Предпосылки зарождения и формирования музеев как cоциокультурного феномена



Первопричина появления музея исследователями трактуется по-разному, но, как правило, в соотношении с предшествовавшим ему коллекционированием. По мнению американского ученого Э. Александера[1], его мотивация обусловливается человеческой склонностью, сходящей к древнейшей деятельности людей, связанной с собирательством, дававшей, наряду с охотой, средства к поддержанию жизни. Интерес человека к собиранию и сохранению свидетельств природного и рукотворного характера, запечатлевающих и отражающих эволюцию окружающего мира, прослеживается в различных странах в разное время. На протяжении всей истории люди собирали и стремились сохранить предметы, имевшие религиозное или эстетическое значение. Первым опытом коллекционирования можно считать дары, которые приносились по обету в храмы Др. Греции. Для этого возводились специальные здания – «сокровищницы». Сюда же можно отнести и предметы погребального культа Др. Египта. Коллекции были при дворцовых и храмовых хранилищах – они принадлежали знати. Это говорило о богатстве и могуществе их владельцев.

Теория происхождения.

Попытки определить сущность музея и понять его отличительные черты и причины предпринимались неоднократно. Вопросы сущности и происхождения музеев трактуется в разных теориях с учетом позиций их авторов (Кеннета Хадсона, К. и С. Списс, Ж. Базен): идеалистических, метафизических или материалистических.

1. Субъективно-эстетическая теория относится к идеалистическим теориям. Ее сторонники пытаются объяснить собирательство или накопление музейных ценностей врожденной любовью к прекрасному. В соответствии с данной позицией музеи своим возникновением обязаны стремлению людей окружить себя предметами, вызывающими эстетическое чувство.

2. Биологическая теория (по К. Хадсону) (Социальная история музеев, 1975). Теория приписывает человеку «коллекционерский» инстинкт, которым обладают люди и некоторые виды животных (вороны подбирают блестящее), => музеи возникли от врожденного инстинкта людей.

3. Филологическая (Этимологическая) теория – наиболее распространенная за рубежом, возводит начало муз. дела во всех странах к одной общей «прародине» - Др. Греции – возникновение и существование музеев в различных странах есть желание повторить или воссоздать античный образец.

4. Социальная теория – осмысление причины происхождения, связанными с социально-культурными факторами, потребности общества и культуры в сохранении и использовании материальных объектов, свидетельства этого развития, передача человеческой памяти о предках.

5. Теория, объясняющая появление музея как средства ухода из «невыносимого» настоящего в прошедшее и будущее.

Другую теорию предлагает английская исследовательница Альма Уиттлин. Она рассмотрела несколько мотивов потребности в собирательстве.

1. Экономические (возникновение частной собственности и излишков при переходе к земледелию, возникновение социального неравенства). Источники: походы, набеги, пожертвования, налоги ЕТС. Роль храма как общественной казны и предмета культа.

2. Социальный престиж – предметы подтверждают положение человека в обществе (кочевые и оседлые этносы Евразии). Богатые гробницы с предметами культа, оружием, украшениями. Ех. Терракотовая армия в Линдуне (Китай), в Др. Риме – показательные выставки дорогих вещей.

3. Магическая (сакральная) мотивация прослеживается на ранних этапах развития человечества. Стремление выйти бытовых нужд и общаться с высшей силой, защита от внешнего воздействия природных сил. Создания мест совершения культа – первые сакральные коллекции (Ех. Святые реликвии в христианстве, сокровищницы при гробницах).

4. Любительство и интерес к редкостям, всему необычному, иллюзия понимания сложного, необъяснимого.

5. Эстетическая (эмоциональная) мотивация. Цель – получение эстетического удовольствия. Возврат к историческому прошлому через искусство.

6*. Мотивация групповой принадлежности

7*. Патриотическая мотивация. (* Указано только в учебнике Грицкевича).

 

3,4 Взгляды на происхождение музеев отечественных и зарубежных исследователей. Философско-религиозные взгляды на смысл и назначение музея.

Отношение общества к музею в историческом контексте неоднозначно. Уже в античном мире его значение меняется от синкретического (слитного) храма наук, божественных искусств и памяти к специализированному научному комплексу, выражавшему универсальный познавательный взгляд на мир. Такое представление нашло свое развитие в дальнейшем – в 18 веке, в эпоху Просвещения. Это выражалось в составе коллекций и во взглядах на музей.

Энциклопедист Дени Дидро считал, что музей – это место, где собраны вещи, имеющие отношения к искусствам и музам, как материализованную энциклопедию наук и искусств, доступную для ознакомления в целях просвещения. Период, связанный со становлением музея, предопределил его понимание как специфического научно-культурного учреждения.

2я пол. 18 века – рост образовательного потенциала музея – образовательная деятельность развивается в Европе, России и США. Музей понимается как источник знания, наглядная школа, «отдых от будничной жизни для всех».

На рубеже 19 и 20 вв. формируется учение о музее в философском контексте, его целостное осмысление.

Н. Ф. Фёдоров в своей философии «всеединства» отводит музею особое место как объединению интеллектуальных, духовных и физических усилий всех поколений в борьбе против смерти, которая становится необратимой только с утратой памяти о человеке. Память можно сохранить через вещи, несущие след личности создателя или владельца.

В ХХ веке, особенно после революции 1917 года, музей рассматривался как «рассадник культуры и просвещения».

В 1930-е гг. музей превращается в трибуну коммунистической идеи, единого взгляда на мир, мощное иделого-воспитательное средство.

Но уже в 1960-е гг. появляются иные взгляды на смысл музея. Это связано с изменением политической ситуации и вступлением в СССР в ИКОМ в 1957 году => контакты с музеями различных стран, проведение общественных мероприятий. Акцент делается на проблемы воспитания и обучение посетителей.

В США: сохранение культурного и научного наследия, интерпретация прошлого и настоящего, проведение учебно-воспитательной и просветительной работы среди населения, отражение позитивных и социальных изменений, организация досуга.

1980-е гг. – осмысление роли музея как центра культуры с широкими образовательными возможностями. Новые воззрения на взаимодействие музея с посетителем в рамках музейной коммуникации.

1990-е гг. В теории музей рассматривается как «специфическое средство извлечения информации из овеществленных форм прошлой и современной культуры и средство рефлексии, формирования самосознания общества. Конец 1990-х – идея «живого музея» как синтеза духовного и плотского, храма и форума.

По З. Странскому: Музей – это особое научное и культурное учреждение, которое выбирает и собирает природные и вещественные объекты, являющихся подлинными ценностями, использующиеся в научных и культурных целях. Тем самым в музее проявляются специфическое отношение человека к действительности.

Взгляды гуманистов на музей. Гуманист Марсилио Фичино с 1462 г. Возглавлял Платоновскую академию. Он считал, что музеи – это храм муз, человеческих искусств должен быть открыт для всех, он подчеркивал открытый характер музея. Джан Паоло Ломаццо (художник) окончательно оформил представление о музее как о месте, где выставляются художественные произведения и редкости в трактате «О музах». 1591.


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 2263; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!