В. Гюго. «История одного преступления».

Формирование англо-американской концепции прессы в XVIII веке.

 

Ребят, по ее лекции.

 

В 16-17 века прошел ряд буржуазных революций. Пресса должна была служить обществу и превратилась в мощный инструмент общественного воздействия. В Англии непросто буржуазная а пуританская (религиозная) революция, после чего появился «Билль о правах» как гарант политической свободы.

В 1688 году в Англии произошла «Славная революция». Ее итогом стало свержение короля Якова 2 и вступление на престол Вильгельма Оранского. Это событие положило конец монополии тори на власть. Новый король пользовался поддержкой вигов. В годы его правления произошла либерализация общественной жизни страны, коснувшаяся и печати. Важным событием в истории английской журналистики стала отмена цензуры в 1695 году. Вслед за этим началось бурное развитие периодической печати. Появилось большое количество новых печатных изданий, которые информировали, спорили, поучали, просвещали – каждое на свой лад.
Значительным событием в истории Англии и ее колоний стала отмена в 1695 цензуры.
В 1702 году стала издаваться первая ежедневная газета Англии («Дейли курант»). Большинство газет начала 18 века стали совмещать информацию и анализ. Одним из первых стал применять этот прием Д. Дефо (о котором мы будем еще говорить) в своей газете «Ревью».

 

В это время формируются 2 модели управления и контроля за прессой.

Авторитарная концепция – идея о том, как служить сильной власти. Платон – не всем необходимы знания, только лучшие люди способны к этому. Пресса отсюда роль служанка власти. По мнению исследователя Кина, принцип свободы печати был краеугольным для политической системы Западной Европы и Северной Америки. В 18 веке повсеместно происходит развитие печати.

Либертарианская концепция – характерно для 17 18 веков. Абсолютная личная свобода. Пресса предоставляет факты и аргументы. Определяется собственное мнение по поводу политики, Пресса осуществляет контроль над властью. Сам народ может следить за властью, правительством.

1689 – «Биль о правах», гарантирующий свободу слова, свободу вероисповедания. Контроль над прессой осуществлялся косвенными методами – экономическое воздействие, подкуп, субсидирование из правительственных фондов. В авторитарном государстве – комплекс из цензуры и других способов воздействия.

 

 

Республиканская и либеральная журналистика Италии XIX века.

 

Италия не имела самостоятельности, часть территории была оккупирована, отсюда экономическая, политическая и культурная разрозненность. Войны, захват земель оказали отрицательное влияние на развитие прессы.

Из массы органов, появлявшихся в Италии между концом XVIII и началом XIX в. стоит упомянуть «Caffe», который начал выходить в Милане в 1764 г. и издавался братьями Верри и Беккариа, знаменитым юристом. «Caffe» представлял собой род энциклопедического обозрения. В нем была опубликована первая в Европе попытка математического метода в политической экономии, статья Беккариа «Saggio sui controbandi», в которой автор аналитическим путем пытается разрешить вопрос о том, до какого пункта должна дойти система налогов, для того чтобы по необходимости вызвать среди народа развитие контрабанды.
«Искренность» 1850 год, издатель Ассорино, была посвящена информации как внешней, так и внутренней, пыталась систематизировать информацию. Газета была частной и просуществовала всего неделю.

Газета Генуи, государственная 1788 год.

Газета Венеции, 1805 год.

Роль объединителей страны сыграли журналы.
К этой же эпохе относится появление двух замечательных органов итальянской печати – «Литературный Бич» Баретти и «Наблюдатель» Гоцци, повлиявших весьма сильно на направление итальянской литературы. Баретти, под псевдонимом Аристарха Сканабуэ, резко раскритиковал всю периодическую печать своего времени. Он показал при этом, в какое ужасное положение была приведена национальная культура Италии. Не вскрыв истинной причины этого печального положения дела (т.е. господства иностранцев и церковно-политической цензуры), он в то же время мастерски бичевал все порожденные им явления.
«Примиритель» и «Антология» вызвались примирить общество с позиций науки и культуры.

«Примиритель» выходит в Милане с сентября 1818 по октябрь 1819, издатели – аристократы, литераторы, редактор – Борсьери, обращались к истории, чтобы выявить Итальянскую национальную традицию.

В 20-е годы во Флоренции выходит с 1921 по 1933 гг. «Антология» (наука, техника, естественные науки, право, просвещение).

