Судебную власть осуществлял кади (судья), являющийся представителем духовной власти халифа.

Слайд; История становления источников исламского права и уммы

Слайд

Зарождение исламского права в VII в. совпадает с началом формирования исламской религии.

3 слайд;

Возникновение ислама связано с жизнедеятельностью Пророка Мухаммада. Согласно преданию, в 610 г. в городе Мекка к нему от имени бога Аллаха явился ангел Джабриил, поведал божественное учение и приказал довести его до сведения людей. Так Мухаммед стал пророком, т.е. человеком, которому впервые открылось слово божье и который начал проповедовать его людям. Его проповеди вошли в священную книгу мусульман — Коран. Однако в Мекке, где жил Мухаммед, оказались очень сильными традиционные языческие культы, и пророк встретил там враждебное отношение к себе и последователям ислама. В 622 г. он переехал в другой город —Медину. Жители Медины приняли его проповеди, и Мухаммед стал духовным и политическим лидером мусульманской общины. Переезд Мухаммеда из Мекки в Медину, известный как «хиджра», стал началом мусульманского летосчисления, которое ведется по лунному календарю. Между Меккой и Мединой началась война, которая закончилась победой Медины, а Мекка была провозглашена религиозным центром ислама. Объединение Медины и Мекки положило начало созданию общеарабского государства с новой формой государственности, которая получила название - умма.

Слайд

Буквально умма означает племя, народ. Слово имеет корни в шумерском языке. В Коране это слово употреблено в качестве понятия общности людей, предназначенной к спасению свыше. В основу уммы был положен договор между соперничавшими кланами Медины. Европейская наука называет этот договор конституцией. На основе этого договора умма делится на сообщество правоверных и неверных. Неверные находились под покровительством правоверных. Первоначально к этому сообществу покровительствуемых принадлежали христиане и иудеи.Покровительственное отношение к ним общины мусульман объяснялось надеждой на то, что они, будучи монотеистами, вернуться к первоначальной, как считают мусульмане религии – исламу. Христиане и иудеи обязаны были платить особую подать (джизия) в возмещение усилий уммы за осуществляемое покровительство. Позднее в эту группу стали входить зороастрийцы, буддисты и индусы.

Проще говоря, другие религииони не запрещали. Но последователи этих религий облагались дополнительным налогом — джизией, чтобы экономически стимулировать принятие ислама.

Этот документ регламентировал также то, что можно назвать правилами боевых действий и раздела добычи. Из – за споры раздела военной добычи вводится ведомость (диван), по которой производится выплата жалования воинам. Критерием суммы, выплачиваемой согласно дивану, было время, когда тот или иной воин присоединился к исламу – чем раньше произошло присоединение воина или его рода к исламу, тем больше была выплата.

Слайд

Власть в умме

Государственный строй.
В результате завоеваний VII в. происходит оформление своеобразной раннефеодальной монархии. Во главе находился халиф - преемник пророка. В его руках была сосредоточена духовная (имамат) и светская (эмират) власть. Первые халифы избирались мусульманской знатью, но вскоре власть халифа стала наследственной, передаваемой по завещательному распоряжению. Юридически власть халифа была неограниченной, но фактически он был вынужден считаться с интересами феодальной верхушки и мусульманского духовенства.

Главный советник и высшее должностное лицо при халифе - визирь. Он мог быть по мусульманскому праву с широкой или с ограниченной властью (то есть только исполняющие приказания халифа). К числу важных чиновников относились начальник телохранителей халифа, начальник полиции и особый чиновник, осущсуществляший надзор за другими должностными лицами. Всех чиновников в государстве назначал халиф.

Центральные органы управления назывались диванамии представляли собой специальные правительственные ведомства: диван военных дел, внутренних дел, почтовой службы.

Местное управление
По мере упрочения центральной власти происходит упорядочение местной администрации по персидскому образцу. Территория халифата была разделена на провинции под управлением военный наместников - эмиров, которые были ответственны только перед халифом. В ведении эмиров были вооруженные силы, местный административный, финансовый и полицейский аппарат.

Слайд

После смерти пророка Мухаммеда его дело продолжили его преемники — халифы. Первыми четырьмя халифами последовательно становились ближайшие помощники и единомышленники Мухаммеда: Абу Бакр (632— 634гг.), Умар (634—644 гг.), Усман (644—656 гг.), Али (656—661 гг.). Они считаются «праведными», и все мусульмане должны были брать пример с их образа жизни и поступков.

