Тема 1. Информационная деятельность в государствах



Древности. Пражурналистика и журналистика

Понятие информационной деятельности, её формы в государствах древности. Зависимость форм информационной деятельности от социальной структуры общества. Человек и государство в цивилизациях древности. Коммуникативные процессы в древнем Египте, цивилизациях Междуречья, Китае, их историческая специфика.

Публицистика как особая форма словесного творчества и важнейший социальный институт. Функции публицистики. Взаимодействие публицистики с другими сферами словесного творчества. Обусловленность характера публицистики формой правления и политической системой государства. Исторические формы публицистики. Значение терминов «пражурналистика», «журналистика» и «публицистика». Отличия и сходства между пражурналистикой и журналистикой. Вопрос периодизации истории зарубежной журналистики. Предпосылки возникновения и исторические особенности пражурналистских явлений античности. Обусловленность характера публицистики формой правления и политической системой государства.

Тема 2. Предпосылки возникновения устной публицистики в

Древней Греции. Софистика и ораторское искусство

Античность как исток и важнейший этап формирования европейской культуры. Политическая предпосылка возникновения публицистики: демократия и риторика. Афинские органы государственной власти и их функции. Ораторское искусство как необходимое звено государственной системы и первая историческая форма публицистики. Злободневность и актуальность ораторской речи. Античный оратор и аудитория.

Принцип состязательности (агонистики) как основа греческой культуры. Отражение агонистики в общественной жизни. Место звучащего слова в культуре Греции. Коллективный характер исполнения и восприятия хоровой лирики и других жанров. Устное слово как политическое оружие (творчество Каллина, Тиртея и Солона). Влияние изустной традиции эпической и лирической поэзии на формирование ораторского искусства. Искусство красноречия как вид творческой деятельности и пражурналистское явление античности.

Древнегреческая софистика V-IV вв. до н. э. как идейно-философская предтеча искусства красноречия. Субъективизм, скептицизм, релятивизм софистов, их просветительский пафос. Взгляды софистов на проблему познания и сущность истины. Связь софистики с демократическим устройством древнегреческих полисов и ее роль в становлении ораторского искусства.

Первые учителя красноречия на Сицилии и в Афинах (Эмпедокл, Корак, Тисий). Первые руководства по искусству красноречия. Публицистика Горгия (485—380 гг. до н. э.). Горгианские фигуры. Методика воздействия Горгия на слушателей. Софистический релятивизм Горгия в речи «Похвала Елене». «Соотнесение» как способ рассуждения Горгия и первых софистов.

Тема 3. Судебное и политическое красноречие.

Публицистика Лисия и Исократа

Особенности судопроизводства в демократических Афинах. Гелиэя – первый в истории демократический суд. Организация судебных процессов в условиях демократии. Практика судебного красноречия. Обвинительные и оправдательные речи как важнейшая составляющая судебной системы.

Специфика деятельности логографов. Особенности подготовки и произнесения судебных речей. Композиция судебной речи. Теория правдоподобия как особый тип аргументации в судебной речи. Судебные ораторы Аттики V-IV вв. до н. э. (Антифонт, Андокид, Лисий (ок. 459—380 гг. до н. э.), Исей). Нравственный идеал человека-гражданина по речам Лисия. Стиль Лисия-оратора. Лисий — основатель аттицизма и мастер этопеи «Защитительной речи по делу об убийстве Эратосфена».

Выдающиеся политические ораторы Древней Греции V-IV вв. до н.э. Роль политического красноречия в решении государственных задач (Перикл, Клеон). Исократ (436—338 гг. до н. э.) — моралист, теоретик ораторского искусства и первый «кабинетный» публицист античности. Роль Исократа в создании аналитической публицистики. Композиция и форма его речей. Способ рассуждения Исократа: роль бинарных оппозиций. Принцип благозвучия. Общественно-политические взгляды Исократа: идея панэллинизма в речи «Панегирик» (380 г. до н.э.)[2]. Обоснование идеи просвещенной тирании в «Кипрском цикле» (370—360-е гг. до н.э.). Энкомий «Евагор» как пропагандистское произведение, прославляющее политического деятеля.

Пять разделов риторики, их характеристика. Классификация речей: судебное, политическое и эпидейктическое (торжественное) красноречие.


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 601; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!