Следовало бы посвятить особую главу нелегальной республиканской печати, получившей в это время сильное распространение в Италии, но мы ограничимся немногим. В то время как цензура изгоняла самые робкие намеки политического характеру, подпольная печать, распространяемая по стране в огромных количествах членами тайных обществ, позволяла себе прямо высказывать самые радикальные суждения о политическом положении страны.
Джузеппе Мадзини – выдающийся человек, стал публицистом, литературным критиком. Участвовал в движении карбонариев. В Марселе основал в 1831 году общество «Молодая Италия».

За границей издавал:

В Швейцарии – «Трибуна», в Париже – «Италия», издание этих газет было опасным. В Лондоне Мадзини издавал журнал «Народное служение».

Душой этой литературы был Джузеппе Мадзини, который регулярно направлял в Италию, то из Лондона, то из Лугано (Швейцарии) газеты патриотически-республиканского характера, печатавшиеся за границей под охраной местных законов. Мадзини переезжает в Милан, и под его редакторством начинает выходить «Народная Италия».
С падением власти временщиков проблема национального объединения Италии была разрешена. Вне великого национального объединения остались только две области. Национальная честь итальянцев, конечно, требовала, чтобы и эти части Италии, еще занятые чужеземцами, были присоединены к объединенной Италии, но, однако, никто не предполагал, что это может случиться так скоро и благодаря войне, и все свои надежды итальянские патриоты возлагали на будущее политическое распадение Австрии.
Газета «Возрождение Италии» противостояла революции и народному движению.

К 1861 году Италия была практически полностью объединена (за исключением Венеции и Рима), у власти в то время был Виктор Иммануил II. Гарибальди призвал к народному походу на Рим, с 1871 года столицей стал Рим. К концу 19 века пресса бурно развивается, после полного объединения появляется и начинает доминировать развлекательная пресса (1876г. «Вечерний вестник»).

В 1854 году основано телеграфное агентство «Стефани», входит в систему европейских телеграфных агентств.

 

История газеты «Таймс».

Основателем газеты, считающейся в настоящее время синонимом респектабельности британской прессы, стал английский типограф Джон Уолтер, начавший издавать утреннюю газету в 1785. В 1788 издание Уолтера было переименовано в "The Times", и под этим названием газета вошла в историю мировой прессы. Задачей Джона Уолтера было сделать "Таймс" изданием, интересным всем читающим кругам. В своей первой редакционной статье он заявил о том, что "газета должна быть хроникером времени, верным летописцем всех проявлений человеческого разума; она не должна сосредоточиваться только на одном событии, но, подобно хорошо сервированному столу, должна иметь в своем арсенале блюда на любой вкус и, избегая крайностей, держаться золотой середины".
в 1795 тираж "Таймс", составивший 4800 экз., считался рекордным.
Подлинное значение "Таймс" как общенациональной, а затем влиятельной европейской газеты проявилось только в 19 веке. В 1803 управление "Таймс" переходит к Джону Уолтеру 2, кот. усилил в "Таймс" черты респектабельности и сделал это издание самым информированным в стране. В период наполеоновских войн Англия находилась не только в экономической, но и в информационной блокаде - иностранные новости поступали с большим опозданием. Использовав ситуацию, "Таймс" в 1807 послала своего корреспондента Генри Робинсона освещать события в Европе. Репортажи корреспондента "Таймс" из Германии и Испании продолжались до 1809, став своеобразным британским "окном в Европу", а сама газета увеличила сеть своих корреспондентов как внутри страны, так и за рубежом.
В 1817 Джон Уолтер 2 занял место в парламенте, а на пост редактора назначил Томаса Барнса. Барнс возвел газету в ранг непререкаемых авторитетов в мире информации, закрепив за ней статус влиятельного издания. Взвешенная позиция "Таймс", не допускавшая явного радикализма, и ориентация на традиционные ценности среднего класса выгодно отличали ее от популистских и радикальных изданий того времени, не говоря о бульварной прессе.
Публикации и позиция "Таймс" сыграли большую роль в таких важных политических событиях, как первая парламентская реформа 1832, давшая право голоса мелкой и средней буржуазии и уничтожившая часть "плохих местечек" в пользу промышленных центров, принятие закона об эмансипации католиков, отмена хлебных законов в 1846.
Пик популярности "Таймс" приходится на события Крымской войны, в период редакторства Джона Дилейна. Освещать военные действия был отправлен знаменитый корреспондент "Таймс" Уильям Рассел, первый военный корреспондент в истории британской прессы. Репортажи Рассела с места боев вдохновляли поэтов, строки его репортажей становились крылатыми выражениями, а его разоблачения военных и политических кругов привели к отставке правительства и к смене военного руководства.
В середине 19 стол. "Таймс" получила прозвище "Громовержец". Ее ежедневный тираж достиг 60 000 экз., тогда как тираж ближайшего конкурента едва приближался к 6000. Точность и качество репортажей, своевременность освещения событий, высокий уровень передовиц и аналитических статей, осведомленность в хитросплетениях европейской политики сделали «Таймс» эталоном европейского периодического издания. Во многих европейских столицах собственные корреспонденты «Таймс» пользовались таким же вниманием, как и послы иностранных держав. Пресса в лице «Таймс» становилась подлинной «четвертой властью». Для Абрахама Линкольна «Таймс» этого периода – «одна из величайших сил в мире, даже королева Виктория в одном из писем сетовала на влиятельность этой газеты.
Появление информационного агенства «Рейтер» (1851) и отмена гербового сбора в 1855 привели к потере монопольного положения «Таймс» в мире новостей, а конкурирующие издания увеличили тиражи и потеснили «Таймс» на читательском рынке. С наступлением эры «нового журнализма», особенно с появлением газеты «The Daily Mail» в 1896, положение «Таймс» ухудшилось, и ее тиражи упали до 40 000 экз. Несмотря на все это, «Таймс» сумела сохранить свою конкурентоспособность. В 1922 газета была приобретена семейством Астор, а с 1966 она вошла в состав концерна «Thomson Organization», владеющими 50 газетами и журналами, а также несколькими радио - и телестанциями.