Последним из четырех праведных халифов стал Али ибн Абу Талиб — двоюродный брат и зять Пророка Мухаммада. Али поддерживают многие мусульмане – он является не только близким родственником Пророка, но также известен как человек искренней веры и доблестный воин.

Мусульмане, которые в борьбе за должность халифа поддерживали Али, впоследствии составили отдельное направление в исламе, и были названы шиитами. Согласно концепции шиитов, главой исламской уммы может быть лишь потомок Али, поскольку наследует от самого Пророка Мухаммада безгрешность в толковании Корана. Те, кто поддерживал Али, называли себя шиитами, а их оппозицию составляли сунниты.

Слайд

II этап – Доктринальная разработка исламского права в период становления Арабского халифата (VII – X вв.)

В истории становления Арабского халифата выделяют два периода: дамасский, или период правления династии Омейядов (661—750 гг.), и багдадский, или период правления династии Аббасидов (750—1258 гг.), которые соответствуют основным периодам развития арабского средневекового общества, и соответственно, государства и права.

Слайд

Как уже было сказано оппозицию шиитов составляли сунниты. Ее возглавил род Омейянидов( из Сирии, которая была в то время наиболее развитым районом халифата. Им удалось взять верх в межклановой борьбе. В результате был убит Али. Город Дамаск стал столицей халифата, а Сирия — столичной провинцией.

В период правления династии Омейядов произошли важнейшие события в истории ислама, исламского государства и права.

Правители из династии Омейядов при выборе методов правления, руководствовались, главным образом Кораном и сунной. Но ими также учитывались обычаи и традиции покоренных народов. Таким образом, складывалась правоприменительная практика, учитывающая местные обычаи, не противоречащие принципам ислама. Появлялись правовые нормы, которые были результатом исламизации правовой практики.

Слайд

Далее власть захватила династияАббасидов.

Согласно общепринятому мнению, именно этот период правления рода Абассидов является этапом доктринальной разработки исламского права. В это время основными историческими факторами, повлиявшими на это доктринальную разработку шариата, были факторы территориальные и демографические, определившие основные характеристики исламского общества, его политический и социальный контекст.

Слайд

Шариатпредставляет совокупность всех источников исламского права, составляющих фундамент жизни мусульман.

Главным источником веры и права является Коран - священная книга, состоящая проповедей Мухаммеда, который не может быть исправлен или изменен.

Слайд

Другой источник права - Сунна рассказывает о суждениях и поступках пророка Мухаммеда в хадисах (преданиях о словах и действиях пророка Мухаммада). Она содержит много противоречивых положений, выбор которых остается на усмотрении правоведов и судей.

 

Слайд

После смерти Пророка мусульманам остался текст Корана в изложении и толковании его сподвижников. Очевидно, что личное мнение этих сподвижников имело большой вес, даже если оно и не основывалось непосредственно на сунне Пророка. Иджмаскладывался из совпадающих мнений по религиозным и правовым вопросам, которые были высказаны сподвижниками Мухаммеда и наиболее влиятельными теологами-правоведами. Правомерность иджмы как одного из источников шариата выводят из указания Мухаммеда: "Если вы сами не знаете, спросите тех, кто знает".

Слайд

По мере развития исламского общества и образования огромной империи, исламские правоведы при решении новых возникавших вопросов, не получивших отражения в основополагающих источниках, пришли к их расширительному толкованию с широким использованием личного мнения, что привело к применению аналогии(киясу).

Согласно киясу правило, установленное в Коране, Сунне или иджме, может быть применено к делу, которое прямо не предусмотрено в этих источниках права. Кияс способствовал освобождению шариата от теологических наслоений. Но в руках судей порой был орудием произвола. Некоторые мусульманские течения не признавали кияс в качестве источников права.

Слайд

Следующий источникфетвапредставляет собой решения и мнения отдельных теологов-правоведов по правовым вопросам.

Слайд

В качестве дополнительного источника права шариат допускал местные обычаи. Признавались правовые обычаи, сложившиеся в арабском обществе (урф), а также у покоренных народов, подвергшихся влиянию мусульманского права (адаты).

Слайд

Производным от шариата источником права были указы и распоряжения халифов - фирманы. Фирманы не должны были противоречить принципам шариата и дополняли его чаще нормами, регламентирующими деятельность государственных органов и административно-правовые отношения.

