Родители- наши первые учителя- как отношения с ними влияют на нашу духовную жизнь и отношения с духовным учителем.

Нужна ли психология преданным.   В связи с тем, что в последнее время очень сильно расширяется косвенная проповедь, и, в частности, через психологию и тренинги, среди преданных возникает все больше споров на этот счет и точки зрения бывают диаметрально противоположны- от «О Кришна, это то, что надо нашему измученному обществу» до «Спасайтесь, вы попали в майю.» И так как организация ретрита спровоцировала новую волну этих дискуссий, нам бы хотелось поделиться с вами размышлениями на тот счет, когда уместно и даже необходимо прибегать к вспомогательным дисциплинам, а когда не нужно. Строго говоря, к духовной практике они не имеют отношения, у нас есть процесс преданного служения, который способен дать нам все, если мы ему следуем. Но вот это «если», на мой взгляд, и является ключевым.  Мнение Гурудева на этот счет простое – мы должны использовать все что помогает нам в духовной практике до тех пор, пока оно помогает, а не начинает ее замещать. Например, обычно у нас не возникает сомнения, иди или не идти к стоматологу, когда у нас болит зуб, но когда у нас искалечено тонкое тело, когда нам причиняет огромную боль и беспокойство ум – мы часто просто не знаем что с этим делать или игнорируем этот факт до тех пор, пока болезнь не перейдет в грубое тело, и даже если идем к наставнику- бывает, что наставнику не хватает квалификации нам помочь и ситуация усугубляется. И еще так бывает, что приходящие страдания намного сильнее нашей веры в Святое Имя.  Гуру Махарадж говорит, что в двух случаях человек не может нормально практиковать:1) когда ему слишком хорошо                                                  2) когда ему слишком плохо.  Во время сильных страданий мы бываем неспособны внимательно повторять. Кто переживал сильные кризисы, особенно в начале духовной практики- тот знает. И вот это серьезный повод для того, чтобы обратиться за помощью. А еще можно не дожидаться кризиса и заняться профилактикой Мы привыкли лечить грубое тело, но у нас нет культуры заботы о нашем тонком теле и часто это приводит к разрушительным последствиям. Около 8 лет занимаясь духовной практикой, лет 5 из них я консультирую преданных, статистики… очень много. Если вспомнить о том, что преданными становятся четыре категории людей: 1. искатели истины, 2. любопытные, 3. ищущие успеха, страдающие.                                                                                           И последняя категория самая многочисленная, ее представить нетрудно.   Мы приходим в общество преданных со всем багажом самскар нашей материальной жизни, с нашим умом и со всей болью которую мы испытали до встречи с преданными и в этой и в других жизнях. И через весь этот фильтр мы начинаем смотреть на преданных, на процесс духовной практики и на духовного учителя. И наш ум вместе с нашим подсознанием часто и незаметно превращают их во что-то настолько далекое от реального процесса преданного служения, что мы отклоняемся и с абсолютной уверенностью шагаем в строго противоположном от Кришны направлении.   