В конце 19 – начале 20 века «Таймс» стала органом, рассчитанным на аристократию, финансово-промышленную и интеллектуальную элиту. Она увеличила свой объем до 20-28 страниц большого формата. Несколько раз в неделю печатались дополнительные выпуски, целиком посвященные объявлениям.
Несмотря на смену владельцев, направленность и качество «Таймс» остались неизменными. В настоящее время это влиятельная ежедневная газета, издающаяся в Лондоне и имеющая широкую сеть собственных корреспондентов за рубежом. Тираж «Таймс» в начале 1990-х составлял приблизительно 440 тыс. экз., что является неплохим показателем для категории «качественных» изданий.

 

            

 

История газеты «Дейли Мейл».

Хармсворту принадлежит заслуга издания первой ежедневной утренней газеты стоимостью в полпенса «Дейли Мейл» («Ежедневная почта»), первый номер которой вышел в 1896 году. Целью издания провозглашалась защита английских интересов и распространение английского влияния в мире. Газета придавала огромное значение сенсационным новостям, и ее информации подчас не хватало достоверности. «Дейли Мейл» ориентировалась на массового читателя, не слишком взыскательного, но жадного до сведений самого различного, подчас скандального характера. Главное – добывать быстро и много новой информации, которую можно продать, - такова была издательская политика Хармсворта. Ее результатом стало то, что к 1900 году «Дейли Мейл» достигла миллионного тиража и приобрела огромную популярность в разных слоях британского общества. Газета принесла огромное состояние ее владельцу.

Газета известна своей независимой редакционной политикой. Международную известность она получила, освещая «дело Дрейфуса», Англо-бурскую войну и др.

 

Ребят, все, что нашла(

 

 

В. Гюго. «История одного преступления».

Памфлеты Виктора Гюго «Наполеон Малый» и «История одного преступления» занимают особое место в литературном наследстве великого французского писателя. Оба эти произведения – замечательные образцы прогрессивной публицистики – являются выдающимися памятниками борьбы писателя-демократа против бонапартистской реакции, восторжествовавшей во Франции в результате государственного переворота 2 декабря 1851 года, совершенного Луи Бонапартом. Оба произведения были написаны в 1852 году.

"История одного преступления" и выросший из нее памфлет "Наполеон Малый" (1852) - это скорее яростные памфлеты, не щадящие выражений в разоблачении и дискредитации Луи Бонапарта и его приспешников почти исключительно с моральных позиций, вне анализа политической и социальной ситуации во Франции, приведшей к бонапартизму.