Таким образом , исламская юридическая наука - это правильное понимание норм шариата и, соответсвенно, правильное применение его норм на практике. Стоит заметить, что исламская юриспруденция знает и такие юридические тонкости как хийал - формальное соблюдение буквы закона при фактическом нарушении его содержания. Например, в исламе кредитные операции при наличии процента были запрещены. Но арабы находили решение если мусульманин не может давать деньги под проценты, то это может сделать немусульманин, но от имени мусульманина. Во время халифата банкирами арабов были евреи.

Слайд

Исторически юридическая мысль исламского мира воплотилась в так называемых мазхабах- юридических школах.
У Суннитов на сегодняшний день существует 4 основных мазхаба.
1. Первым мазхабом суннитского толка считаетсяХанифитский, названный так по имени своего основателя - Абу Ханифа, великого исламского правоведа, который выработал методологические основы исламской юриспруденции. Необходимо заметить, что самый ранний по времени своего возникновения мазхаб считается самым либеральным. Главное особенностью этого мазхаба являлось свободное обсуждение правовых проблем на основе принципа «коллективного» разума.Эта школа была официальной в Османской империи; ее концепция используется мусульманами Турции, Пакистана, Сирии, Афганистана, Китая, Индии, большинством мусульман России, Центральной Азии, Казахстана и Балкан. На сегодняшний день ее последователи составляют примерно половину исламского населения Земли.

Слайд

 Следующим считается мазхабМаликитов.
Эта школа прославилась тщательным собиранием и толкованием хадисов.
Практика и привычки жителей Медины, по мнению основателя этой школы были сформированы опытом предыдущих поколений, лично знавших Пророка. Поэтому повседневную жизненную практику мединцев имам Малик считал эталоном, которому достоверный хадис не мог противоречить. Последователи маликитов в основном проживают в странах Магриба(Тунис, Алжир, Мавритания, Марокко, Ливия,).

Слайд

Мазхабшафиитов назван по имени своего основателя - Аш-Шафии , ученика Малика, у которого был особый взгляд на широкое применение иджмы. Он считал возможным ее применение в определенных случаях и рассматривал как третий важнейший источник исламского права. Также он заслужил славу великого систематизатора исламского права, тщательно классифицировав виды сунн. Последователи шафиитов проживают в Египте, Йемене, Индонезии и Малайзии.

Слайд

Ханбалитская школа является наиболее консервативной. Основатель этой школы Ахмад Ибн Ханбал (778— 855 гг. ) родился в Багдаде и был учеником Аш-Шафии. Этот мазхаботличается от других школ крайней степенью консерватизма, которое иногда принимало весьма радикальные формы. Одним из оригинальных мнений ханбалитов, которое отталкивало от них последователей было убеждение о том, что Господь посадил Мухаммада на свой престол и назначил его своим наместником по управлению Вселенной. Приверженцы этого мазхаба проживают сейчас в основном в Саудовской Аравии. Фактически известные ваххабиты придерживаются именно этого мазхаба.

Основные различия между мазхабами суннитского толка как можно видеть заключается в различной оценке ими источников права, т е в различных подходах к оценке икомментированию источников права.

Как было уже отмечено у шиитов имеются собственные мазхабы. Рассмотрим самый главный из них.

Слайд

Джафаритскиймазхаб

Джафаритский мазхаб получил распространение среди шиитов Ирана, Азербайджана, Ирака и Афганистана. Основатель Джафар ас-Садык. Несмотря на многовековую историю, школа заняла положение главного шиитского мазхаба только в XVIII веке. Тогда же джафариты получили признание со стороны суннитов. Источниками религиозного знания джафариты считают Коран, Сунну, иджму и акл («разум»). Важнейшим отличием джафаритов от суннитских мазхабов является признание права компетентного правоведа (факиха) самостоятельно интерпретировать мусульманские законы, решать спорные религиозные, а иногда и политические вопросы на основе Корана и Сунны и руководствоваться методами юриспруденции). Помимо этого, джафариты признают лишь те ахбары (хадисы у суннитов) Сунны, которые восходят к первым сподвижникам Мухаммада. Также джафариты признают принцип «благоразумного скрывания веры» (ат-такийа) в ситуациях, когда существует угроза жизни мусульманина, и институт временного брака.

Слайд

Уголовное право

Преступления и наказания.
Уголовное право оказалось наименее разработанной частью шариата

Преступления делились на 2 группы:

  1.  К религиозным преступлениям относилисьотступничество от ислама, бунт, сопротивление властям, кражи, прелюбодеяние, употребление спиртного. Этот вид преступлений наказывается довольно строго – смертной казнью с четвертованием (затем тело отдавалось на всеобщее поругание), отрубанием рук, закапывание заживо и тд
  2. Посягательства на права отдельных лиц: за убийство - кровная месть или выкуп (в случае, если родственники прощали убийцу), за другие преступления - принцип талиона (принцип назначения наказания за преступление, согласно которому мера наказания должна воспроизводить вред, причинённый преступлением).