Можно рассмотреть как работают подмены в уме на примере с той же ведической психологией. Я предполагаю, что у преданных, которые совершенно искренне пытаются с ней бороться как с чуждым элементом, обычно есть определенное представление о психологии как о каких –то поверхностных манипуляциях. Возможно, они сталкивались с какими-то кармическими психологами и даже начинающими ведическими психологами, которые, что греха таить, тоже бывают несовершенны. И как только они слышат слово «психология» из читты(подсознания) всплывает весь набор самскар связанный с этим словом, и человек искренне уверенный, что так оно и есть с криками «долой!» идет на баррикады. При этом, к сожалению, обычно не уточняя, собираются ли эти преданные делать то, против чего он собрался бороться. Статистика простая, все люди, от которых я слышала критичные высказывания о Высшей Школе Практической Психологии и проекте Психологии 3000… это люди которые не были внутри школы, у них есть какое-то представление об этом, но глубоко с реальностью они не соприкасались ( а я в проекте с самого начала и знаю там практически всех поэтому говорю уверенно) и я не знаю НИ ОДНОГО преданного, который был бы внутри школы и проекта, глубоко разобрался в том, чем действительно там занимаются и чему обучаются преданные и остался бы их противником. А это значит - ум вносит свои поправки в восприятие и нам очень важно уточнять, правильно ли мы поняли информацию.   Что касается ведической психологии, однажды на сессии, мы спросили Гуру Махараджа - а чем ведический психолог отличается от наставника в нашей традиции, и он ответил очень просто- «ничем». По сути говоря, нас учили быть квалифицированными наставниками, духовно и по- человечески зрелыми и глубоко разбирающимися в природе человека для того чтобы ему грамотно помогать. Каждый решил эту задачу в меру своих способностей и искренности, но все мы старались и продолжаем это делать.   Сразу хотелось бы обозначить чем мы НЕ занимаемся, принципиально ведическая психология исключает любые манипуляции. Они действительно бесполезны, мы полностью с этим согласны и не собираемся тратить на них ни ваше ни свое время.  Программа обучения и методология полностью основана на шастрах: Бхагавад Гите, Шримад Бхагаватам , Махабхарате, Йога-сутрах Патанджали и других авторитетных ведических писаниях. Если используются какие-то методы или приемы консультирования или интерактивной работы с группой, то только те, которые полностью коррелируются с вайшнавской сиддхантой или исходят из нее. Задача ведического психолога, наставника заключается в том, чтобы помочь осознать человеку, какую задачу сейчас ставит перед ним Кришна в виде внутренних или внешних обстоятельств, искренне принять ее (действительно, реализовать как вигьяну а не только на уровне ума), как урок его любви(он ведь все делает из любви, но часто для нас это остается теорией) и изменить свои качества, стать в итоге еще ближе к нашей с вами общей цели – любви к Богу, и помочь убрать внутренние и внешние препятствия, стоящие на этом пути.   Когда Гуру Махарадж и Варшана прабху попросили нас организовать рет-рит посвящённый отношениям - мы очень вдохновились , потому что у всех нас уже накопился опыт, как на самом деле реализовать известный стих Рупы Госвами из «Нектара Наставлений» , как открывать сердце и делиться сокровенным, какими глубокими могут быть отношения и как формирование санги стремительно приближает нас к настоящему Сознанию Кришны, а также как избежать основных подмен ума на этом пути. Гурудев, Бхактиведанта Садху Махарадж, Чайтанья Чандра Чаран Махарадж, Вивасван прабху, Говардхан Гопал прабху, Маллика Мала матаджи, Шуддха прабху, Арджунанатх прабху, и другие старшие преданные вложили в нас это знание и это то, чем невозможно не делиться. Мы знаем, что оно способно изменить наше общество. Мы видим, какие изменения происходят в каждой общине и храме где эти принципы начинают применяться. Мы конечно несовершенны, но мы искренне хотим служить вам и поделиться тем, что у нас есть на этом ретрите, потому что хотим, чтобы любви в нашем обществе было больше.     И чтобы не быть голословными, мы решили осветить несколько тем, которые будут даны на ретрите Первая и базовая из них:    