 

"Виктор Гюго ограничивается едкими и остроумными выпадами против ответственного издателя государственного переворота. Самое событие изображается у него, как гром среди ясного неба. Он видит в нем лишь акт насилия со стороны отдельной личности. Он не замечает, что изображает эту личность великой вместо малой, приписывая ей беспримерную во всемирной истории мощь личной инициативы"

 

С целью разоблачить и обесславить перед всем миром политического авантюриста и его преступный режим и тем самым способствовать его скорому падению в первый год эмиграции, Гюго пишет две книги: "Наполеон Маленький" и "Историю одного преступления" - своеобразную обличительную хронику хода событий во время государственного переворота 1851 года.

«история одного преступления» проникнута пафосом борьбы с бонапартизмом, вышла в свет 1 октября 1877 года – за две недели до новых парламентских выборов во Франции. Публикуя ее, Гюго сказал следующее: «Эта книга больше чем своевременна, она необходима. Я ее публикую». Последняя глава «Падение» была написана после проезда писателя через Седан, где за год до того армия Наполеона III сдалась прусским войскам. И седанская катастрофа уже через 2 дня привела к падению Второй империи и к революции. Книга разоблачает подлое вероломство и кровавые злодеяния, с помощью которых бонапартисты захватили власть в республике. Здесь преобладает описание борьбы с переворотом. Здесь присутствуют факты, документы, свидетельские показания. «История одного преступления» - очерк воспоминаний.

 

В. Гюго. «Наполеон малый».

 

Памфлеты Виктора Гюго «Наполеон Малый» и «История одного преступления» занимают особое место в литературном наследстве великого французского писателя. Оба эти произведения – замечательные образцы прогрессивной публицистики – являются выдающимися памятниками борьбы писателя-демократа против бонапартистской реакции, восторжествовавшей во Франции в результате государственного переворота 2 декабря 1851 года, совершенного Луи Бонапартом. Оба произведения были написаны в 1852 году.

Тем не менее пропагандистская роль памфлета "Наполеон Малый" была
огромной. Он выдержал десять изданий, тайно ввозился из Бельгии во Францию,
будоражил умы, склоняя их к оппозиции режиму, представавшему под пером Гюго
воплощением преступности и безнравственности.
Значение этого памфлета ослаблялось недостатками, вытекавшими из свойственного Гюго идеалистического понимания исторического процесса. « Само событие изображается у него как гром из ясного неба. Он видит в нем лишь насильственное деяние одного человека. Поставив в центре своего повествования личность Луи Бонапарта «вульгарную, пустую, позирующую, ничтожную личность», писатель явно преувеличил его роль в событиях, склонился к культу личности» (К. Маркс).

В целом же «Наполеон Малый» - это боевой памфлет, здесь излагается преимущественно история переворота. Здесь, как и в «Истории одного преступления» есть факты, документы, свидетельские показания.

Сo всем своим политическим темпераментом, со всей силой таланта обрушился Гюго на узурпатора свободы Франции. С негодованием рассказывает он, как Луи Бонапарт торжественно клялся защищать республику, а потом растоптал эту клятву. Шаг за шагом раскрывается перед читателем путь предательства, подкупа и преступлений, которым пришел к власти Наполеон Малый, встает страшное зрелище кровавых убийств, расстрела случайных прохожих, произвола и беззакония. С саркастическим презрением рисует Гюго портрет «героя» государственного переворота, который предстает в двойном обличье — бандита и мелкого мошенника.

«Он явился, этот проходимец без прошлого, без будущего, не одаренный ни гением, ни славой, не то принц, не то авантюрист. Все его достоинства — руки, полные денег, банковых билетов, железнодорожных акций, мест, орденов, синекур, да умение молчать о своих преступных планах. Усевшись на престоле, он пытается запугать народ зверствами. «Убивайте, что там рассуждать! Убивайте, кого попало, рубите, расстреливайте картечью, душите, топчите, запугайте насмерть этот отвратительный Париж!»... Он бросился вплавь со своим преступлением в поток крови... Сейчас он уже на том берегу, старается обсохнуть и обтереться, кровь льется с него ручьями, а он принимает ее за пурпур и требует себе империю».

Но, страстно возмущаясь реакционным переворотом во Франции, Виктор Гюго не понимал истинных корней бонапартизма,— этому мешало его идеалистическое представление об истории. Всю ответственность за переворот он возлагает лично на Луи Бонапарта. «С одной стороны — целая нация, первая из наций, с другой стороны — один человек, последний из людей; и вот что этот человек сделал с этой нацией».


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 139; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!