Слайд

Суд и процесс в исламе

Судебную власть осуществлял кади (судья), являющийся представителем духовной власти халифа.

Правомочия кади были весьма обширны: они рассматривали дела всех категорий, ведали исполнением судебных решений, осуществляли надзор за местами заключения, выполняли нотариальные действия, проверяли законность землепользования. При вынесении решений кади руководствовались Кораном и Сунной и решали дела на основе самостоятельного толкования. Судебные решения и приговоры кади были окончательными и обжалованию не подлежали.

Определённую трудность составляли случаи выбора юрисдикции суда при наличии нескольких мазхабов. Если стороны принадлежали к разным мазхабам, то правом выбора суда пользовался ответчик.

Особенностью исламского процесса является то, что судья на заседании буквально не слушает дело, а расследует его, пользуясь при этом системой формальных доказательст, главным из которых являются свидетельские показания. К свидетелям щариатпредъявлял особые требования: свидетель должен был пользоваться доброй славой, быть в здравом уме и тд. Свидетельство женщин против мужчин не допускалось.

Слайд

Частное право

Право собственности

Своеобразным институтом шариата был вакф - имущество (обычно недвижимое), переданное собственником на какие-либо религиозные или благотворительные цели. Лицо, установившее вакф, теряло право собственности на данное имущество, но сохраняло за собой право выступать в качестве управляющего вакфом и резервировать определенный доход с него для себя и наследников.

Договорное право

Исламу известны практически все виды договор, за исключением договора займа, так как в шариате содержались положения, которые формально осуждали ростовщичество.

Наследственное право

Наследственное право в исламском мире испытало на себе сильнейшее влияние адата – обычая тех народов, которые приняли ислам. Допускалось наследование по завещанию (не более 1/3 всего имущества) и по закону. Особенностью шариата было то, что наследованию подлежали только имущественные права умершего, а не обязанности, которые не могли

переходить на наследников. Наследственная доля женщин была вдвое меньше доли мужчин.

Семейное право.

Брак рассматривался как религиозная обязанность. На деле брачный договор часто выступал как торговая сделка. Фактически отец распоряжался судьбой дочерей, стремясь получить доход. У шиитов даже признавался временный брак на определенный срок.

Коран разрешал мужчине иметь одновременно до 4-х жен, а также неограниченное число наложниц из рабынь. Но муж должен быть предоставить каждой жене имущество, жилище и одежду. Поэтому гаремы могли себе позволить только представители верхушки.

Развод был разрешен, а число браков и разводов не ограничено. Поскольку цель мусульманского брака заключена в рождении детей, физиологическая невозможность их иметь является законным основанием к расторжению брака. Разведенная в течение 3х месяцев должна была находиться в доме мужа, чтобы определить не является ли она беременной. В случае рождения ребенка он оставался в доме отца. Жена могла требовать развода через суд лишь в определенных случаях (например, невыполнение супружеских обязанностей).

Слайд

Значение исламского права

После того как халифат прекращает свое существование считается что исламское право также прекращает свое развитие(12век). Тем не менее определенный вклад исламского права в общую европейскую традицию заметен. В первую очередь нужно отметить что мусульмане собрали библиотеки и благодаря им до нас дошлимногие труды греческих мыслителей, к примеру Европа познакомилась с Аристотелем с помощью арабских переводов.

Именно этот древний характер позволяет нам считать его предметом науки истории права.

Так, в европейское средневековое право при посредничестве средиземноморской торговли проникают такие понятия как оговорка о запрете двойной продажи. (мукхатара).

Французчкий аваль происходит от арабского хавала-передача долга.

Современный банковский чек ведет свое происхождение от бумаги, используемой арабами и именуемой «сак». Так как испокон веков нападения разбойников на торговые караваны было частым явлением, арабы стали продавать свои товары, используя небольшую бумажку с записями.

Большое влияние оказало исламское право на становление европейского нотариата. В Испании, освобождённой из под власти арабов в ходе реконкисты несколько веков спустя составляли документы по арабскому образцу.

В заключении конечно же нужно отметить. что полной мере исламское право продолжает сохранять свое значение для народов, исповедующих ислам, поскольку она составляют действенную часть ислама как религии.

 

 

 

 


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 177; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!