Родители- наши первые учителя- как отношения с ними влияют на нашу духовную жизнь и отношения с духовным учителем.

 

Уважение в ведической культуре и вайшнавской традиции- это базовый принцип.

«Никто не должен быть обделен почтением» Нити- шастра

«Уважение является основой любых социальных отношений и духовного прогресса» Бх. Тхакур

Если человек не развил в себе уважение- он не может развить счастье - ни духовном, ни в материальном мире.

И первый урок уважения который ставит перед нами Кришна- это урок уважения к нашим родителям.

И первый духовный учитель- это наша мама, в Нити –шастре сказано: «Мать- это величайший учитель»

Мать свои поведением формирует первичные самскары, которые влияют потом на всю нашу жизнь, она вкладывает в ребенка систему координат, эмоциональную окраску слов и свое отношение к миру. Перезаписать эти самскары потом стоит огромного труда, поэтому служение матери такое важное. И самая главная задача матери - научить ребенка принципу уважения через свое отношение к мужу, отцу ребенка.

Отец также закреплял этот принцип в сознании ребенка через свое уважение к Гуру, Кришне бабушке, дедушке и другим старшим.

В Махабхарате говорится: «Если человек не уважал своего отца, то даже если потом его поведение будет безупречно - его не будут слушать и уважать».

Сын и ученик должен беспрекословно повиноваться приказам Гуру и отца, Гуру и отец находятся на одном уровне.

И тут существует тесная и прямая связь - если человек не принимал авторитет своего отца - ему сложно будет принимать авторитет старших. В том числе духовного учителя.

В Махабхарате сказано : «Знание обретается через уважение к старшим» если мы не уважаем преподавателя - процесс передачи знания прерывается»

В отношения с нашими родителями Кришна закладывает несколько базовых уроков:

1)Уважение

2) благодарность

3) принятие

4) смирение

5) любовь

Если человек проходит эти уроки в детстве, ему легче стать хорошим учеником.

«Если человек научится уважать старших, то два самые главные звезды в его гороскопе - солнце и луна, независимо от его кармы, займут самое благоприятное положение по отношению к нему.» Джйотишь

 Солнце олицетворяет отца и отвечает за лидерские качества, силу, целеустремленность, решимость.

Луна олицетворяет мать и отвечает за коммуникативность и способность взаимодействовать с людьми.

 

Также есть и другие закономерности:

Отец представляет для девочки всех мужчин, а мать для мальчика - всех женщин.

Если девочка не уважает отца - ей будет сложно выйти замуж,

если мальчик не уважает отца- он будет жестоким и холодным по отношению к собственным детям.

Если мальчик не уважает мать - он будет мстить женщинам и ему будет сложно жениться,

если девочка не уважает мать- она будет жестока и холодна со своими детьми.

 

В йога- сутрах Патанджали сказано:

«Если в комнату входит человек, обладающий большими чем мы знаниями и опытом, наша прана начинает подниматься по позвоночному столбу вверх, и если человек не встает или не оказывает почтение, этот канал перекрывается и человек даже внешне становится похожим на мертвеца.»

Можете представить в каком обесточенном состоянии живет человек, не уважающий своих родителей. Часто он полностью потерян в жизни, нет сил действовать, не понимает свое предназначение, не может создать или сохранить семью, нестабилен в духовной практике.

 

В духовной жизни нет мелочей и то как мы относимся к нашим близким - напрямую на нее влияет.

В Махабхарате сказано- «Нет большего греха чем грех неблагодарности», и в первую очередь нам важно применить этот принцип к своим родителям.

То, что нам необходимо понять как преданным, что эти уроки невозможно обойти, то есть нельзя идти к Кришне, имея разрушенные или формально вежливые отношения с теми, кто дал нам жизнь и возможность идти к нему. Рано или поздно Кришна возвращает нам этот урок через трудности в семье, духовной практике, болезни или напрямую, когда родители болеют и мы вынуждены ухаживать за ними, или квартирный вопрос не позволяет разъехаться, и мы остаемся лицом к лицу с нашими родителями и нашими проблемами в отношениях с ними. И тогда приходится проходить этот урок и менять свое сердце. Я много раз видела это в жизни преданных и проходила сама.

 

Но самая опасная подмена - когда мы начинаем путать наших физических родителей и нашего духовного отца. И ожидать от духовного учителя того, что он не может и не должен нам давать. Я однажды видела как сорокалетний мужчина, инициированный преданный практикующий много лет, плакал как ребенок потому что ему показалось что Гуру недостаточно одобрил его служение, недостаточно обратил не него внимания, оскорблял и преданных и Гуру, и собирался уже оставить духовную практику. И это в его жизни случалось систематически. Этого мужчину много унижали и обесценивали в детстве.

