиденко Г. Г. История учений о праве и государстве: Курс лекций. – 2-е изд., перераб. и доп. – Харьков: «Право», 2008. – 432 с.

6. Егоров А. Б. Кризисы в истории Рима (события и проблемы) Сборник статей к 80-летию со дня рождения проф. Э. Д. Фролова». Вып. 12. СПб., 2013.

7. Поснов М. Э. История Христианской церкви (до разделения Церквей - 1054 г.). - Киев, 1991.

8. Г. Ю. Семигин Антология мировой политической мысли в 5 тт.Т.1.

Зарубежная политическая мысль: истоки и эволюция

 

9. Сергеев В. С.Принципат Тиберия // Вестник древней истории. — 1940. — № 2 (11).

10. Философия: Учебник для вузов / Под общ. ред. В. В. Миронова. — М.: Норма, 2005. — 928 с.

11. Философия: учебное пособие / отв. ред. В.П. Кохановский. - 16-е изд. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2007. - 575 с.

12. "Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран", под.ред. З.М. Черниловского,М., "Юридическая литература",  1984

13. Черниловский З. М. Римское частное право. Элементарный курс. – М., 1997. – 224 С

 


[1] Черниловский З. М. Римское частное право. Элементарный курс. – М., 1997. – С. 9.

[2] "Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран", под. ред. З.М. Черниловского, М., "Юридическая литература", 1984

[3] https://ru.wikipedia.org/wiki/

[4] Егоров А. Б. Кризисы в истории Рима (события и проблемы)

[5] Сергеев В. С.Принципат Тиберия // Вестник древней истории. — 1940. — № 2 (11). — С. 78—95.

[6] https://politics_reference.academic.ru/ Политологический словарь справочник

[7] Графский В. Г. История политических и правовых учений : учебник для вузов. — 4-е изд., перераб. и доп. / В. Г. Графский, Н. М. Золотухина, Л. С. Мамут, В. С. Нерсесянц, Л. Р. Сюкияйнен / под общ. ред. В. С. Нерсесянца. — М. : Норма, 2004. — 38-39с.

[8]Антология мировой политической мысли. - М.,1997. Т.1-5.

 

[9] Демиденко Г. Г. История учений о праве и государстве: Курс лекций. – 2-е изд., перераб. и доп. – Харьков: «Право», 2008., с 69-70

[10] Гегель Г.Ф. Философия права. М.: Мысль, 1990. С. 67.


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 1355; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!