 Или другая преданная боялась Гуру, она боялась что он ее предаст и бросит потому что ее отец и ее муж сделали это. Ее духовная жизнь была в глубоком кризисе.

Это случаи крайнего проявления - но в той или иной степени эти подмены свойственны многим из нас. Потому что наш материальный опыт, за редкими исключениями, намного длительней и «богаче» чем наш духовный опыт, и нам сложно поверить в бескорыстную любовь, довериться и открыть сердце, потому что нас слишком много предавали, не считались с нами, игнорировали, подавляли, заставляли соответствовать ожиданиям… и это делали самые близкие люди – мать и отец. А теперь у нас появился еще один близкий человек- наш духовный учитель. И это совершенно новый опыт в нашей жизни. И многим из нас страшно поверить заново. Нам нужно очень много времени чтобы поверить. Иногда слишком много…

И к сожалению, обычно, тяжелые самскары прошлого не перестают влиять если мы просто знаем о них. Потому что они «заряжены» огромным количеством наших эмоций и эти «бомбы замедленного действия» сидят в тонком теле, искажая наше восприятие. И апарадхи, на которые они могут нас спровоцировать, могут разрушить духовную жизнь не дожидаясь, когда наше повторение джапы станет чистым и «разминирует» их. Как минимум, страх и недоверие который они в нас вызывают по отношению к старшим, может надолго ее остановить или сделать формальной. И нам надо быть разумными.

 

Это как раз тот случай когда можно и нужно обратиться к психологу, поехать на ретрит или придумать что-то еще, но наконец изменить ситуацию. Потому что можно сколько угодно приводить цитат об уважении но вы спросите, как можно уважать отца который пьет и бьет? Как можно его ставить на один уровень с духовным учителем? Или скажете –

я понимаю это теоретически - но я не могу этого сделать - у меня внутри все сжимается от страха , боли или презрения. 

И это правда - безусловное принятие очень, очень и очень недешевая вещь, и многим нужна помощь чтобы на самом деле у видеть ГДЕ! в этом уроке милость Кришны, прожить и отпустить эту боль, очистить свое тонкое тело. Испытать ИСКРЕННЮЮ благодарность и уважение к родителям.

Наградой становится то, что жизнь, и в первую очередь духовная жизнь преданных которые проходят этот экзамен преображается, становится намного больше сил, которые приходят с благословениями матери и отца, как представителей Кришны и Шримати Радхарани. Становятся более близкими и открытыми отношения со старшими преданными и духовным учителем, становится легче обратиться за помощью и предаться, уходят необоснованные ожидания и обиды по отношению к старшим. Преданный становится более зрелым и способным брать ответственность. Налаживаются отношения с мужьями, женами, детьми и самим собой, и появляется возможность все освободившиеся от этой бесконечной борьбы силы направить на духовную практику и повторение Святого Имени. Что, собственно, являлось и является нашей единственной целью.  

 

В заключение хотелось бы сказать, что решать свои проблемы в отношении с семьей, другими и самим собой - это наша ответственность и зрелость, потому что когда мы думаем что на нашем уровне они решатся автоматически, или просто игнорируем или замалчиваем их, догадайтесь, на кого они сваливаются?- на духовного учителя, потому что они превращаются в наши духовные проблемы.

Наша потребность в помощи никуда не исчезает, и тогда мы делаем психолога из духовного учителя… и это уже никуда не годится. Насколько это возможно, нам нужно разгружать Гуру Махараджа от решения наших семейных и внутренних проблем, потому что это не его обязанности. Все, что мы можем решить помогая друг другу и прибегая к помощи других квалифицированных специалистов, мы должны решить, и тогда, возможно, у нас появится больше сил, и желания и внутреннего ресурса задавать Гуру Махараджу духовные вопросы.

 

 

С любовью и желанием служить вам,

Ваша слуга и сестра, Раса Манджари дд

( в статье использованы материалы семинара Шри Джишну прабху «Уважение в вайшнавской культуре»)

 

 

 

 


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 149; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!